Лана Макарченко
Творческий проект «Создание керамического мультфильма»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
центр детского (юношеского) технического творчества
Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Охта»
Творческий проект
«Создание керамического мультфильма»
Видео: https://www.youtube.com/embed/5XmhD6bgtHgРуководитель: Макарченко Светлана Павловна,
педагог дополнительного образования
Участники: обучающиеся ДОП «Керамический сувенир»
Публикация «Творческий проект „Создание керамического мультфильма“» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация, кино. Создаем мультфильмы
- Мультипликация. Проекты с мультфильмами
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
г. Санкт-Петербург 2021 г.
Фото этапов работы
Фото в процессе анимации, дети самостоятельно передвигали керамических героев и снимали по кадровое движение.
Группа в творческом процессе.
Лепка героев.
Съемки
Введение
Проект, посвященный созданию мультфильма на занятиях керамикой, выполнен в 2021 году. Этот год объявлен годом науки и технологий. На занятиях нашего творческого объединения мы не только учимся создавать творческие работы из глины, но и много экспериментируем с современными цифровыми технологиями.
Конечно, глина – не самый удобный материал для создания анимированных персонажей. Такие мультфильмы дают возможность создать объём, на который не способна классическая рисованная мультипликация, а также обеспечивают детализацию без необходимости что-то отрисовывать — достаточно просто разместить объекты в кадре.
Создание покадровой анимации из глины чрезвычайно трудоемко. Необходимо не только продумать образы героев, вылепить, произвести обжиг, но и отснять огромное количество кадров. Такая технология получила название stop-motion, что в переводе означает «стоп-движение». Кроме того, отснятый материал необходимо смонтировать, воспользовавшись программами монтажа и озвучить. Поэтому наш проект – это коллективная работа, которую мы выполняли на занятиях творческого объединения «Керамический сувенир».
Процесс создания любого фильма начинается с подбора литературного материала, на основе которого ведутся все дальнейшие работы. В качестве сценария для своего мультфильма мы решили выбрать бессмертное произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Это произведение мы выбрали потому, что большинство обучающихся в нашей творческой студии – это школьники с первого по четвертый классы. В начальной школе изучают сказки А. С. Пушкина, поэтому они всем хорошо знакомы и понятны. Кроме того эти сказки остаются современным, так как и в наше людей продолжают волновать важные вопросы нравственной красоты, человеческого счастья, смысла жизни.
Мы поставили перед собой цель: снять мультипликационный фильм с использованием глиняной анимации по произведению А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Для достижения цели мы определили следующие задачи:
1. Собрать информацию о типах мультфильмов.
2. Подробнее узнать о глиняной и пластилиновой анимации.
3. Познакомиться с технологией stop-motion.
4. Создать героев и другие объекты для мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
5. Выполнить покадровую съемку.
6. Смонтировать мультфильм.
7. Выполнить озвучку.
Актуальность работы нашей заключается в заинтересованности темой и в ожидании результата. Практическая ценность ещё и в том, что мы можем показать наш мультфильм дома, своей семье, а также в школе, одноклассникам.
1. Теоретическая часть
1.1. Типы мультфильмов
Сегодня существует большое количество типов анимационных техник во всем мире. Самые популярные типы мультфильмов, как классическая анимация, так и 2D анимация, 3D анимация, стоп-кадр или стоп-моушен, глиняная анимация, анимация из бумаги, анимация на стекле, рисование на пленке, экспериментальная анимация.
Классическая 2D анимация также известна, как анимация, нарисованная от руки. В этой технологии создании анимации вы должны использовать 12 рисунков на бумаге для одной секунды в фильме, чтобы можно было почуствовать движение. А самой лучшей анимацией считается та, которая создается из 24 рисунков в 1 секунду, и чем больше кадров будет нарисовано между основными кадрами, тем глаже и плавней будут переходы между кадрами, то есть почти как в жизни.
В цифровой 2D анимации аниматоры рисуют непосредственно в программе, используя мышку или планшет. Этот способ используется очень часто на ТВ сериалах и в веб-анимациях.
3D анимация считается самым сложным способом анимирования, но если вы научитесь это делать, то для вас откроется безграничное количество возможностей создавать шедевры, которые запомнятся на года. Для такой анимации нужно будет подготовить заранее 3D модели, далее добавить текстуру и привязать к их скелету, а потом уже заанимировать в виртуальном пространстве.
