Юлия Борисова
Творческий проект «Сказка для мамы»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
В нашем мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок практически лишён возможности познавать мир умом и сердцем, выражать своё отношение к добру и злу. Современные идеи развивающего образования придерживаются главных принципов: развитие, творчество, игра. Большое значение для развития личности ребёнка имеет развивающая среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности.
Темочки:
По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в равной степени развито и эмоциональное, и интеллектуальное начало. Надо стремиться развивать в ребёнке и то и другое. К сожалению, чаще всего, пренебрегают эмоциональным воспитанием, отдавая предпочтение развитию интеллектуальных возможностей. «Опасность не в том, что машины начнут думать. Как человек, а в том, что человек начнёт думать, как машина!» – профессор Г. Суворов. «Гармония ума и сердца – вот конечная цель воспитания современного человека» – Д. Б. Кабалевский.
А что такое праздник в детском саду? Это важное событие как для ребенка и его родителей, так и для всего педагогического коллектива. Это своего рода итог их совместной деятельности. Для музыкального руководителя – это показатель его работы, отчет перед коллективом детского сада, родителями и прежде всего перед детьми. Для детей – праздник как подарок для любимых мам и бабушек – это особенный праздник!
Я попыталась представить праздник в виде постановки музыкальной сказки.
Любая сказка по сути театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. А. И. Буренина отмечала, что театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, развивающий его участников всесторонне: эмоционально, интеллектуально, духовно и физически. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей, и пользуется у дошкольников неизменной любовью.
Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок во время игры чувствует себя свободно, естественно. Неоценима и воспитательная роль театрализованных игр. Чуткость, отзывчивость, чувство собственного достоинства, гибкость ума, юмор, креативность- воспитывается в детях в результате использования театрализованных игр, что очень важно в наш период, когда с экранов телевизора зачастую демонстрируется ложь, насилие, злом.
В театрально – музыкальной сказке – особом сценическом жанре – гармонично соединяются драматическое, вокальное, музыкальное и пластическое искусства. Это сочетание дает каждому ребенку быть привлеченным ко всем видам музыкальной деятельности. Поэтому данный жанр может стать идеальным средством музыкального развития детей, особенно для детей с речевыми нарушениями: музыка, пение, движение, мелодекламация способствуют развитию слуховых функций, речевой функциональной системы, памяти, внимания, творческих способностей, а также помогает формировать личность ребенка.
Я считаю эту тему актуальной, так как работа в данном направлении помогает сформировать у детей такой личностный стержень, который в дальнейшем поможет им адаптироваться и быть успешным в сложном современном мире. Вся работа строилась в тесном взаимодействии со специалистами: музыкальным руководителем (подбор музыкального сопровождения, песенки - распевки, музыкотерапия, речевые игры, которые развивают музыкальные творческие способности детей, звуковую культуру речи и улучшают дикцию детей, передача эмоций с помощью движений, которые повышают активность речедвигательного анализатора «балансируют» процессы возбуждения и торможения, учителем - логопедом (работа по развитию речевого дыхания, звучности, подвижности голоса речи, артикуляционная гимнастика, работа над интонационной выразительностью речи, чтение реплик литературных персонажей, передавая интонацией душевное состояние героя, с педагогом –психологом (развитие сферы чувств).
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.
Музыкальный спектакль интересен тем, что имеет следующие особенности:
• интригующий сюжет, веселый, понятный детям текст, любимые сказочные образы,
• красочность действия (много костюмов, декораций, атрибутов, аксессуаров,
• выразительная, образная музыка,
• много действующих лиц – есть возможность каждому ребенку дать роль и проявить себя творчески в своей роли.
Цель проекта :
Развитие музыкальных способностей детей в процессе певческой, танцевальной, музыкально-игровой деятельности
Задачи проекта :
Пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного посредством использования музыкальной сказки «Дюймовочка».
• упражнять в выражении чувства, настроения при пении; чисто интонируя, свободно и выразительно;
• закреплять навык естественного звукообразования;
• совершенствовать навык сольного и ансамблевого пения; формировать исполнительские навыки;
• развивать творческие проявления через движение, пластику, мимику,
жесты, передавая определенный образ сказочного персонажа;
• развивать умение двигаться соответственно характеру, настроению музыки, выразительность танцевальных движений;
• развивать пространственные представления;
• способствовать развитию коммуникативных качеств, навыков
сотрудничества.
• совершенствовать речь, работать над выразительностью речи, умением вести диалог;
• развивать творческое воображение, память.
• воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, отзывчивость,
сопереживание, желание помочь героям сказки.
• Расширять творческие возможности детей, обогащать жизненный опыт.
Предполагаемый результат:
• совершенствуются умения выражать чувства, настроения при пении;
• в движениях, пластике, мимике, жестах отразятся творческие проявления при передаче сказочного героя;
• проявится умение двигаться соответственно характеру, настроению музыки, выразительность танцевальных движений;
• усовершенствуются коммуникативные качества, навыки сотрудничества;
• совершенствуется речь, отработается умение вести диалог
Риски проекта :
• Сезонные болезни детей.
• Малая активность родителей
• Затратность изготовления костюмов.
Реализация проекта.
Реализация проекта рассчитана на занятия по музыкальному воспитанию; индивидуальную работу и совместную деятельность родителей, педагогов и детей.
