Жанна Ломова
Краткосрочный творческий проект «Сказка о глупом мышонке»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Публикация «Краткосрочный творческий проект „Сказка о глупом мышонке“» размещена в разделах
- Мышь. Все о мышках для детей
- Проекты
- Проекты творческие
- Сказка. Проекты по сказкам
- «Сказка о глупом мышонке», сказка
- Темочки
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
“Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов)
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Лучше о сказке говорить языком сказки, чувствуя её интонацию, ее особый ритм. У этой сказки, как и любой другой есть своя тайна, есть своя наука. И что бы все это узнать, надо подобрать ключик, что бы открыть её.
Дети очень любят слушать сказки, и пусть это будет русская народная или авторская. И вот в нашей группе было знакомство с творчеством С. Маршака и с его произведением "Сказка о глупом мышонке ". В конце чтения сказки у нас было обсуждение "А какой на самом деле мышонок?" "Почему автор назвал его глупым?" "А есть ли в нашей группе такие же мышата?" "И чему учит эта сказка "
И мы решили, что бы ответить на эти и на многие другие вопросы, познакомиться поближе с творчеством этого автора и с произведением через театрализацию.
Цель проекта :
вовлечь дошкольников и родителейв совместную деятельность направленную на формирование театральной деятельности
Формирование у детей дошкольного возраста интереса к театру, через постановку сказки.
Цели и задачи:
Обучающие:
o знакомство детей с искусством театра, профессией «актер театра»;
o пополнение знаний о творчестве детского поэта С. Я. Маршака;
o обучение детей сотрудничеству, изображению повадок животных, соответствию образу, своевременному вступлению в диалог, эмоциональному выступлению перед публикой.
Коррекционные:
o автоматизация поставленных и исправленных звуков, работа над слоговой структурой, просодической стороной речи (развитие плавной, размеренной, ритмизированной, интонационно окрашенной, мимикой, связной, диалогической, монологической речью;
o обогащение активного словаря новыми понятиями, лексико-грамматическими категориями.
Воспитательные:
o воспитание коллективизма, усидчивости, активности, умения работать в команде, уверенности во время публичного выступления;
o развитие коммуникативных и толерантных способностей, желания принимать участие в общем деле, приносить радость близким: своим сверстникам, педагогам, родителям, детям младших групп.
Вид проекта : Творческий
Время реализации проекта : 1 неделя: с 23 по 27 мая 2016 года.
Этапы реализации проекта
I этап - подготовительный (теоретический)
обсуждение цели и задачи с детьми и родителями
создание необходимых условии для реализации проекта
перспективное планирование проекта
разработка сценария
подбор музыкального сопровождения
II этап - основной (практический)
внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов расширению знаний дошкольников о театре
формирование знаний о видах театра
репетиция сказки
III этап - заключительный
оформление результата проекта в виде презентации
организация выставки "Иллюстрации к сазке "
выступление
Пути реализации проекта :
пополнение содержания книжного уголка произведениями С. Маршака
организация выставки
оформление группового помещения
изготовление декораций, афиши, билетов
Содержание работы с родителями.
Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка»
Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).
Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
Консультация для родителей «Какие сказки читать ребёнку на ночь», «Сказкотерапия».
Информация для родителей в папке - передвижке: «Читаем детям сказки»
Совместная творческая работа с детьми : Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы)
Консультация для родителей «Ребенок и книга»
Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка»
Конкретные ожидаемые результаты
сформирован интерес к театральной деятельности
активное участие воспитанников и родителей в изготовление костюмов и разучивание ролей
развитие у детей активности и уверенности
Содержание проекта строится на принципах:
Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.
Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.
Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.
Работа с родителями. Привлечь родителей к процессу подготовки к спектаклю: изготовление атрибутов и декораций, разучивание текстов.
Предварительная работа.
Познакомить детей с текстом произведения, объяснение значения непонятных слов, разбор труднопроизносимых слов, показ сценических образов, распределение ролей, чтение сказки по ролям, работа над мимикой, пантомимикой, интонациями.
Действующие лица и исполнители: дети подготовительной группы.
С. Я. Маршак
Сказка о глупом мышонке
Рассказчик : Пела ночью мышка в норке
Мышка:
Спи мышонок, замолчи
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Рассказчик : Отвечает ей мышонок :
Мышонок :
Голосок твой слишком тонок.
Ты мне мама не пищи
Лучше няньку поищи.
