Tаня Андреещева
Творческий проект «Музыкальная мастерская»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект
№ Содержание Стр.
1. Паспорт проекта 2
2. Пояснительная записка 4
2.1. Цель и задачи проекта 5
3. Особенности реализации проекта 6
3.1. Механизм оценки эффективности проекта 6
3.2. Применение педагогических технологий 7
4. Планирование деятельности 8
4.1. Организационный этап 8
4.2. Деятельностный этап 9
4.3. Обобщающий этап 10
5. Литература 10
Публикация «Творческий проект „Музыкальная мастерская“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
6. Приложения 11
Приложение 1. Диагностика музыкальных способностей детей 11
Приложение 2. Музыкально-дидактические игры 13
1. Паспорт проекта
Название и тип проекта Творческий проект «Музыкальная мастерская»
Автор-
разработчик Музыкальный руководитель Андреещева Т. В
Участники
проекта Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, воспитанники ДОУ
Сроки Один учебный год: с сентября 20 … по май 20…
Основания
для
разработки
проекта 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13). 7. Программа развития ДОУ «Детский сад № …». 9. Образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад № …». 10. Рабочая программа музыкального руководителя ДОУ «Детский сад …».
Цель проекта Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр.
Задачи
проекта 1. Создать условия для развития музыкальных способностей дошкольников. 2. Обеспечить комплексный подход для музыкального развития детей посредством применения различных педагогических технологий. 3. Развить музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. 4. Организовать партнерское взаимодействие с родителями по вопросам музыкального развития детей на основе применения дидактических игр.
Этапы
проведения
проекта I этап. Организационный Цель: Создание условий для реализации творческого проекта, включающих психолого-педагогическое обеспечение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды. II этап. Деятельностный
Цель: Разработка и реализация образовательных и досуговых мероприятий, обеспечивающих развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. III этап. Обобщающий Цель: Проведение мониторинговых мероприятий и представление результатов проекта.
Планируемые
результаты
проекта Для воспитанников : 1. Развиты базовые музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. 2. Развиты специальные музыкальные способности в соответствии с возрастными характеристиками: эмоциональная отзывчивость на музыку, способность к музыкальному творчеству, музыкальное мышление, музыкальная память. 3. Приобретён опыт интерактивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе музыкальной деятельности. 4. Развит интерес к музыкальной деятельности и желание участвовать в музыкальных мероприятиях. 5. Развиты личностные качества: самостоятельность, творческая и познавательная активность, инициативность, доброжелательность в общении. Для родителей: 1. Сформированы психолого-педагогическая культура, теоретические знания и практические умения по вопросам развития музыкальных способностей детей. 2. Приобретён педагогический опыт активного участия в музыкальном образовании своего ребенка. 3. Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок. 4. Развит интерес и желание участвовать в музыкальных образовательных и досуговых мероприятиях ДОУ. 5. Установлено единство с музыкальным руководителем в музыкальном воспитании, обучении и развитии детей. Для музыкального руководителя : 1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач по развитию музыкальных способностей детей. 2. Внедрён в образовательный процесс комплекс дидактических игр, а также современные технологии обучения, воспитания и развития дошкольников. 3. Пополнена развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ дидактическим и иллюстративным материалом по развитию музыкальных способностей детей дошкольного
возраста. 4. Разработан учебно-методический комплект: различные дидактические игры и музыкально-игровые упражнения, иллюстративный и информационный материал, мастер-классы для родителей, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
Форма
итогового
мероприятия Музыкальное мероприятие совместно с родителями «Юные музыканты».
Продукты
проекта 1. Презентация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи». 2. Фотовыставка «Музыкально-дидактические игры для дошкольников». 3. Оформление методической папки «Применение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста». 4. Публикация «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр в образовательной деятельности».
2. Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, задачами художественно-эстетического развития дошкольников являются ценностно-смысловое восприятие произведений музыкального искусства, становление у ребенка эстетического отношения к окружающему миру, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Данные задачи можно реализовать лишь при условии, что у ребенка развиты базовые музыкальные способности : музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма.
Проблема развития музыкальных способностей дошкольников является одной из самых важных, так как ребенок, у которого отсутствуют эти способности, не эмоционален, у него не развиты музыкальная память и слух, он не может ритмично двигаться под музыку, не умеет чисто интонировать, не способен импровизировать в музыкальной деятельности.