Участники проекта
1. Воспитатель подготовительной группы
2. Дети подготовительной группы
3. Родители детей подготовительной группы
4. Музыкальный руководитель
5. Учитель-логопед
6. Педагог-психолог.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Подготовительный.
Цель : систематизация информации, планирование совместной деятельности, распределение заданий.
1. Для начала я познакомила детей со сказкой Г. Х. Андерсена "Дюймовочка". К моему удивлению, к 7 годам многие дети не были знакомы с этим произведением. После прочтения, мы с детьми обсудили каждого из героев, дети высказывали своё отношение к тем или иным героям сказки. Дети определяли эмоциональное состояние героев сказки самостоятельно или с помощью карточек (иногда с наводящими вопросами, правильно оценивали поступки героев, их роль в событиях). Большинство детей склонны идентифицировать себя с положительными героями сказки. Затем детям был показан мультфильм "Дюймовочка". В процессе этой работы мною использовались словесный и наглядный методы.
2. В качестве закрепления, детям было предложено выразить свои впечатления в рисунках.
3 Следующий этап - импровизация. Я предложила детям представить себя в роли персонажей сказки. Этот процесс занял несколько занятий. Импровизация всегда связана с эмоциональным состоянием ребёнка. Главная задача - не заставлять, не навредить. Желание ребёнка ставилось во главу угла.
4. Разработка и составления сценария для праздника "Сказка для мамы".
5. Распределение ролей между детьми.
Каждый ребёнок принимал участие в спектакле. Дети сами выбирали лучшую Дюймовочку, маму, Крота, Мышь, Ласточку, Жабу, её сына, Принца и Жука. Опять же учитывалось желание детей.
6. Работа над спектаклем была построена таким образом, что каждый ребёнок мог исполнить любую роль, на случай болезни другого.
7. Следующий этап - подбор музыкального материала. Основной акцент ставился на использование классической музыки : П. И. Чайковский, И. С. Бах, К. Сен-Санс. А. Вивальди. Также были использованы произведения из музыкального репертуара для детей подготовительной группы.
8. Работа над декорациями и костюмами для сказки.
Была проведена совместная работы с родителями по изготовлению декораций и костюмов.
Основной.
Цель : реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Основная задача – помочь ребёнку понять, почувствовать всё то, что скрывается за текстом.
1. Работа над сценической выразительностью, определить целесообразные движения, жесты и мимику персонажа, его место на площадке, темпоритм его речи.
2. Индивидуальная и совместная работа с участниками сказки (заучивание слов своей роли, отработка интонационной выразительности, разучивание песен и танцев
3. Подготовка театрального костюма.
4. Создание образа с использованием грима.
5. Изготовление и установка декораций
Заключительный.
Премьера музыкального спектакля "Дюймовочка" в рамках проведения праздника "8 марта".
Факторы, влияющие на успех реализации проекта.
Для того чтобы проект принё с ожидаемые результаты:
- последовательность в планировании театрализованной деятельности
- тесное сотрудничество музыкального руководителя, воспитателей и родителей
- организация консультаций для педагогов и родителей по вопросам:
1) «Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительности речи и её взаимосвязь с другими видами деятельности».
2) «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству»
Самое ненавязчивое и неоценимое воспитание – это воспитание сказкой. За время работы над проектом дети узнали о том кто такой Г. Х. Андерсен. Они не только рисовали рисунки к сказкам, но и рассказывали эти сказки дома, значит, было действительно интересно, поэтому эти сказки стали для них любимыми.
Работая над созданием музыкальной сказки, мы получили положительный, конкретный и зримый результат. Дети научились преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе, у них развилось воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Работа над музыкальной сказкой позволила наиболее полно раскрыть индивидуальность каждого ребенка, пробудила в детях активное творческое начало, что поспособствовало формированию всесторонне развитий личности. Поставленные задачи были реализованы в полном объеме. Дети передавали жестами, мимикой, пластикой характеры сказочных образов, эмоционально передавая песенные и стихотворные диалоги. Театрализовано – музыкальная сказка – это композиционное целое, он требует единства музыки, текста и оформления. Работа с детьми над речью, движением, пением, изготовлением декораций проводилась разными педагогами, которые постоянно взаимодействовали друг с другом. Проект всех объединил : и детей, и взрослых. Перевоплощаясь в сказочных героев, следуя за ними, ребята получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации, верить в силу любви и добра. Герои сказок помогают усвоить, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздается добром, за зло – злом; чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; любое дело легче делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе.
Все дети музыкальны от природы! Конечно, не каждому суждено выбрать музыку в качестве своей будущей профессии, но абсолютно все могут научиться получать удовольствие от пения, движения под музыку, музицирования. И это удовольствие дети получили! Риски проекта не подтвердились.
Человек будущего – это, конечно же, человек чувствующий. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям и остаётся, пожалуй, самой популярной, увлекательной деятельностью.
ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (ЛИТЕРАТУРЫ) ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ И ЦЕЛЕЙ ПРОЕКТА
1. «Музыкальная палитра» № 2 2005 г.
2. «Музыкальный руководитель» № 6, 7, 8 2008г. ; № 1 2009г.
3. С. И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет) .
4. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика».
5. Н. А. Сорокина «Театр, творчество, дети»
6. О. П. Радынова. Программа "Музыкальные шедевры".
7. Т. Ф. Коренева. Программа "В мире музыкальной драматургии".