Наталья Стацура
Творческий проект «Украсим детский сад цветами»
▼ Скачать + Заказать документы
«Украсим детский сад цветами»
творческий проект
Содержание проекта
Паспорт проекта…. …. 5
Актуальность проекта….…. …. 8
Цель и задачи проекта…. ….…. 9
Основные формы реализации проекта. ….…. 9
Этапы работы над проектом….…. 10
План реализации проекта …11
Ожидаемый результат….….12
Эффективность реализации проекта….13
Литература….15
Приложения:
Публикация «Творческий проект „Украсим детский сад цветами“» размещена в разделах
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Приложение 1 Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»
Приложение 2 Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»
Приложение 3 Консультация для родителей «Учите детей любить природу»
Приложение 4 Анкета «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
Приложение 5 Конспект занятия «Посадка семян»
Приложение 6 Конспект занятия «Потребности растений»
Приложение 7 Конспект занятия «Цветочная полянка»
Приложение 8 Подвижные игры
Приложение 9 Художественное слово о цветах
Приложение 10 Беседа с детьми «Насекомые – польза и вред»
Приложение 11 Экспериментальная деятельность
Приложение 12 Экологическая сказка «Сказка про то, как Чистота Мусор победила»
Приложение 13 Пословицы и поговорки о цветах
Приложение 14 Загадки о цветах
Приложение 15 Игры – тренинги экологического содержания
Приложение 16 Фотоотчет «Украсим детский сад цветами»
Паспорт проекта
Наименование проекта «Украсим детский сад цветами»
Основные разработчики проекта
Цель и задачи проекта Цель проекта : формирование
экологического сознания дошкольников через развитие трудовой деятельности.
Задачи:
• развивать познавательный интерес к миру природы, к цветочным растениям;
• формировать знания детей о строении и росте цветочных растений;
• воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Сроки реализации проекта Краткосрочный
I этап: 16 февраля – 13 марта 2015 г.
II этап: 16 марта – 15 мая 2015 г.
III этап: 18 мая – 12 июня 2015 г.
Этапы реализации проекта I этап : организационно-
подготовительный
• подготовка проекта, определение темы и цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
• подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу;
• подобрать иллюстративный материал;
• подобрать материалы, атрибуты для игр;
• подготовить консультации для родителей;
• составить перспективный план мероприятий;
• индивидуальные беседы, консультации для родителей;
• разработка перспективного плана.
II этап: практический
• составление перспективного плана работы для детей группы;
• распределение заданий между родителями (купить грунт, парники, семена, стаканы);
• выполнение работы в соответствии с планом, выбором форм работы, методов и приемов;
• труд в уголке природы;
• проведение бесед, занятий, прослушивание произведений о природе и цветах;
• посадка семян в грунт, наблюдение за ростом рассады.
III этап: заключительный
• организация труда на участке детского сада;
• высадка рассады в открытый грунт на участке детского сада;
• наблюдение за ростом в клумбах и уход за цветами;
• подготовка презентации;
• итоги реализации.
Участники проекта педагоги, дети группы и их родители
Ожидаемые конечные результаты проекта Ожидаемый результат :
• осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны и формирование практических знаний, умений, навыков в уходе за растениями;
• появится интерес к растениям;
• научатся вести наблюдения и делать первые выводы;
• усовершенствуются знания детей в названиях цветов и их характерных особенностях.
Ресурсное обеспечение проекта • Интернет-ресурсы (слайды, видеофильмы);
• Материальные ресурсы (приобретение материала для работы)
«…. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в
его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.»
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, цветы, насекомые, птицы. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать.
Основным и актуальным методом работы с дошкольниками по экологическому воспитанию является проектная деятельность, которая охватывает все образовательные области согласно ФГОС ДОУ. Разрабатывая и реализуя проект «Украсим детский сад цветами», я ориентировалась на основные цели и задачи ФГОС: развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной и игровой активности детей; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе и включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).
Цель проекта : формирование экологического сознания дошкольников через развитие трудовой деятельности.
Задачи проекта :
• развивать познавательный интерес к миру природы, к цветочным растениям;
• формировать знания детей о строении и росте цветочных растений;
• воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
Участники проекта : дети и их родители, педагоги.
Срок реализации: краткосрочный (16.02.15г. – 12.06.15г.)
Основные формы реализации проекта : рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, видеофильмов и других наглядных пособий; беседы; использование художественного слова; наблюдения; опыты и исследования; развивающие игры; просмотр слайдов, фрагментов познавательных фильмов и программ; чтение художественных произведений; слушание музыкальных произведений, звуков природы; экскурсии на другие участки детского сада; труд в природе.