Рассказчик :
Побежала Мышка-мать,
Стала Утку в няньки звать:
Мышка:
Приходи к нам, тетя Утка,
Нашу детку покачать.
Рассказчик : Стала петь мышонку Утка :
Утка:
Баю-бай, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду!
Рассказчик :
Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок :
Нет, твой голос не хорош:
Очень громко ты поешь.
Рассказчик :
Побежала Мышка мать, Стала Козла в няньки звать:
Мышка:
Приходи к нам, дядя Козлик,
Нашу детку покачать.
Рассказчик : Козлик блеет:
Козлик:
Ме-ме-ме!
А в своем ли ты уме?
Закрывай скорее глазки,
Расскажу тебе я сказку.
Рассказчик : Глупый маленький Мышонок говорит ему спросонок:
Мышонок :
Нет, твой голос не хорош –
Так тоскливо ты поешь
Рассказчик :
Побежала Мышка мать,
Стала Жабу в няньки звать:
Мышка:
Приходи к нам, тетя Жаба,
Нашу детку покачать.
Рассказчик : Стала Жаба важно квакать:
Жаба:
Ква-ква-ква – не надо плакать,
Спи, Мышонок, до утра
Дам тебе я комара
Рассказчик : Глупый маленький Мышонок отвечает ей спросонок:
Мышонок :
Нет, твой голос не хорош:
Очень скучно ты поешь.
Рассказчик :
Побежала Мышка мать,
Стала в няньки Быка звать.
Мышка:
Приходи к нам, Бык рогатый,
Нашу детку покачать.
Рассказчик : Бык поет ему:
Бык:
Му-му!
Я, Мышонок, не пойму:
Почему ты всех зовешь,
Почему ты не уснешь?
Рассказчик :
Глупый маленький Мышонок
Говорит ему спросонок.
Мышонок :
Нет, твой голос не хорош
Ты мычишь, а не поешь.
Рассказчик :
Побежала Мышка мать,
Стала Лошадь в няньки звать.
Мышка:
Приходи к нам, тетя Лошадь,
Нашу детку покачать.
Лошадь: Иго-го!
Рассказчик : поет Лошадка…
Лошадь:
…Спи, Мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Рассказчик :
Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок :
Нет, твой голос не хорош
Очень страшно ты поешь.
Рассказчик :
Побежала Мышка мать,
Стала Свинку в няньки звать.
Мышка:
Приходи к нам, тетя Свинка,
Нашу детку покачать.
Рассказчик :
Стала Свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать…
Свинка:Баю-баюшки,
Хрю-хрю!Успокойся, говорю!
Рассказчик :
Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок :
Нет, твой голос не хорош
Очень грубо ты поешь.
Рассказчик : Стала думать Мышка-мать
Мышка:
Надо Курицу позвать…
Приходи к нам, тетя Клуша,
Нашу детку покачать.
Рассказчик : Закудахтала Наседка:
Курица:
Куд-куда, не бойся детка.
Забирайся под крыло,
Там и сухо и тепло.
Рассказчик :
Глупый, маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок :
Нет, твой голос не хорош,
Эдак вовсе не уснешь!
Рассказчик :
Побежала Мышка-мать,
Стала Пса к Мышонку звать :
Мышка:
Приходи к нам, Пес-Барбос,
Нашу детку покачать
Рассказчик : Пес залаял:
Пес:
Баю-бай,
Сторожить мне не мешай,
Здесь лежу я у забора,
Стерегу я двор от вора.
Рассказчик :
Побежала Мышка мать,
Стала в няньки Щуку звать
Мышка:
Приходи к нам, тетя Щука,
Нашу детку покачать.
Рассказчик :
Стала петь Мышонку Щука
Не услышал он не звука
Разевает Щука рот
И не слышно, что поет.
Рассказчик :
Побежала Мышка мать,
Стала в няньки Кошку звать.
Мышка:
Приходи к нам, тетя Кошка,
Нашу детку покачать.
Рассказчик : Стала петь мышонку Кошка
Кошка:
Мур-мур-мур,
Усни, мой крошка.
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу на кровать.
Рассказчик :
Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок :
Голосок твой так хорош
Очень сладко ты поешь.
Рассказчик :
Прибежала Мышка-мать,
Посмотрела на кровать,
Ищет глупого Мышонка,
А мышонка …
Все: … Не видать!