Актуальность
Необходимость решения указанной проблемы актуализирует разработку данного проекта и обусловлена поиском более эффективных педагогических способов воздействия на развитие музыкальных способностей детей.
Таким эффективным способом можно считать применение различных музыкально-дидактических игр в процессе взаимодействия с
дошкольниками. Это даст возможность музыкальному руководителю разнообразить и обогатить комплекс методов, приемов и средств образовательного процесса.
На сегодняшний день неоспоримо положение о том, что дидактическая игра является мощным средством всестороннего развития личности ребенка, источником усвоения различных знаний и умений. Это специально организованный вид деятельности, который помогает изучению музыкального материала, ставит перед детьми определенные музыкально-дидактические задачи, учит их самостоятельному решению этих задач и ориентирована на активное творческое преобразование.
В музыкальном образовании дошкольников всегда придавалось особое значение дидактическим играм. Так как благодаря им развивается способность к осмысленному восприятию содержания и выразительных средств музыки, развивается музыкальность и творческая активность. Только в процессе применения комплекса музыкально-дидактических игр можно обеспечить полноценное музыкальное развитие ребенка.
К тому же, игры помогают решить задачи музыкального развития детей во всех основных видах музыкальной деятельности : восприятии, пении, музыкально-ритмической деятельности, музицировании и творчестве.
Исходя из актуальности темы, были определены цель и задачи проекта.
2.1. Цель и задачи проекта
Цель проекта :
Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр.
Задачи проекта :
1. Создать условия для развития музыкальных способностей дошкольников.
2. Обеспечить комплексный подход для музыкального развития детей посредством интеграции образовательных областей и применения различных педагогических технологий.
3. Развить музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.
4. Организовать партнерское взаимодействие с родителями по вопросам музыкального развития детей на основе применения дидактических игр.
3. Особенности реализации проекта
Методологическим основанием для реализации проекта являются :
1. Теория деятельности, в рамках которой музыкальный руководитель должен помнить, что ребенок как личность развивается именно в деятельности. Только через собственную деятельность он усваивает научные достижения и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества. Поэтому необходимо выстраивать такое взаимодействие с воспитанниками, при котором будет происходить не передача готовых знаний, а организация детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций и задач. Знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются только при условии активных действий самих дошкольников.
2. Концепция личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия музыкального руководителя с детьми. В образовательном процессе очень важно ориентироваться на личность воспитанника, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации ребенка, гармонии отношений с окружающими. Взаимодействие с детьми носит личностно-ориентированный характер.
3. Интеграция образовательных областей по ФГОС и применение современных технологий в образовательном процессе. В данном случае у дошкольников формируются элементарные представления о различных видах музыкального искусства, ценностно-смысловое восприятие и понимание музыкальных произведений, развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Таким образом, у каждого ребенка развивается позиция активного участника в музыкальной деятельности и исполнителя-создателя музыкальных произведений.
3.1. Механизм оценки эффективности проекта
1. Анкетирование родителей.
2. Анализ реализации этапов проекта.
3. Анализ продуктов проекта.
4. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по музыкальному развитию дошкольников.
5. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике О. П. Радыновой из программы «Музыкальные шедевры» (см. Приложение 1).
3.2. Применение педагогических технологий
В проекте используются :
1. Здоровьесберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика ( с использованием различных приспособлений: мыльных пузырей, салфеток, вертушек, ваты и др.);
- артикуляционная гимнастика (включены логопедические игры и упражнения, игры на ритмодекламацию, речедвигательные игры, коммуникативные игры);
- пальчиковые игры (комплекс различных движений и поз для пальцев рук).
2. Личностно-ориентированная технология. Педагогическая ценность этой технологии в том, что в рамках индивидуализации образовательной деятельности учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности в музыкальной деятельности.
3. Игровые технологии. Самым эффективным средством для развития музыкальных способностей детей являются игровые технологии. В результате, игровые технологии позволяют:
- поддерживать самостоятельные игры детей;
- сформировать умения у воспитанников играть или заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;
- развить способности объединяться на основе интереса к деятельности.
4. Информационно-коммуникационные технологии. Применение данных технологий способствует формированию основ информационной культуры музыкального руководителя и воспитанников.
В проекте ИКТ используются для:
- подбора иллюстративного и дидактического материала;
- разработки информационных материалов: презентаций, видеосюжетов, видеороликов;
- для методического сопровождения проекта;
- для оформления документации, отчетов.
