Валентина Пыхтина
Творческо-исследовательский проект с детьми второй младшей группы «Зимующие птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Говорят, что птицы — это ангелы, души добрых людей. В старину, ещё до прихода христианства, люди верили, что пернатые на своих крыльях приносят весну и открывают праведным людям двери рая, поэтому даже бедные крестьяне старались птиц зимой подкармливать.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Творческо-исследовательский проект с детьми второй младшей группы „Зимующие птицы нашего края“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы нашего края, области
- Птицы нашего края. Проекты
- Птицы. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, приносят людям пользу и радость. Реализуя основную образовательную программу «Детство», и используя методическое пособие, составленное авторами программы для детей 1 младшей группы, в январе месяце осваивается тема «Зимующие птицы (Поможем птицам зимой)». В рамках проведения тематической недели планируются мероприятия познавательного и творческого характера. Последовательно и гармонично дети знакомятся с миром птиц, и по мере возможности пытаются оказывать посильную помощь по сохранению численности пернатых в холодное время года.
Особенно трудно птицам в суровые морозы, сильные снегопады, а также когда почва, ветки и стволы деревьев покрываются ледяной коркой. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Естественный корм в таких условиях становится практически недоступным. Орнитологи утверждают, что до 70% синиц, которым не суждено пережить зиму, погибают именно в конце зимы не от холода, а от голода. А ведь каждому из нас по силам помочь в трудный час пернатым!
Цель проекта : Развитие у детей нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности.
Проблемы:
Недостаток знаний детей о зимующих птицах. Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.
Ожидаемые результаты:воспитанник, имеющий представление о зимующих птицах, умеющий наблюдать, желающий оказывать помощь птица зимой.
Родитель активный участник проекта и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам. Пополнение предметно-развивающей среды группы по теме проекта. Признание значимости проекта средствами СМИ (печать, выступления, конкурсы).
Задачи проекта :
Расширять знания об окружающем, о пользе птиц в природе;
-Учить узнавать пернатых по внешнему виду;
- Обогатить словарный запас детей;
-Активизировать познавательную деятельность;
-Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;
- Воспитание ответственного и бережного отношения к природным объектам.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Научить детей правильно их подкармливать.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
•Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
•Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
•Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Участники проекта : дети второй младшей группы "Буратино", родители, воспитатели.
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап:
-Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
-Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
-Сбор информации по данной теме.
-Создание необходимых условий для реализации проекта.
II.Основной этап.
Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в воспитательно - образовательный процесс
эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о
зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
-работа воспитателей с детьми;
-самостоятельная деятельность детей;
-совместная деятельность родителей и детей.
1. Работа воспитателей с детьми
Беседы:
•«Что ты знаешь о зимующих птицах?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
•«Меню птиц»
Цель: Познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период.
•«Зимние гости»
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах.
•«Зачем помогать птицам зимой»
Цель: Воспитать бережное отношение к живой природе.
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Цель: уточнить представления о зимующих птицах, активизировать
словарный запас детей.
Рассматривание сюжетных картин и фотографии.
Цель: уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей.
Составление рассказов по иллюстрациям.
Цель: обогащать и активизировать словарный запас детей, формировать
связную речь.
Разучивание стихов.
Цель:
Научить внимательно слушать литературный текст, развивать память.
Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Разучивание пальчиковых игр
Цель:
Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.
Чтение художественной литературы (фольклор, поэзия, рассказы)
Цель:
Формирование интереса к потребности в чтении. Привлечение к
знакомству с различными формами художественной литературы.
В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко
«Берегите птиц», «Зимние гости» Ю. Никонова «Воробьишко», “Где обедал
воробей” /из цикла “Детки в клетке”, “Умная птичка.
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах)
Цель:
Расширить представления детей о зимующих птицах, их особенностях,
повадках. Воспитание любви к пернатым друзьям.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»
Цель:
Учить внимательно слушать музыкальные произведения, различать
голоса птиц.
Дидактические игры:
«Собери птицу», «Что за птица?», «Кто как кричит?», «Разрезные картинки»,
«Чья тень?», «Мал –мала –меньше», «Угадай на ощупь», «Кто дальше, кто
ближе?», «Кто где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек».
Цель:развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и
целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки,
складывать из частей целостную картину.
Сюжетно-ролевые игры:«Пригласи синичку в гости», «Больница птиц»
Цель:Воспитывать желание сопереживать и помогать пернатым друзьям.
2. Самостоятельная деятельность детей:
1)Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и
журналах, рассматривание сюжетных картин и фотографии
Цель:Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать
словарный запас детей.
2) Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки,
трафареты.
Цель: Привлечение детей к самостоятельной деятельности.
3)Прогулки.
4)Наблюдение за птицами.
5)Беседы о зимующих птицах.