Ресурсное обеспечение: грунт для посева семян, семена, торфяные стаканы для рассады, парники, стаканы для рассады, цветной картон, цветная бумага.
Этапы работы над проектом :
I этап – организационно-подготовительный
• подготовка проекта, определение темы и цели, задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
• подобрать методическую, научно-популярную, художественную литературу;
• подобрать иллюстративный материал;
• подобрать материалы, атрибуты для игр;
• подготовить консультации для родителей;
• составить перспективный план мероприятий;
• индивидуальные беседы, консультации для родителей;
• разработка перспективного плана.
II этап- практический
• составление перспективного плана работы для детей группы;
• распределение заданий между родителями (купить грунт, парники, семена, стаканы);
• выполнение работы в соответствии с планом, выбором форм работы, методов и приемов;
• труд в уголке природы;
• проведение бесед, занятий, прослушивание произведений о природе и цветах;
• посадка семян в грунт, наблюдение за ростом рассады.
III этап – заключительный
• организация труда на участке детского сада;
• высадка рассады в открытый грунт на участке детского сада;
• наблюдение за ростом в клумбах и уход за цветами;
• подготовка презентации;
• итоги реализации.
План реализации проекта
1. Разработка консультации для родителей:
«Учите детей любить природу»,
«Экологическое воспитание детей в семье»
2. Анкетирование родителей:
«Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
3. Беседа с детьми:
«Планета Земля», «Загрязнение окружающей среды», «Как помочь Земле стать красивой?»
«Растения – это жизнь», «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений», «Все начинается с семечка», «Насекомые – польза и вред».
4. Рассматривание иллюстраций с изображением клумб с цветами
5. Просмотр презентации с детьми
«Прорастание семян»
6. Чтение произведений: сказки
В. Сухомлинского : «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Пчела и тыквенный цветок», «Птенец выпал из гнезда», «Карасик в аквариуме», «Почему плачет синичка?», «Семь дочерей», «Стыдно перед соловушкой»
7. Загадки, пословицы, поговорки о цветах
8. Прослушивание песен о цветах
9. Занятие по изо. деятельности
Рисование «Цветы на полянке»
Аппликация «Букет для мамы», «Весенние цветы»
10. Опытно - экспериментальная деятельность:
«Строение растений», «Рост и развитие растений»
«Земля, какая она?», «Вода и росток», «Солнце и росток», «Проращивание семян»
11. Дидактические игры: «Времена года», «Растения и животные», «Круглый год», «Загадай, мы отгадаем», «На цветочной полянке», «Нужно – ненужно».
12. Подвижные игры: «Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Мы с друзьями».
13. Игры- тренинги: «Солнышко», «Туча», «Дождик», «Ветер», «Изобрази животное», «Человечки настроения», «Ветер дует на …», «Весна, лето, осень, зима», «Прогулка по ручью», «Я – кузнечик», «Я – цветок»
14. НОД «Посадка семян цветов»
15. НОД «Посадка семян цветов в открытый грунт»
16. Изготовление стенгазеты «Мы садили цветы»
17. Презентация проекта «Украсим детский сад цветами»
Ожидаемый результат:
• осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны и формирование практических знаний, умений, навыков в уходе за растениями;
• появится интерес к растениям;
• научатся вести наблюдения и делать первые выводы;
• усовершенствуются знания детей в названиях цветов и их характерных особенностях.
Эффективность реализации проекта
Для понимания результатов я провела диагностику по изучению интереса к исследовательской и практической деятельности по изучению особенностей выращивания растений в «огороде на окне». Диагностическое исследование проводилось дважды: на начало и на конец проекта со всей группой детей, участвующих в работе проекта.
Результаты повторной диагностики, как я и ожидала, были выше, что позволило сделать вывод о том, что уровень интереса детей к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями и даже учить и объяснять родителям как правильно это делать.
Вывод
Создание эколого – развивающей среды в детском саду – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдение в природе, экскурсии. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.
Мой проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планирую проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Литература
1. Виноградова Н. Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992 г.
2. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», М., 1973 г.
3. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 1981 г.
4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. : 2005 г. 234 с.
5. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006 г. 215 с.
6. Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
7. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.
8. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. 2-4 года. 2010
9. Поддубная Л. Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.
10. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009
11. Шорыгина Т. А. Зелё ные сказки: Экология для малышей. М. 2006.
12. Щербанева Е. А. Занимательная экология. 2011
13. Интернет -сайты