5. Развивающие технологии. Благодаря им у детей в процессе проекта развиваются музыкальные представления и личностные качества. В рамках развивающих технологий применяются:
- игровые проблемные ситуации;
- проблемные и поисковые вопросы;
- карточки-схемы, творческие задания;
- игры: «Хорошо-плохо», «Да-нетка» (ТРИЗ) и др.
Таким образом, технологии помогают решить важнейшие современные задачи, а именно:
1) осуществить такое взаимодействие с детьми, при котором воспитанники самостоятельно узнают новые знания путём решения доступных проблемных ситуаций;
2) ориентировать музыкального руководителя на потенциальные возможности каждого ребенка;
3) включить дошкольников не только в музыкальную, но и в активную речевую, познавательно-исследовательскую, художественно-эстетическую и физическую деятельность.
4. Планирование деятельности
4.1. Организационный этап
№ Мероприятия этапа Дата
1. Проведение мониторинга образовательных потребностей родителей (анкетирование «Развитие музыкальных способностей у Вашего ребенка»). Сентябрь
2. Проведение вводной диагностики музыкальных способностей детей. Сентябрь
3. Проведение консультаций: - для педагогов «Реализация образовательного потенциала группы по развитию музыкальных способностей у воспитанников»; - для родителей «Как развивать музыкальные способности детей в домашних условиях». Сентябрь
4. Разработка буклетов, папок-передвижек: «Что такое музыкальные способности?», «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», «Как развить творческую самостоятельность ребенка в музыкальной деятельности». Октябрь
5. Разработка плана совместных мероприятий с родителями и педагогами. Октябрь
6. Разработка компьютерных музыкально-дидактических игр и подбор цифрового иллюстративного материала для игр. Октябрь
4.2. Деятельностный этап
№ Мероприятия этапа Дата
1. Знакомство детей в процессе НОД и режимных моментов с разнообразными дидактическими играми и пособиями во всех видах музыкальной деятельности (из пособий Н. А. Ветлугиной, Н. Г. Кононовой, А. Н. Зиминой, З. Я Роот, Э. П. Костиной и др.) В течение всего проекта
2. Проведение творческой мастерской для родителей по изготовлению музыкально-дидактических игр. Ноябрь
3. Открытое образовательное мероприятие «Музыкальная шкатулка» (занятие на основе музыкально-дидактических игр и с применением различных технологий). Ноябрь
4. Проведение мастер-класса для родителей «Как играть с детьми в музыкально-дидактические игры». Декабрь
5. Организация смотра-конкурса предметно-пространственной среды в группах по развитию музыкальных способностей воспитанников. Январь
6. Организация игрового моделирования с воспитателями «Педагогическое сопровождение самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе». Январь
7. Проведение совместного с родителями тематического досуга «Музыкальные игры нашей семьи». Февраль
8. Проведение творческой мастерской «Музыкальные эксперименты». Март
9. Проведение итогового мероприятия «Юные музыканты». Апрель
4.3. Обобщающий этап
№ Мероприятия этапа Дата
1. Анкетирование родителей с целью реализации задач проекта. Май
2. Анализ соответствия оснащенности групп и музыкального зала оборудованием и пособиями, способствующими музыкальному развитию дошкольников. Май
3. Проведение итоговых диагностических мероприятий с детьми. Май
4. Итоговое мероприятие совместно с родителями «Юные музыканты». Май
5. Представление результатов проекта в форме : Май
1. Презентации «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи». 2. Фотовыставки «Музыкально-дидактические игры для дошкольников». 3. Оформления методической папки «Применение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста». 4. Публикации «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста посредством применения музыкально-дидактических игр в образовательной деятельности».
5. Литература:
1. Виноградов Л. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. - М. : Издательство: Речь, 2009.
2. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов н/ Дону: Феникс, 2008.
3. Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития. – М. : Просвещение, 2006.
4. Замуруева О. В. Развиваем музыкальный и ритмический слух. – М. : Феникс, 2015.
5. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М, Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
6. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов. — М. : Просвещение, 1986.
7. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. - М. : Просвещение, 1982.
8. Костина Э. П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 2004.
9. Лазарева О. Ю., Шестакова Л. А. Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 164-167. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1309/ ( дата обращения: 04.11.2018).
10. Льговская Н. И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М. : Айрис-Пресс, 2007.
