Инна Смирнова (Новикова)
Творческий проект «Сюжетно-ролевая игра «Больница»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14»
Приозерский район Ленинградская область
Творческий проект
Сюжетно-ролевая игра
«Больница»
Выполнила: воспитатель первой
квалификационной категории
Смирнова Инна Николаевна
2023
Проект : сюжетно-ролевая игра «Больница»
Автор проекта : Смирнова Инна Николаевна
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
Публикация «Творческий проект „Сюжетно-ролевая игра „Больница“» размещена в разделах
- Врач, больница, поликлиника. Сюжетно-ролевые игры
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты
- Проекты творческие
- Профессия врач, поликлиника, больница. Проекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
Тип проекта : творческий.
Участники проекта : дети, воспитатель, родители.
Возраст детей: от 5 до 6 лет.
Актуальность проекта :
Одной из главных сторон готовности к систематическому обучению является социально-коммуникативные навыки. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры.
Особое место среди игр дошкольников занимают сюжетно-ролевые, такие игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т. е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников
Подражая взрослым, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим, он сам проникается соответствующим отношением к другим людям.
Во время наблюдения за детьми как они играют в сюжетно-ролевые игры мы пришли к выводу, что у детей преимущественно наблюдался уровень одиночных игр, игры рядом со сверстниками были непродолжительны, сюжеты и содержания игр «Семья», «Больница», «Магазин» не обогащались и не менялись. Ролевые диалоги были однообразны, примитивны. Было принято решение спроектировать работу по развитию сюжетно-ролевой игры «Больница».
Цель проекта : организация и развитие сюжетно-ролевой игры «Больница»
Задачи проекта
Обучающие:
1. Формирование умения развивать сюжет на основе знаний, полученных детьми при восприятии окружающей действительности, из литературных источников;
2. Закрепление знаний детей о профессиях врача: педиатр, окулист, хирург, стоматолог, кардиолог, военный врач, медсестра.
3. Обогащение и активизация словаря детей словами: хирург. кардиолог, педиатр, окулист, стоматолог, военный врач, профилактика, витамины, фонендоскоп, экстренная помощь, медицинская карта, медицинская сестра, таблетки,
Развивающие:
1. Развитие свободного общения детей со сверстниками и взрослым.
2. Развитие творческих ролевых способностей детей.
4. Развитие детского творчества в различных видах деятельности.
Воспитательные:
1Воспитание интереса к совместной деятельности со сверстниками, развитие чувства общности.
2. Воспитание культуры поведения в больнице
3. Воспитание уважения к труду работников больницы.
4. Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр.
Методические приемы:
1. Наблюдение
2. Чтение художественной литературы.
3. Сюжетно ролевая игра.
4. ОД по художественному развитию.
5. Дидактические игры.
6. Создание предметно развивающей среды.
7. Беседы.
8. Привлечение родителей к совместной деятельности.
Реализуемые образовательные области:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Физическое развитие;
- Художественно-эстетическое.
Оборудование:
Белые медицинские халаты, шапочки, самодельные медицинские карты, листы рецептов, коробочки с медицинскими лекарствами (таблетки, лекарства, мази, предметы из набора «Кукольный доктор» (фонендоскоп, шприцы, бинты, шпатели, и т. д., кушетка, ростомер, весы и др.
Продукт проекта :
Видео-интервью «Что ты знаешь о профессии врача»
Сюжетно ролевая игра : «Больница»
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Получение знаний о профессии врача;
2. Формирование коммуникативных навыков;
3. Умение воспроизводить в игре различные действия, которые дети наблюдают в жизни, используя предметы-заместители;
4. Умение детей играть, объединяясь в игре;
5. Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими;
6. Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Этапы работы проекта по теме : «Больница».
I этап – Подготовительный.
Задачи:
1. Определение темы, целей и задач содержания проекта, прогнозирование результата, изучение методической литературы.
2. Изучение психолого-педагогической литературы о взаимоотношениях детей в сюжетно-ролевых играх.