Стоп-кадр – это движения анимации или, как сейчас очень популярно стало называть такие типы мультфильмов, дудл. По сути, с помощью этой методики анимация происходит вокруг одного объекта или слова, которые будут постепенно модернизироваться и трансформироваться в дальнейшем. Каждая метаморфоза должна быть подкреплена сценарием, который вы заранее подготовили.
Анимация из бумаги — это тоже один из видов стоп – кадра анимации, и используется зачастую с 2D персонажами и героями. Также задний фон и предметы, которые в основном создаются из бумаги, пластмассы, из стали и даже из фотографии – это тоже анимация.
Анимации, которая рисуется на стекле — это тип анимации, где используют стекло и масляные краски для создания очень медленной анимации.
Анимация, которая рисуется на пленке и еще известна, как анимация без камеры.
Ниже вы можете увидеть, как это выглядеть. Сами кадры с изображением были нанесены с помощью краски. Чтобы анимация читалась отлично на экране, нужно использовать принцип 12 или 24 кадров в секунду.
Экспериментальная анимация — это может быть любая анимация без ограничений. Аниматоры выбирают то, что им хочется использовать при создании таких мультфильмов.
Глиняная анимация или пластилиновая анимация — это тип мультфильмов, который очень похож на «стоп – кадр». Такой тип используются в очень многих мультфильмах, поэтому создалось отдельное направление.
Кукольные мультфильмы — всегда особенная история в мире анимации. Их не превращают в огромные франшизы (не получится из-за сложности производства, да и коммерчески они не самые успешные. Однако в этом способе оживления статичного есть особое волшебство.
Такие мультфильмы дают возможность создать объём, на который не способна классическая рисованная мультипликация, а также обеспечивают детализацию без необходимости что-то отрисовывать — достаточно просто разместить объекты в кадре. Впрочем, это как раз совсем не просто. Декорации для кукольных мультфильмов создаются вручную, и это по-настоящему титанический труд.
1.2. Глиняная анимация
Глина анимация или claymation, иногда пластилиновая анимация, это одна из многих форм покадровой анимации. Каждый анимированный элемент, персонаж или фон, можно «деформировать» - он сделан из податливого вещества, обычно из пластилиновой глины. Традиционная анимация, от целой анимации до покадровой анимации, создается путем записи каждого кадра или неподвижного изображения на пленку или цифровой носитель с последующим воспроизведением записанных кадров обратно в быстрой последовательности перед зрителем. Эти и другие движущиеся изображения создают иллюзию движения, воспроизводя со скоростью более десяти-двенадцати кадров в секунду.
Каждый предмет или персонаж лепится из глины или другого такого же пластичного материала, как пластилин, обычно вокруг проволочного каркаса, называемого арматурой, а затем размещается на съемочной площадке, где его один раз фотографируют, а затем слегка перемещают вручную, чтобы подготовить к съемке следующий кадр и так до тех пор, пока аниматор не добьется желаемого количества пленки. При воспроизведении зритель воспринимает серию слегка изменяющихся, быстро следующих друг за другом изображений как движение. Для сохранения иллюзии непрерывности необходима согласованная среда съемки: объекты должны быть последовательно размещены и освещены.
Создание покадровой анимации из глины чрезвычайно трудоемко. Для съемки 30-минутного фильма потребуется сделать примерно 21 600 кадров. Производство полнометражных фильмов в основном перешло с глины на резину, силиконовые и литые компоненты из смолы. Тем не менее, глина остается жизнеспособным анимационным материалом там, где требуется особая эстетика.
1.3. История глиняной и пластилиновой анимации
В современной мультипликации вместо глины часто используют пластилин или полимерную глину. В жанре пластилиновой мультипликации работали Александр Татарский, Гарри Бардин, Ник Парк, Сергей Меринов, Иржи Барта. Большую роль в истории пластилиновой анимации сыграла анимационная студия Aardman Animations.
Пластилин в 1897 году Уильям Харбутт разработал. Он, также, составил руководство, в которое вошли несколько фотографий, отражающих различные стадии творческих проектов. Изображения предполагают фазы движения или изменения, но книга, вероятно, не оказала прямого влияния на глиняные анимационные фильмы. Тем не менее, пластилиновый продукт стал любимым продуктом для аниматоров из глины, поскольку он не высыхал и не затвердевал (в отличие от обычной глины) и был гораздо более пластичным, чем его более твердый и жирный итальянский предшественник пластилен.