6) Подвижные игры:
• «Воронята»
• «Птички»
• «Воробышки и кот»
Подкормка птиц.
Цель: Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях.
3. Совместная деятельность родителей и детей
Конкурс «Птичья столовая»
Цель: Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-
Родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.
Сбор корма для птиц :
Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период.
Укрепление детско-родительских отношений.
Работа с воспитанниками
Образовательные области проекта : социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие.
Формы работы: непосредственно организованная деятельность, беседы,
наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной
литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды
деятельности.
Познавательное развитие:
Беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Чем птицы отличаются от
животных?; «Где живут птицы?», «Какие птицы прилетают на участок
детского сада?»; «Нужно ли заботиться о птицах?»; «Какую пользу приносят
птицы?» : «Меню птиц»; «Найди домик для птички».
Дидактические игры: «Один - много»; «Угадай по описанию»; «Что за
птица?»; «Угадай, кого не стало»; «Большие и маленькие птицы на
кормушке»; «Накорми птиц»; «Найди маме птенца»; «Каких птиц много на
дереве?»; «Назови и покажи зимующих птиц».
Разгадывание загадок о зимующих птицах.
Социально- коммуникативное развитие:
Подкормка птиц во время прогулок; вывешивание кормушек, сделанных
руками родителей.
Правила кормления птиц.
Чтобы правильно кормить птиц, нужно соблюдать некоторые правила:
Во время подкормки птиц не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время – птицы сами будут прилетать к месту кормления.
Кормить птиц регулярно, ежедневно. Нельзя подкармливать время от времени, в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Сюжетно- ролевые игры: «Больница птиц»; «Пригласи синичку в гости»;
«Птичкина столовая».
Ситуативный разговор: «Можно ли подбирать птичьи перышки?», «Как
птицы защищаются?»; «Что значит заботиться о зимующих птицах?»;
«Пернатые друзья».
Художественно- эстетическое развитие:
Рисование: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей».
Раскрашивание раскрасок: «Воробей», «Снегири на ветке», «Синичка и
рябина» и т. д.
Лепка: «Птички в гнездышках».
Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Птички летают»; «Вороны и собачка»; «Птички в
гнездышках»; «Воробушки и автомобиль»; «Кот и воробьи».
Пальчиковые игры: «Воробьи – воробышки»; «Птичья кормушка»; «Сел на
ветку снегирек»; «Сорока»; «Птичка крылышками машет».
Безопасность.
-Беседа на тему: «Не разоряйте птичьих гнезд», «Не дадим птичке умереть»
(защита птиц). Наблюдение за птичьими гнездами, скворечником, кормушкой
(птицы маленькие, беззащитные, пугливые, не могут постоять за себя и свое
жилье)
III. Заключительный этап:
•Развешивание кормушек на территории детского сада.
•Выставка детских работ.
•В течении реализации проекта, слушание музыкальных произведений,
чтение стихотворений о птицах, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры: «Голоса птиц»; «Воробей храбрый».
Продукт проектной деятельности :
- выставка рисунков, аппликаций;
- выставка познавательной и художественной литературы о птицах «Пернатые
друзья»;
- выставка кормушек и экокормушек для птиц, размещение их на территории
детского сада;
- оформление «Книжки-малышки» по теме проекта.
Вывод:
В результате проведения проекта «Зимующие птицы» :
- Созданы благоприятные условия для формирования у младших
дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц, их
значении для природы в целом и для человека, о правилах подкормки;
- Увеличился интерес к окружающему миру, что нашло отражение в
детских играх, поделках, рассказах;
- Были созданы условия для развития у детей любознательности и
творческих способностях;
- Отработан навык рисования красками, карандашом, различные
приемы лепки;
- Воспитывается чувство любви и бережного отношения к природе и ко
всему живому;
- Через исследовательско-творческую деятельность дети решают
поставленную задачу в виде коллективной работы;
- у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной
деятельности.
Итоги работы:
Работа в рамках проекта получалась интересной, увлекательной и познавательной для всех участников проекта.
Проект позволил расширить кругозор детей о зимующих птицах, у детей сформировалась любознательность, познавательная активность. И самое главное у ребят выработалась привычка оказывать помощь, сострадать и бережно относиться к птицам.
В группе улучшилось предметно-развивающая среда: игровыми пособиями, литературой, иллюстрациями, конспектами, видео материалами. Родители подарили группе книгу самоделку «Книга о птицах», изготовили баннер.
Все родители приняли участие в изготовлении кормушек, принесли различный корм для птиц, иллюстрации и раскраски для детей в группу. Активно проявили себя в творческом конкурсе «Птички – невелички» (абсолютный победитель мероприятия многодетная семья Токаревых)
Цель и задачи, поставленные в начале проекта выполнены.