Светлана Голубева
Творческий проект «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Публикация «Творческий проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Проект «В гостях у сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию общения детей и взрослых. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Проект направлен на воспитание любви к сказке и развитие творческих способностей дошкольников посредством организации совместной деятельности детей и взрослых (родителей, педагогов).
Постановка проблемы: в настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Данные полученные в ходе опроса детей и родителей ДОО, свидетельствуют о том, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. А ведь на самом деле, сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Обоснование проблемы: взрослые (родители, педагоги) не придают должное значение важной роли сказок в воспитании детей.
Актуальность проекта определяется тем, что его реализация включает в себя использование различных форм совместной деятельности детей и взрослых (педагогов, родителей) : театрализованные творческие постановки «Парад сказок», творческие выставки по сказкам.
Новизна проекта состоит в использовании различных видов совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Целевой ориентир проекта : раскрытие ценности совместного творчества участников проекта через развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, создание условий для реализации творческого потенциала участников проекта.
Задачи проекта :
для детей:
• формировать умение выразительно инсценировать эпизоды сказок;
• обогащать и расширять словарный запас детей;
• развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
• развивать коммуникативную компетентность детей и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях;
• воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
• воспитывать культуру речи,
для родителей:
• создать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
• развивать совместное творчество родителей и детей;
• развивать у себя способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
• заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней;
для педагогов:
• развивать творческий потенциал детей;
• показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Проект долгосрочный, его реализация рассчитана на 1 год.
Участники проекта : обучающиеся (воспитанники ДОО, родители (законные представители, педагогические работники ДОО.
Проект построен на следующих общедидактических принципах: доступности, соответствия возрасту, целенаправленности, вариативности, научности, участия заинтересованных сторон.
Календарный план проекта строится в 3 этапа :
• подготовительный, который включает в себя опрос детей и родителей, составление плана работы;
• основной, в ходе которого проводится совместная работа участников проекта согласно плану,
• заключительный этап, где участники проекта обобщают полученный опыт и транслируют его окружающим (открытые мероприятия, экскурсии в группе на выставки, демонстрация опыта другим педагогам)
Ресурсы проекта :
Кадровый ресурс
Воспитатель группы, музыкальный руководитель
Родители воспитанников
Материально-
технический ресурс • групповые помещения;
• музыкальный зал;
• технические средства обучения (ноутбук, мультимедийный проектор, телевизор, DVD проигрыватель, музыкальный центр и т. д.);
• наглядно-методические пособия;
• методическая литература.
Информационный
ресурс • использование ИКТ;
• обмен опытом работы (семинары, выставки, консультации и т. д.);
• изучение методической литературы;
• участие в конкурсах и выставках различного уровня.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
• развитие интереса детей к сказкам;
• закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
• воспитание чувства дружбы и коллективизма;
• эмоциональный отклик от своей работы.
Для педагогов:
• оформление творческих выставок по сказкам;
• изготовление совместных творческих работ с детьми и родителями;
• презентация проекта;
• формирование желание продолжить проектную деятельность;
• оформление проекта.
Для родителей:
• содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
• рост уровня информированности родителей о деятельности ДОО;
• укрепление детско-родительских отношений.
Пути реализации проекта
1. Беседы с детьми и их родителями.
2. Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русские народные).
3. Рассматривание иллюстраций художников и иллюстраций к сказкам.
4. Пересказ сказок.
5. Разукрашивание раскрасок иллюстраций к сказкам.
6. Лепка героев и сюжетов к сказкам.
7. Аппликации, конструирование из природного материала и бумаги.
8. Инценирование сказок, игры – драматизации.
9. Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические, коммуникативные игры с элементами волшебства, игры – ситуация.
10. Викторина «Ах, уж эти сказки»
11. Организация выставок рисунков и поделок «В гостях у сказки». (Тематическая неделя в ДОУ «Книжная неделя»
12. Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.
13. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
14. выполнение творческих работ совместно с родителями.
15. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов, сказочных персонажей.
16. Оформление уголка для родителей, размещение рекомендаций и кон-сультация для родителей по работе над проектом.
17. Пополнение театрализованного центра по различным видам театра.
18. Выставка творческих работ родителей и детей.
Перспективный план по реализации
проектной деятельности по образовательным областям
«В гостях у сказки»
Образовательные области Виды деятельности
Коммуникация - дидактические игры «У бабушки во дворе». «Назови детенышей», «Назови по другому» и т. д. ;
– обогащение словаря детей;
– чтение сказок, разучивание пословиц о добре и зле,.;
– рассматривание иллюстраций сказок.
Художественное творчество – рисование по сказкам,
– лепка героев из сюжетов калмыцких сказок. ;
– аппликации к сказкам;
– самостоятельное детское творчество;
– помощь в оформлении выставок в группе;
Социальное развитие
– проведение сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр
– помощь семьи, сотворчество детей и родителей в конкурсе поделок и рисунков «В гостях у сказки»;– участие в конкурсе рисунков по сказкам
Здоровье и физическая культура
– проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию, прогулок с элементами игр и персонажей из сказок;
– подвижные игры.
Познание
– инсценировка сказок;– использование сказочности и сказочных персонажей в формировании элементарных математических понятий, в математических дидактических играх;
– дидактические игры – «Отгадай загадку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм?», «Кто и в какой сказке использовал этот предмет?», «Продолжи слова персонажа», «Кто это сказал?»
Трудовое обучение – подготовка атрибутов
Театрализованная деятельность – инсценировка сказок
– различные драматизации с использованием разных видов театра и кукол
Музыка -разучивание песен, танцев
Работа с родителями
– конкурс рисунков и поделок «В гостях у сказки» (сотворчество детей и родителей);
– подготовка родителями атрибутов и декораций по мотивам сказок;
- консультация «Что такое сказкотерапия?»
– проведение тематического родительского собрания «Роль книги в воспитании дошкольника»
– консультация для родителей по данной теме «Что читать детям».
Материально-техническое обеспечение проекта :
— книжный уголок (народные сказки, потешки, прибаутки);
— уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности – конструктивной, изобразительной, музыкальной;
— зона настольно-печатных игр;
— уголок сюжетно-ролевых игр;
— аудио записи;
— иллюстрации к сказкам;
— настольные театры:би-ба-бо. тантамарески, пальчиковые, кукольные;
— выставки детского творчества.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей.
Построение всего образовательного процесса вокруг этой темы дает большие возможности для развития детей. У дошкольников появляются многочисленные возможности для развития: звуковой культуры речи, диалогической и монологической речи, развития основных навыков, понятийного мышления.
Предполагаемый результат:
— расширение и обогащение знаний детей о героях сказок;
— развитие речи детей, обогащение ее новыми словами и выражениями;
— развитие творческих способностей детей;
— активизация позиций родителей как участников педагогического процесса детского сада.