Первые мультфильмы из пластилина были созданы в 1908 г. в США, когда компания Эдисона выпустила шуточный фильм под названием «Мечта уэльской гренки с сыром, сделанной скульптором». Автором сценария и самого мультфильма был Уинзор Мак-Кей. Популярность пластилиновой анимации возросла в 1916 г., когда Хелена Смит Дэйтон и Уилли Хопкинс выпустили серию мультфильмов на различные сюжеты. В дальнейшем Уилли выпутил еще более 50 пластилиновых мультфильмов. В 1921 г. появился мультфильм в серии братьев Флейшер «Из чернильницы» с использованием пластилиновых объектов. Однако с 1920-ых гг. популярность пластилиновой анимации упала в связи с развитием традиционной анимации. Ряд создателей мультфильмов получили Оскар за свои творения. Например «Закрыт по понедельникам» (1974) и «Мона Лиза, спускающаяся по лестнице» (1992 г.) и др. Пожалуй, наиболее известные зарубежные мультфильмы, выполненные в пластилиновой технике – серия Невероятных приключений Уоллеса и Громита (с 1989 г.) и Побег из курятника (2000). Создатель мультфильмов - Ник Парк.
В нашей стране первый мультфильм, выполненный при помощи техники пластилиновой анимации был снят в 1981 году. Автор - Александр Татарский. Его «Пластилиновая ворона» была создана по мотивам известной басни И. Крылова «Ворона и лисица». В 1983 году им же снят «Падал прошлогодний снег» по сценарию Сергея Иванова. В основе сюжета — забавная новогодняя сказка про глупого мужичка, отправившегося на поиски ёлки. Менее известны мультфильмы Гарри Бардина - Тяп-тяп маляры (1984, Брэк (1985, Серый волк энд Красная Шапочка (1990).
Вплоть до 90-ых годов в России не было студий, где аниматоры могли работать с пластилином и снимать шедевры. Поэтому пластилиновые мультфильмы создавались редко, причем в их основу была положена классическая или кукольная анимация.
Современная пластилиновая мультипликация представлена студией Максима Свиридова, которая занимается пластилиновыми мультфильмами с 1995 года. Руководит ею Максим Свиридов. На этой студии были отсняты рекламные ролики, заставки к передачам «Сам Себе Режиссёр», «Каламбур», «Улица Сезам», «Большой Вопрос», «Оба-на», «Хит-парпд-31», «Биз-тв», «Наш Горби», музыкальные клипы, как например «Веди себя хорошо», «Базар-Вокзал», «Заплатки», «Бахыт-Компот», «Апельсиновая роща», 25 минутный пластилиновый фильм-концерт "Бенефис", мульт-сериал «от Ильича до Кузьмича», который на данный момент является самым многосерийным российским анимационным фильмом, и состоит из 177 серий и много других работ, общий хронометраж которых сейчас составляет около 250 минут. В настоящее время в основном они работают по заказу различных фирм, снимая рекламные ролики. Они используют уникальные и самые современные технологии. Но мультфильмов для детей, к сожалению, не создают.
1.4. Технология stop-motion
Технология stop-motion использует сцену-макет, которая служит декорацией, как в театре. Чтобы создать иллюзию движения, позы фигурок немного меняют, покадрово фотографируя, а потом превращают всё это в фильм. Появилась такая анимация вместе с классическим кинематографом.
Суть приема заключается в том, что в кадре выстраивается композиция из предметов (или даже там присутствует всего один предмет, и ее фотографируют. Затем предметы слегка смещают в нужном направлении и снова фотографируют, и повторяют это много раз, до тех пор, пока вещи в кадре не проделают всю цепочку задуманных движений либо не переместятся в финальную точку сцены. Получается серия снимков, которые затем монтируют в видеоряд, и картинки складываются в единое движение. Зритель получает иллюзию, что предмет двигается сам. Например, морковка на разделочной доске сама измельчается, а кусочки перепрыгивают в миску точно по волшебству. К тому же, если сделать клип в технике stop-motion-анимации с озвучкой, то можно получить яркий комический эффект.
Важным моментом «stop-motion animation» является то, что фотографий нужно сделать очень много: чем их больше, тем плавнее получится движение и качественнее иллюзия «оживания». В идеале это – 24 снимка на секунду экранного времени, ведь именно с такой частотой движется кинопленка, а глаз не замечает границы между кадрами. Если вы хотите снять ролик на несколько минут, то с помощью умножения легко выяснить, что вам потребуется несколько тысяч фото. Однако, на практике это не всегда возможно и стоит допустить компромисс. 12 снимков на секунду видео уже дадут приемлемый эффект. Минимальное число – 6, ниже сокращать уже не стоит.
