Юлия Бочкина
Творческий проект «В мире эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект "В мире эмоций"
Актуальность проекта.
Все мы знаем, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей, которые зависят от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды, которая должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Любая деятельность в условиях обогащённой среды позволяет ребёнку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.
Публикация «Творческий проект „В мире эмоций“» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Музыкальная предметно – развивающая среда занимает особое место в ряду всех остальных. Возникает вопрос: «как сделать, чтобы музыкальная деятельность стала интересней, насыщенней? Давала бы детям возможность активного участия в ходе непосредственно – образовательной и самостоятельной деятельности. Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, необходимо кардинально пересмотреть подходы к моделированию комфортной музыкальной предметно- развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном кабинете и в группах.
Цель проекта : Моделирование музыкальной предметно-развивающей среды и
обеспечение реализации потребности ребенка в активной музыкальной деятельности через предметный мир.
Задачи проекта :
• внедрение в практику новых подходов к организации музыкальной предметно- развивающей среды, обеспечивающей полноценное музыкальное развитие дошкольников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования;
• создание музыкальной предметно- развивающей среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
• создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (музыкальной, двигательной, самостоятельной, творческой, театрализованной);
Срок проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети 3 – 7 лет, воспитатели, родители.
Основные принципы реализации проекта :
1. Принцип деятельностного подхода. Развитие эмоциональной отзывчивости осуществляется в активной поисковой деятельности.
2. Принцип ориентации на возрастные особенности. Деятельность направлена на зону ближайшего развития ребёнка и ориентирована на зону актуального развития.
3. Принцип индивидуального подхода.
4. Принцип особого участия взрослого. Принципиальным является наличие взрослого как партнера по совместной деятельности.
5. Принцип высокой вариативности
Создание условий необходимых для реализации проекта.
С принятием новых федеральных государственных образовательных стандартов к предметно – развивающей среде предъявляются новые требования. Предметно-развивающая среда должна быть полифункциональна, интегративна, информативна и содержательна. В связи с этим возникла острая необходимость моделировать развивающую среду в соответствии с требованиями ФГОС. Воспитанник детского сада должен уметь передавать характер музыки в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин, то есть использовать интегрированный подход к организации музыкальной деятельности.
Музыкальная предметно- развивающая среда для детей младшего дошкольного возраста строится на сюжетной основе, для старших дошкольников – на дидактической. Пособия развивающей среды сомаштабны глазу, действиям руки, росту ребенка. Они добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.
Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему, развитию творческих способностей. Такая среда вызывает у детей чувство радости, восторга, создаёт эмоционально - положительное отношение к миру музыки. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, время от времени (1-2раза в месяц) пособия обновляются.
Предполагаемые результаты:
Расширение развивающей предметно-пространственной среды позволит детям в доступной игровой форме дать представления о средствах музыкальной выразительности, создаст условия для обеспечения разных видов деятельности (музыкальной, театрализованной, самостоятельной, научит различать гамму чувств и настроений, обогатит словарный запас, изготовленные дидактические игры и пособия поспособствуют развитию специальных музыкальных способностей.
Реализация проекта.
Музыкальная развивающая предметно-пространственная среда среда в детском саду организовывается по трем основным блокам:
восприятие музыки;
воспроизведение музыки;
музыкально-творческая деятельность.
1 этап. Подготовительный.
Подбор методической литературы
Подбор материалов для изготовления пособий, игр, лэпбуков.
Условно, разделим дидактический материал на несколько составляющих:
*Восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей.
* Воспроизведение музыки:
- пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;
- пособия, побуждающие к музыкально - ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т. п. ;
- пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации.
-пособия, развивающие специальные музыкальные способности: звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый слух.
*Музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.
2 этап. Основной.
Изготовление пособий, игр, лэпбуков, самодельных музыкальных инструментов для всех возрастных групп.
Разучивание музыкально-дидактических игр
Проведение музыкальных занятий на развитие эмоциональной отзывчивости
Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. Кроме этого, важно научиться адекватно реагировать на происходящие изменения в сфере образования, уметь работать в команде единомышленников, грамотно и качественно организовывать воспитательно –образовательную работу с воспитанниками, эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с их родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы и идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное методическое пособие – ЛЭПБУК. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его можно делать совместно взрослым и детям.
Что такое лэпбук?
Лэпбук – в дословном переводе значит «наколенная книга». Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.
Лэпбук - это интерактивная книжка – раскладушка, информация в которой представлена в виде кармашков, открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
3 этап. Заключительный
Лэпбук «В мире музыки» для старшего дошкольного возраста
Лэпбук «Любимые сказки» для младшего дошкольного возраста
Изготовленные дидактические игры, пособия, музыкальные инструменты для самостоятельной музыкальной деятельности
Результаты проекта.
Правильно организованная музыкально- предметная развивающая среда позволила каждому ребёнку в простой, доступной игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях, научила различать разнообразную гамму чувств, настроений. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развились музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовысотный слух, чувство ритма.
Моделирование развивающей предметно- пространственной среды позволило создать условия для самостоятельной музыкальной и театрализованной деятельности детей, внедрение в практику новых подходов к организации музыкальной предметно- развивающей среды (ЛЭПБУК, обеспечивающей полноценное музыкальное развитие дошкольников в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.