Наталья Стацура
Творческий проект «Знакомство с русской народной культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с русской народной культурой»
познавательный проект
Содержание проекта
Паспорт проекта…. …. 3
Актуальность проекта….…. …. 6
Цель и задачи проекта…. ….…. 6
Основные формы реализации проекта. ….…. 7
Этапы работы над проектом….…. 7
План реализации проекта …8
Ожидаемый результат….….9
Эффективность реализации проекта….10
Публикация «Творческий проект „Знакомство с русской народной культурой“» размещена в разделах
Литература….11
Приложения:
Приложение 1 Консультация для родителей «Значение Русской избы»
Приложение 2 Анкета «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»
Приложение 3 Конспект занятия «Мы помощники Федоры»
Приложение 4 Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой»
Приложение 5 Конспект занятия «Изба мастеров»
Приложение 6 Конспект занятия «Эти мудрые русские сказки»
Приложение 7 Конспект занятия «Изба русских народных промыслов»
Приложение 8 Русские народные игры
Приложение 9 Считалки
Приложение 10 Сговорки
Приложение 11 Фотоотчет «Знакомство с русской народной культурой»
Паспорт проекта
Наименование проекта «Знакомство с русской народной культурой»
Основные разработчики проекта
Цель и задачи проекта Цель проекта : формирование интереса к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• знакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с предметами быта (кухонная утварь, игрушки, музыкальные инструменты);
• прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, народным творчеством, искусством;
• способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине;
• развивать творчество и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Сроки реализации проекта Краткосрочный
I этап:
II этап:
III этап:
Этапы реализации проекта I этап : организационно-
подготовительный
• подготовка проекта, определение темы и цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
• подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу;
• подобрать иллюстративный материал;
• подобрать материалы, атрибуты для игр;
• подготовить консультации для родителей;
• составить перспективный план мероприятий;
• индивидуальные беседы, консультации для родителей;
• разработка перспективного плана.
II этап: практический
• составление перспективного плана работы для детей группы;
• распределение заданий между родителями;
• выполнение работы в соответствии с планом, выбором форм работы, методов и приемов;
• проведение бесед, занятий, прослушивание произведений;
• рассмотрение иллюстраций к произведениям устного народного творчества ( художники: Ю. Васнецов, В. Пименов);
• ознакомление с родным краем, промыслами (Дымка, Городец, Семеново);
• разучивание народных игр, потешек;
• рассматривание предметов быта.
III этап: заключительный
• подготовка презентации;
• итоги реализации.
Участники проекта педагоги, дети группы и их родители
Ожидаемые конечные результаты проекта Ожидаемый результат : узнают о традициях семьи;
• познакомятся с народными игрушками (матрешки, городецкая, богородская);
• познакомятся с русской избой и другими строениями, их внутреннем убранстве, предметах быта;
• познакомятся с понятием Родина и символами нашего государства.
Ресурсное обеспечение проекта • Интернет-ресурсы (слайды, видеофильмы);
• материальные ресурсы (приобретение материала для работы);
• аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер;
• библиотека для детей и родителей;
• народные музыкальные и шумовые инструменты, детские народные музыкальные инструменты.
Актуальность
Россия крупнейшее в мире многонациональное государство, сформировавшееся на протяжении многих столетий, которое органично вобрало в себя много разных народов, языков, религий, нравов и обычаев. Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, есть что-то интересное. Но для того чтобы жить в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим.
Одним из направлений работы проекта является “Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры». Наш город многонационален, и воспитание интернациональных чувств у дошкольников имеет актуальное значение. Для того чтобы уважать традиции своего народа и других народов их нужно знать.
Идея проекта заключается в следующем: все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции.
Цель проекта : формирование интереса к истории и культуре наших предков у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
• знакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с предметами быта (кухонная утварь, игрушки, музыкальные инструменты);
• прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, народным творчеством, искусством;
• способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине;
• развивать творчество и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Участники проекта : дети и их родители, педагоги.
Срок реализации: краткосрочный
Основные формы реализации проекта : рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и других наглядных пособий; анкетирование и консультирование родителей, беседы с детьми, использование художественного слова, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры.
Ресурсное обеспечение:
• Интернет-ресурсы (слайды, видеофильмы);
• материальные ресурсы (приобретение материала для работы);
• аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер;
• библиотека для детей и родителей;
• народные музыкальные и шумовые инструменты, детские народные музыкальные инструменты.
Этапы работы над проектом :
I этап: организационно- подготовительный
• подготовка проекта, определение темы и цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
• подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу;
• подобрать иллюстративный материал;
• подобрать материалы, атрибуты для игр;
• подготовить консультации для родителей;
• составить перспективный план мероприятий;
• индивидуальные беседы, консультации для родителей;
• разработка перспективного плана.
II этап: практический
• составление перспективного плана работы для детей группы;
• распределение заданий между родителями;
• выполнение работы в соответствии с планом, выбором форм работы, методов и приемов;
• проведение бесед, занятий, прослушивание произведений;
• рассмотрение иллюстрация к произведениям устного народного творчества ( художники: Ю. Васнецов, В. Пименов);
• ознакомление с родным краем, промыслами (Дымка, Городец, Семеново);
• разучивание народных игр, потешек;
• рассматривание предметов быта.
III этап: заключительный
• подготовка презентации;
• итоги реализации.
Перспективный план
Этапы Формы работы с детьми и родителями Сроки реализации
1. Разработка консультации для родителей:
«Значение русской избы»,
2. Анкетирование родителей:
«Значение русского народного творчества в жизни вашего ребенка»
3. Посещение виртуального музея «Национальный быт и культура»
4. Знакомство с русской избой «Как наши бабушки и дедушки жили»
5. Чтение русских народных сказок «Мужик и медведь», «Вершки да корешки», «Заяц-хваста», «Лиса и кувшин» и д. р.
6. Русские народные игры
7. Загадки, пословицы, поговорки
8. Прослушивание русских народных песен
9. Занятие по изо. деятельности
Рисование «Флаг России»
лепка «Уточка» (дымка)
10. Знакомство с русскими народными игрушками «Мартешка и др.»
11. Виртуальное путешествие «Быт русского народа в старину»
12. Виртуальное путешествие «Русский национальный костюм»
13. НОД «Мы помощники Федоры»
14. Драматизация РНС «Теремок»
15. Презентация проекта «Знакомство с русской народной культурой»
Ожидаемый результат:
• узнают о традициях семьи;
• познакомятся с народными игрушками (матрешки, городецкая, богородская);
• познакомятся с русской избой и другими строениями, их внутреннем убранстве, предметах быта;
• познакомятся с понятием Родина и символами нашего государства.
Данный проект помогает раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной город, их обычаях, традициях, фольклоре. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формируется представление о себе и других как о личности.
Вывод
В заключении хочется сказать, что во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Результаты мониторинга
Для понимания результатов я провела диагностику по изучению русской народной культуры. Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта.
Результаты повторной диагностики, как я и ожидала, были выше, что позволило сделать вывод о том, что уровень интереса детей в познании русской народной культуры значительно вырос.
Литература
1. Аникин В. П. Русские народные поговорки, пословицы, загадки и детский фольклор. – М., -1957. – 165 с.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 144 с.
3. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду/. – Спб. : ДЕТСВО_ПРЕСС, 2010. – 160 с.
4. Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.
6. Косарева В. Н. «Народная культура и традиции» 2012 г.
7. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Приобщение детей к истокам русской культуры : Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников
8. Осокина Т. И. Детские подвижные игры народов СССР / – М. : Просвещение, 1989. – 239 с.
9. Интернет - источники:
https://slavyanskaya-kultura. ru