Подготовка к съемке:
• Убедитесь, что в камере или телефоне достаточно свободной памяти для нескольких сотен снимков.
• Закрепите фотоаппарат или телефон на штативе – для неподвижности во время всей съемки.
• Отрегулируйте настройки фотоаппарата и не меняйте их во время съемки.
• Снимайте при дневном свете (это предпочтитетельнее). Если используете светильники, не двигайте их, пока снимаете.
• Не используйте вспышку: резкие тени дают «ядовитый» эффект, и результат вас разочарует.
• Предусмотрите дистанционный спуск.
Процесс съемки:
• Смещайте предметы при направленном движении на 3-4 мм для каждого кадра.
• Не двигайте в кадре никакие другие объекты, кроме тех, которые вы специально смещаете для данного снимка.
• После того, как сюжет отснят, нужно смонтировать фотографии, и на этом этапе остановимся подробнее.
Искать специальную программу для создания stop-motion-анимации вовсе необязательно. Можно скачать и использовать любое удобное приложение для видеомонтажа.
2. Практическая часть
На занятиях творческого объединения «Керамический сувенир» мы часто выполняем коллективные работы, в том числе и по литературным произведениям. Наши работы представляют на различных выставках и конкурсах. За них мы получаем дипломы победителей. Конечно, нам это очень нравится, но однажды, рассматривая готовую коллективную работу, нам захотелось поиграть со слепленными героями, оживить их. Тогда было принято решение снять керамический мультфильм.
Создание мультипликационного фильма, даже любительского, задача не простая. Тем более, если речь идет о глиняной анимации. Нам пришлось запастись терпением и выполнить все этапы создания мультфильма.
Сначала нам нужно было выбрать литературное произведение. В нашей группе большинство ребят учатся во втором классе. В школе не так давно мы читали сказку Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», поэтому мы все ее хорошо знали. В этой сказке можно найти много полезного для разных людей, как для взрослых, так и для детей. Сказка учит ценить то, что у человека есть в жизни. Если же хочется чего-то большего, то только заработанное своим трудом приносит пользу и счастье. Доставшееся просто так, теряется так же легко, как и появляется. И чтобы не остаться у разбитого корыта, нужно быть благодарным и уметь вовремя остановиться.
Когда сказка была выбрана, мы приступили к распределению персонажей. Их в сказке не так много:
Старик-рыбак – добрый, мягкий человек в душе, забитый своей женой старухой и бедностью. Рыбы водится в море немного, видно, что улова едва хватает на пропитание.
Старуха – сварливая и злобная. С одной стороны можно понять ее. Нищета кого угодно сделает сварливой. С другой — ее непомерные аппетиты росли не по дням, а по часам. Чувство долга, благодарность были чужды старухе. Получив от Золотой рыбки власть и богатство, она забыла о муже – единственном человеке, который был дан ей Богом в спутники жизни, и благодаря которому она получила все это.
Золотая Рыбка. На редкость благодарное и терпеливое создание. Старик несколько раз вызывал Золотую рыбку, и она терпеливо приплывала и исполняла все просьбы старика. И только когда старуха замахнулась на звание владычицы морской, она молча уплыла, оставив старуху с разбитым корытом.
Для персонажа старухи мы выполнили несколько фигурок, слепив ее в образе бедной старухи, в образе столбовой дворянки и вольной царицы.
Кроме главных персонажей в сказке есть и второстепенные: стража, бояре, слуги.
Кроме людей и рыбки мы выполнили декорации для сказки: землянку, избу, терем столбовой дворянки, царские палаты, а также элементы пейзажа (деревья, море и т. д.).
Для выполнения фигурок главных героев и декораций нам потребовалось два занятия. Фигурки нужно было не только слепить, но и высушить, покрасить и обжечь в печи.
На третьем занятии мы приступили к фотографированию. Для съемок нам понадобилась ширма, для создания нейтрального фона, фотоаппарат, у нас был марки «Sony», штатив и осветительные приборы. Съемочный процесс проходил довольно долго, но это была, наверное, самая интересная часть проекта, где мы могли играть со своими персонажами, оживляя их. Ответственной за процесс съемки у нас была Артемова Александра, она выполняла роль оператора. Все остальные расставляли декорации и передвигали героев, создавая иллюзию движения.