3. Подбор детской литературы Б. Заходер "Все работы хороши", В. Маяковский "Кем быть?", К. Чуковский "Доктор Айболит". Я. Райнис «Кукла заболела», В. Берестов «Больная кукла», П. Образцов «Лечу куклу», А. Кардашова «Наш доктор».А. Барто «Хорошо бы быть врачом» С. Осина «Процедурный кабинет», А. Барто «Я лежу - болею», М. Турчин «Человек заболел», С. Михалков «Прививка», «А что у вас?», Г. Лебедева «Скорая помощь», К. И. Чуковский «Доктор Айболит», «Телефон», «Мойдодыр», «Путаница», «Краденое солнце», «Бармалей», «Крокодил», «Тараканище», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Л. Зильберг «Если мама заболела?», С. Осипова «Правила приема лекарств», А. Крылов «Заболел петух ангиной», К. Ткаченко «Я зайчонку бинт поправлю».
4. Создание РППС: пополнить необходимыми атрибутами и оборудованием зону "Больница" : (халаты и шапочки врача, муляжи лекарств, кукла-доктор, игрушки – инструменты, предметы-заместители, машина скорой помощи и др.)
5. Подбор наглядно - демонстрационного материала: сюжетные картинки, иллюстрации (доктор делает укол, ставит градусник, проверяет температуру; доктор смотрит животик, спинку, горло больного; доктор слушает больного, как он дышит, как бьется сердечко; доктор измеряет рост ребенка)
6. Внести дидактические игры по знакомству детей с профессией «Доктор» : «Сложи картину», «Найди пару», «Что нужно доктору», «Что лишнее, «Позвони доктору», "Чудесный мешочек"; «Чья тень», «Чего не стало», оформить картотеку загадок по теме проекта.
II этап – Практическая работа с детьми
1. Наблюдение за действиями врача в медицинском кабинете при осмотре детей. (Экскурсии в медицинский кабинет)
2. Беседы с детьми о работе доктора с озвучиванием ролевых диалогов
3. Чтение и заучивание стихотворений о профессии врача
4. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением больницы, врача, машины скорой помощи, элементы описания внешности врача, атрибутов и обстановки больницы
5. Чтение и обсуждение литературных произведений: Ю. Яковлева «Больной», К. Чуковского «Доктор Айболит». С. Осина «Процедурный кабинет», А. Барто «Я лежу - болею», М. Турчин «Человек заболел», С. Михалков «Прививка», «А что у вас?», Г. Лебедева «Скорая помощь», К. И. Чуковский «Доктор Айболит», «Телефон», «Мойдодыр», «Путаница», «Краденое солнце», «Бармалей», «Крокодил», «Тараканище», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Л. Зильберг «Если мама заболела?», С. Осипова «Правила приема лекарств», А. Крылов «Заболел петух ангиной», К. Ткаченко «Я зайчонку бинт поправлю».
6. Составление творческих рассказов из личного опыта: «Как я ходил в больницу», «Кто меня лечит дома» и др.
7. Театрализованные игры по литературный произведениям «Доктор Айболит»; пальчиковые игры «Труд людей», «Такие разные дела», «Разные профессии» . Проигрывание ситуаций игрового взаимодействия: «Лечим кукол», «В детском саду делают прививки», «На приеме у врача в детском саду», «Вызов врача на дом» (кукла заболела,
7. Театрализованные игры по литературный произведениям «Доктор Айболит»; пальчиковые игры «Труд людей», «Такие разные дела», «Разные профессии» . Проигрывание ситуаций игрового взаимодействия: «Лечим кукол», «В детском саду делают прививки», «На приеме у врача в детском саду», «Вызов врача на дом» (кукла заболела,
8. Дидактические игры
9. Загадывание загадок, раскрашивание раскрасок по теме «Больница»
10. Подвижные игры.
11. ОД с детьми: рисование «Доктор Айболит», аппликация «Машина скорая помощи», лепка «Таблетки»
Работа с родителями:
1. Провести анкетирование родителей по теме: «Роль игры в жизни ребенка»
2. Оформить родительский уголок: подготовить консультацию по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка», а так же рекомендации по теме: «Учимся играть дома в сюжетно-ролевые игры»
3. Оформить выставку семейных фотографий: «Как мы играем дома»
4. Участие родителей в обогащении раскрасок по теме проекта
3 этап – Заключительный
Провести анализ игровой деятельности в результате проведенной работы, дать оценку содержания игры, длительности, характера взаимоотношений между детьми.