11. Микляева Н. В., Галкина М. А., Демина В. А. МузыМузыкальное развитие дошкольников. - М: Сфера, 2015.
формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие старших дошкольников – Волгоград, Учитель, 2015.
13. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
14. Роот З. Я. «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» Айрс-Пресс – 2005.
6. Приложения
Приложение 1.
Диагностика музыкальных способностей детей
(по Радыновой О. П. из программы «Музыкальные шедевры»)
Младшая группа
Ладовое чувство:
1. внимание;
2. просьба повторить;
3. наличие любимых произведений;
4. внешние проявления (эмоционально-двигательная активность ребенка во время звучания музыки);
5. узнавание знакомой мелодии.
Музыкально-слуховые представления :
1. подпевание знакомой мелодии с сопровождением.
Чувство ритма:
1. воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии из 3-5 звуков;
2. соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки;
3. соответствие ритма движений ритму музыки;
Средняя группа
Ладовое чувство:
1. внимание;
2. просьба повторить;
3. наличие любимых произведений;
4. внешние проявления (эмоциональные);
5. высказывания о характере музыки (двухчастная форма);
6. узнавание знакомой мелодии по фрагменту;
7. определение, закончилась ли мелодии;
8. определение правильности интонации в пении у себя и других.
Музыкально-слуховые представления :
1. пение знакомой мелодии с сопровождением;
2. пение малознакомой попевки (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением;
3. воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне.
Чувство ритма:
1. воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии;
2. соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями;
3. соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Старшая и подготовительная группы
Ладовое чувство:
1. внимание;
2. просьба повторить;
3. наличие любимых произведений;
4. внешние проявления (эмоциональные);
5. высказывания о музыке с контрастными частями;
6. узнавание знакомой мелодии по фрагменту;
7. определение, закончилась ли мелодия;
8. окончание на тонике начатой мелодии.
Музыкально-слуховые представления :
1. пение знакомой мелодии с сопровождением;
2. пение знакомой мелодии без сопровождения;
3. пение малознакомой мелодии без сопровождения;
4. подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки на металлофоне;
5. подбор по слуху малознакомой попевки.
Чувство ритма:
1. воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии;
2. соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями;
3. соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).
Оценка результатов по пятибалльной системе.
Диагностическая карта
Ф. И. ребенка, возраст, группа
Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма
№ задания Оценка № задания Оценка № задания Оценка
Приложение 2.
Музыкально-дидактические игры
Игры на развитие музыкального восприятия :
1. «Покажи характер музыки»
Цель: формировать умение выражать характер музыки посредством цветовой гаммы.
Оборудование: карточки с изображением различных цветов и оттенков.
Ход игры: Музыкальный руководитель предлагает прослушать музыкальное произведение (или отрывок). После прослушивания задаёт вопросы по характеру, темпу, ритму и другим средствам музыкальной выразительности. Затем предлагает выразить настроение музыки посредством цвета и показать выбранную карточку.
2. «Угадай настроение»
Цель: развивать способность детей сравнивать настроения людей и музыкальных произведений.
Оборудование: карточки с изображением различной мимики человека: улыбается, удивляется, грустит и т. д.
Ход игры: Музыкальный руководитель предлагает прослушать музыкальное произведение (или отрывок). После прослушивания даё т задание: выбрать подходящую к настроению музыки карточку, отображающую настроение человека.
3. «Музыкальная семья»
Цель: упражнять в различении жанра музыкального произведения.
Оборудование: карточки с изображением основных жанров музыки : песни, танца, марша.
Ход игры: Музыкальный руководитель рассказывает детям о музыкальной семье, в которой дружно живут братец-марш, братец-танец и сестричка-песня. После прослушивания дети угадывают вид музыкального жанра и поднимают карточку с изображением поющего, танцующего или марширующего ребенка.
Игры на развитие чувства ритма:
1. «Ложки-поварёшки»
(Рекомендована родителям для игры в домашних условиях).
Цель: Развивать ритмические навыки, используя деревянные и железные ложки.
Оборудование: деревянные и металлические ложки.
Ход игры: Музыкальный руководитель задает несложный ритмический рисунок деревянными или металлическими ложками. Дети повторяют.
Варианты игры:
1. Сначала выполняют задание дети, у которых деревянные ложки. А затем дети, у которых металлические ложки.
2. Первая часть ритмической фразы исполняется детьми, у которых деревянные ложки, а вторая часть – детьми, у которых металлические ложки.