Отсняв фотографии, мы приступили к озвучке мультфильма. Для записи голоса мы использовали диктофон. Не все голоса были использованы, выбраны лучшие без помех на фоне.
Последний этап в работе над созданием керамического мультфильма – это монтаж. Для выполнения этой цели существует множество программ. Можно скачать и использовать любое удобное приложение для видеомонтажа. Мы монтировали наш мультфильм в Movavi Видеоредакторе, потому что он прост, практичен, не требует специальных умений и включает много полезных инструментов.
Последовательность монтажа в Видеоредакторе Movavi
1. Сначала нужно открыть Мовави Видеоредактор. При запуске выбрать режим «Мастер создания слайд-шоу».
2. В открывшемся окне нажать слева на кнопку «1» и добавить нужные фото или целую папку сразу.
3. По необходимости можно удалить или повернуть какие-то снимки, нажав на них.
4. Необходимо задать время длительности кадра в поле «Длительность слайдов» внизу. Для получения качественной иллюзии видео нужно 24 кадра в секунду, а значит, необходимая длительность кадра – 0,042 сек. Обозначьте в поле: 00.00.00.042. Чем меньше фотографий, тем больше должна быть длительность слайдов.
5. Далее нужно нажать «2» и выбрать «Без переходов», так как для покадровой анимации переходы не нужны.
6. Чтобы добавить к видео музыку, нужно нажать «3» и выбрать саундтрек из коллекции видеоредактора. Можно добавить и свою мелодию, кликнув на кнопку «Аудио» в правом верхнем углу.
7. В нашем случае нужно, чтобы слайды менялись быстро. Поэтому в поле выбора «Вы хотите подстроить длительность слайдов к ритму музыки?» надо нажать «Нет».
8. Мы сохранили наш мультфильм в формате MP4.
На этапе видеомонтажа ответственной была Маракшина Василиса. К сожалению, в этом учебном году у нас не было возможности выполнить видеомонтаж на занятиях. Поэтому Василиса всю работу выполнила дома, самостоятельно. Остальные ребята тоже хотели попробовать смонтировать мультфильм. Мы очень надеемся, что в следующем учебном году сможем снять еще один мультфильм и каждый попробует себя в роли режиссера, монтирующего мультфильм.
Заключение
Больше всего в работе над проектом нам понравилось создавать собственный мультфильм. Самым сложным было разобраться в технологии съемочного процесса мультфильма, которая подходила бы для наших керамических героев. Но в процессе работы мы узнали много нового и интересного. Мультфильмы, где героями являются куклы из любых материалов, в том числе и керамические — всегда особенная история в мире анимации. Их не превращают в огромные коммерческие проекты, но в этом способе оживления кукольных фигурок есть особое волшебство.
Процесс создания керамических персонажей по литературным произведениям был нам уже хорошо знаком и не вызвал никаких трудностей. Мы немного волновались, как пройдет процесс съемки мультфильма. Но это оказалось довольно весело и совсем не сложно.
Для монтажа мультфильма сложного программного обеспечения тоже не потребовалось. Поэтому в следующем учебном году мы обязательно попробуем снять еще один мультфильм.
Мы считаем, что достигли поставленной цели и выполнили задачи, как теоретические, так и практические. Нам очень понравилось оживлять свои керамические работы. Теперь их можно не только показать на выставке, но и в мультфильме. Наш мультфильм очень понравился не только дома, но и в школе. Возможно, кому-то еще будет интересно попробовать себя в роли создателей мультипликационных фильмов.
Список литературы
1. Бесплатная энциклопедия: [сайт]. URL: https://www.wikizero.com/
2. Глиняная анимация: [сайт]. URL: https://ru.qaz.wiki/wiki/
3. Как создают мультфильмы? [Электронный ресурс]: Newtonew. URL: https://newtonew.com/culture/kak-sozdayut-multfilmy
4. Какие самые популярные типы мультфильмов существуют сегодня?// [Персональная страница А. Селезнева]. URL: https://fantasticimago.com/blog/kakie-samye-populyarnye-tipy-multfilmov-sushhestvuyut-segodnya.html
5. Почивалов А. В., Сергеева Ю. Е. Пластилиновый мультфильм своими руками: Эксмо, 2015
6. Пушкин А. С. Сказка о рыбаке и рыбке: М., Дет. лит, 1983