Оформление фотовыставки для родителей о проведенной сюжетно-ролевой игре.
Взаимодействие родителей и педагогов по изготовлению стенгазеты "Играя, растём! Играя, развиваемся!"
Подведение итогов по проекту.
Презентация проекта
Творческий проект по теме сюжетно-ролевая игра «Больница»
старшая группа (от 5 до 6 лет)
Сроки: с 11.09.2023г по. 15.2023г
1 неделя
Дата
Виды совместной деятельности взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей (создание условий)
Взаимодействие с семьей
Организованные виды деятельности Индивидуальная работа с детьми Работа в режимных моментах
Понедельник 1. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада Наблюдение за действиями врача в медицинском кабинете при осмотре детей.
Цель: Познакомить детей с профессиями врача и медсестры, формировать представления о людях ближайшего окружения ребенка. 1. Развитие диалогической речи детей при рассматривании картинки. Цель: учить описывать изображенное с помощью воспитателя. Понимать простые по форме и содержанию вопросы и отвечать на них.
2. Игры с малыми кубиками (4-6 картинок) «Профессии» Цель: сложить картинку из 4-6 кубиков познакомить с понятием «часть» и «целое». 1. Врачи – наши друья.
Цель: познакомить детей с профессией врача, подвести к пониманию того, что они наши друзья.
2. Дидактическая игра : «Назови предметы»
Цель: формировать знания о предметах, необходимых для работы врача. Ввести в активный словарь слова из медицинской терминологии.
1. Рассматривание новых книжек, картинок, иллюстрации в книжном уголке по теме проекта.
Развивать у детей интерес труду взрослых 1. Анкетирование родителей. 2. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
Вторник 1. Компьютерная презентация: : Инструменты врача, медсестры».
Пение песни «Заболел наш петушок», муз. В. Витлина, Н. Найденова.
Цель: формировать игровой опыт детей, расширять представления о социальной действительности, расширять активный словарь детей.
2. НОД по рисованию: «Доктор Айболит» 1Чтение стихотворения А Крылова «Как лечили петушка».
2. Дидактическая игра : «Собери картинку» - Цель: учить из частей составлять целую картинку; воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость. 1. Конструирование: «Построим больницу для зверят»
(обыгрывание построек с использованием пластмассовых животных)
2. Дидактическая игра «Соберём чемоданчик доктору»
Цель – формировать детей о предметах, необходимых для работы врача, развитие активного и пассивного словаря, мышления, внимания.
1 Беседы: «Что надо делать, чтоб не заболеть»
Цель: воспитывать в детях потребность в ЗОЖ, умение заботиться о своем здоровье.
2. Физкультминутка:
«Бедный мишка заболел»
Цель: развивать двигательную и речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словами. Участие родителей в обогащении РППС в группе.
2. Оформить наглядную информацию для родителей по теме: «Организация ролевых игр в семье»
Среда 1. Игра – инсценировка : «У зайки болит лапка», «У Мишки заболело ушко».
Цель: познакомить детей с новым сюжетом, закрепить игровые действия врача: измерить температуру, осмотреть горло и т. п. Продолжать учить детей сопровождать речью свои действия, вести простые диалоги. 1. Дидактическая игра :
«Скажи, что делают этими предметами»
Цель: активизировать в речи детей глаголы и употребление с ними существительных.
- Скажите, как врач использует эти предметы?
- «Кто первый окажет помощь».
Цель: учить детей пользоваться приемами первой помощи, развивать быстроту реакции.
1. Беседа на тему «Осторожно лекарства», «Таблетки – не конфетки».
Цель: дать детям представление о том, что лекарства могут быть как полезными так и вредными (опасными).
2. Дидактическая игра : «Что изменилось?»
Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память. 1. Чтение стихотворения из серии «Наш доктор» А Карандашова.
Цель: вызвать эмоциональный отклик на стихотворение, желание помочь «заболевшим куклам». Обогатить впечатления детей, способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни.
Четверг 1. Рассматривание сюжетных картин на тему : «Врачи лечат людей».
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями врач и медсестра; вызвать интерес к профессиям медицинских работников; развивать речь детей и обогащать словарный запас; 1. Игра «Составьте рассказ-описание о профессии доктора с опорой на план»
Как называется профессия? В чем она заключается? Какие качества нужны человеку этой профессии? Какими знаниями должен обладать человек этой профессии? Дополнительные сведения о профессии.
1. Подвижная игра : «Айболит»
Цель: развивать двигательную и речевую активность детей, умение соотносить свои действия со словами
2. Речевая игра : «Доскажи словечко» - Цель: учить слушать текст и воспроизводить фразы из текста и сами четверостишия. Совместный труд воспитателя и детей:
изготовление горчичников, таблеток, витаминов, карточек дли сюжетно ролевой игры «Больница».
2. Раскрашивание раскрасок по теме проекта.
, Цель: учить правильно держать карандаш, раскрашивать силуэт не выезжая за контур. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Оформление игрового уголка новыми атрибутами.
Цель: обогатить РППС группы.
Пятница 1. Компьютерная презентация по теме «Аптека».
Цель: познакомить детей с ролью аптекаря, кассира, посетителей аптеки.
2. НОД по аппликации: «Машина скорой помощи».
Цель: Продолжать расширять представление детей о работе машины «Скорой помощи»
Индивидуальная работа по развитию связной речи
Цель:формировать умение составлять логическое высказывания с опорой на наглядный материал; расширять словарный запас детей.
1. Беседа на тему: «Если ты заболел». Цель: сформировать у детей элементарные представления об особенностях своего организма; познакомить с простейшими приемами первой медицинской помощи; развивать любознательность; воспитывать желание заботиться о друге. 1. Самостоятельные игры детей.
Цель: формировать у детей умение играть совместно, не ссорясь. Учить договариваться во время совместных игр. Участие родителей в обогащении раскрасок по теме проекта
Творческий проект по теме сюжетно-ролевая игра «Больница»
старшая группа (от 5 до 6лет)
Сроки: с 18.09.2023г по 22.09.2023г
2 неделя
Дата
Виды совместной деятельности взрослого и детей
Самостоятельная деятельность детей (создание условий)
Взаимодействие с семьей
Организованные виды деятельности Индивидуальная работа с детьми Работа в режимных моментах
Понедельник
1. Игры в кукольном уголке «Лечим кукол»,
Цель: Формировать умение обыгрывать различные ситуации, исполнять различные роли, использовать необходимые атрибуты, учить детей уходу за больными и пользованию мед-ми инструментами. 1. Чтение О. М. Журавлева «Как вести себя у врача».
2. Игра - ситуация : «Мы были у врача на приеме» Цель: обогатить представления детей о работе врача (врач слушает больных, назначает лечение). 1. Беседа на тему: «Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?»
Цель: упражнять в умении составлять рассказ по заданному плану. Развивать воображение и творческие способности детей. 1. Дидактическая игра : «Что лишнее?»
Цель: закрепить знания детей о орудиях труда доктора, развивать внимание, восприятие, мышление.
Разучивание дома с детьми стихотворений по теме проекта. (на выбор)
Я. Райнис «Кукла заболела», В. Берестов «Больная кукла»,
П. Образцов «Лечу куклу», А. Кардашова «Наш доктор».
А. Барто «Хорошо бы быть врачом»
Вторник 1. Обыгрывание сюжета игры «Добрый доктор Айболит»
Цель: учить детей игровым действиям, их выполнению в определенной последовательности: (осмотр, послушать трубкой (фонендоскопом) грудку, спинку, измерение температуры градусником, лечение таблетками) 1. Дидактическая игра : «Чья тень». Цель: учить детей умению играть в коллективе; расширять представления о предметах окружающего мира.
2. Разучивание пальчиковой гимнастики «Труд людей», «Разные профессии». 1 Чтение загадок о медицинских инструментах.
Цель: Учить отгадывать загадки. Развивать мыслительные способности, речь, память
2. Создание альбома «Первая медицинская помощь»
Цель: Знакомить детей с некоторыми правилами оказания первой медицинской помощи в случае травм (ушиб, порез, ссадина, ожог, обморожение и другие); 1. Закрашивание картинок в раскрасках с изображением предметов на тему: «Больница».
Цель: развивать мелкую моторику, усидчивость, внимание. Участие родителей в обогащении раскрасок по теме «Больница»
Привлекать родителей к участию жизни детей в ДОУ
Среда 1. НОД по лепке «Таблетки»
Цель. Ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских препараатов. Обучение детей реализации игрового замысла
2. Прослушивание песни «Кукла заболела» (муз. А. Филиппенко 1. Просмотр мультфильма В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок»
2. Подвижная игра «Береги предмет»
Цель: приучать детей действовать по сигналу; развивать ловкость, выдержку, глазомер.
1. Рассматривание альбома «Тело человека». Цель: сформировать у детей элементарные представления об особенностях своего организма; познакомить с простейшими приемами первой медицинской помощи; 1. Самостоятельные игры с использованием крупного строительного материала.
Цель: Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игр, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте»
Педагогическое просвещение родителей.
.
Четверг 1.«Кукла Катя заболела» Цель: способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас; помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре.
2. Заучивание стихотворения А. Барто
Хорошо бы быть врачом. 1Дидактическая игра :
«Чудесный мешочек»
Цель: совершенствовать умение на ощупь определять знакомые предметы, (медицинский инструмент) правильно называть их, развивать внимание, память, устную речь.
2. Дидактическая игра «Что изменилось» Цель: учить характеризовать местоположение предметов. 1. Беседа на тему: «Безопасность в доме»
Цель: Разъяснить детям, что простые вещи могут быть опасными для человека. Рассказ о первой помощи при различных травмах, изучение альбома. Знакомить детей с основами безопасного поведения дома и на улице, развивать ответственность за свое поведение. 1. Трудовая деятельность «Убирать за собой рабочее место после игры»
Цель: прививать любовь к труду, желание трудиться самостоятельно. Оформление и выставка стенгазеты "Играя растём! Играя развиваемся!"
Пятница
Сюжетно-ролевая игра «Больница». Сюжет «На приеме у доктора». Видео-интервью.
Цель: сформировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия; Расширять знания детей о профессии врача: что делает врач, кого он лечит, чем он лечит. Учить проявлять заботливое отношение ко всем; Обогащать представление детей о профессии врача
Заключение: Основной источник, питающий игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа по теме сюжетно-ролевая игра «Больница» дала положительный результат. Творческий проект помог обогатить эмоциональный опыт детей, развить их творческое воображение, приобщить их к процессу познания, активизировать коммуникативные навыки. Дети освоили способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками и предметами-заместителями, могут давать словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности а так же вступают в ролевое взаимодействие на более длительное время. У них сформировалось положительное отношение к профессии доктор. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию - познакомились со структурой сюжетно-ролевой игры, её обучающими задачами. Данный проект позволил педагогам ощутить практическую пользу, повысить свой профессиональный уровень в вопросах приобщения дошкольников к сюжетно-ролевым играм в детском саду
Список использованной литературы
1. Воспитание детей игре Бондаренко А. К. Матусик А. И. М. Просвещение, 1993 год
2. В. В. Гербова, А. И. Максаков Занятия по развитию речи М. Просвещение
3. К. И. Чуковской «Доктор Айболит».
4. Аджи А. В. «Открытые мероприятия для детей младшей группы» Воронеж 2014 год
5. С. Е. Матвеева,Шамсутдинова Н. Н «Такие разные дети» Казань ИПКРО РТ 2005 год
6. Е. А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет.
7. В. А. Недоспасова «Растем игра : средний и старший дошкольный возраст» : Пособие для воспитателей и родителей:- М. : Просвещение, 2002