Приложение МААМ

«Книжная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития дошкольника» (2 фото)

Ольга Алексеенко
«Книжная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Дети знакомятся с книжками-картинками уже в первые годы жизни. Книжки-картинки - одни из первых произведений искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Книги представляют собой сложный комплекс словесного искусства, изображений (иллюстраций) полиграфической техники. В стране существует богатая традиция создания книжек-картинок. Поколения художников посвятили свою жизнь этому благородному делу и создали книги, ставшие своего рода эталоном: Е. Д. Поленова, И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа, Г. Н. Нарбут, В. А. Милашевский, В. В. Лебедев, В. В. М. Конашевич, И. Д. Поленова, И. Я. М. Конашевич, Е. Н. Чалушин, Е. М. Лахов и другие иллюстрировали книги, на которых выросло несколько поколений. Художник приходит к ребенку, который еще не знает языка, и становится первым воспитателем и учителем, наряду с родителями и автором книжки-картинки. Они формируют у детей любовь к прекрасному, высокое эстетическое чувство, художественный вкус и любовь к родине. Е. А. Фрелина считает, что картины - очень важный учебный материал, особенно для детей младшего возраста, более убедительный и проницательный, чем слова. В дошкольных учреждениях дети знакомятся с художественной литературой, но художественной иллюстрации уделяется мало внимания.

Иллюстрация несет в себе высокохудожественную образность, которая дает детям ценностные ориентиры для таких понятий, как добро и зло, правда и ложь. Образы, созданные хорошими иллюстраторами, - прекрасные примеры оригинального творчества. Рассматривая их, ребенок получает истинное удовольствие и наслаждение от творческих находок художника и от внутреннего концерта литературно-художественных образов. Искусство - важный элемент в развитии характера. Изобразительное искусство включает в себя живопись, рисунок, архитектуру, скульптуру, декоративно-прикладное искусство.

Наиболее распространенным видом искусства в детских садах является иллюстрация, которая относится к категории графики; по определению Курочкиной Н. А., иллюстрации — это образные представления текстов, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения и вместе с тем украшающие книгу, обогащающие ее декоративную структуру. С помощью графики раскрывают и передают социальную и художественную сущность иллюстрируемого произведения (Н. М. Сокольникова). Графика в книгах помогает детям глубже и полнее понять текст, дает им знания об окружающем мире (это доказано в исследованиях В. А. Езикеевой, Р. И. Жуковской, В. И. Жуковской,И. Жуковской, В. Ю. Кионова, Т. А. Кондратович, И. О. Котовой, Т. А. Репиной,А. Ф. Яковличевой и т. д.).Понимание детьми искусства и их личностное развитие во многом зависят от общего культурного уровня и квалификации педагогов; исследования О. А. Абдуллиной, Ю. К. Бабанского, В. Г. Боброва, И. В. Кузьминой, В. В. Сластенина, Л. А. Сластенина, В. Г. Боброва; исследования А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, А. И. Щербакова и др. доказали, что уровень сформированности знаний, умений и компетенций педагогов зависит от знаний, умений и компетенций детей, а также от эффективности их деятельности и развития детского творчества (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова и другие). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и науки одним из приоритетных направлений художественно-эстетического воспитания считается формирование общего образования детей дошкольного возраста, в том числе формирование ценностных ориентаций, развитие нравственно-эстетических качеств личности ребенка.

В дошкольном возрасте развивается интерес к эстетическим аспектам действительности и потребность в реализации художественных замыслов. Эстетическое развитие обогащает сенсорный опыт и аффективную сферу личности, влияет на восприятие нравственных аспектов действительности и стимулирует познавательную активность.

Художественное образование — это процесс усвоения художественных знаний, умений и навыков, а также процесс развития компетентности в области художественного творчества. Искусство - важнейшее средство формирования психического мира детей. Оно способствует развитию интереса к эстетическим сторонам действительности, потребности в творческом самовыражении, спонтанности и самостоятельности в реализации художественных замыслов. Книги - одно из первых произведений искусства, с которым сталкивается ребенок. Это знакомство происходит в самые ранние годы жизни. Дети читают книги дома и в детских садах. Иллюстрации в книгах формируют у детей не только понятия о добре и зле, но и ценностные ориентиры в отношении особых средств выражения искусства. Существуют разные виды книг для детей: книги-игрушки, книги-иллюстрации и книги-схемы. Иллюстрации (от латинского «раскрывать») — это рисунки, образно иллюстрирующие текст и одновременно украшающие книгу, обогащающие ее декоративную структуру. Отличительной особенностью иллюстраций является то, что их образная структура опирается на заданный литературный фон и подчинена конкретной задаче освещения и пояснения текста. Средства иллюстрации находятся в тесной зависимости от идейно-метафорической структуры литературного произведения, комплексно взаимодействуя со всеми элементами книги и, что особенно важно, с текстом произведения, его сюжетом, жанром и стилем. Художественные иллюстрации всегда тесно интегрированы с текстом книги, образуя с ним неразрывное единство. Образ главного героя - один из важнейших аспектов иллюстрации для детей. В книгах художественный образ доносит до ребенка различные представления об окружающем мире и служит первой мерой жизненных явлений. Одним из средств эстетического развития ребенка является детская книжка-картинка - синтез литературного текста и иллюстрации. Художественные иллюстрации являются важнейшим элементом детской книги и во многом определяют ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия и возможность использования в процессе эстетического воспитания читателя.

Цвет — это не только средство украшения книги, но и средство передачи настроения и состояния героев, отношения автора к изображаемому.

Мастерское воплощение динамики структуры книги создает оригинальный ритм пространства и цвета в ней. Рисунок в детской книге имеет равные права с цветом. Следует сказать об общем воздействии этих средств художественной выразительности В. Лебедев писал, что рисунок в детской книге должен быть прежде всего понятным изображением и называл его главными характеристиками предметность, конкретность, точность и ясность. Развивая эту мысль, автор пришел к выводу, что изображение предмета (его форма) должно раскрывать его функцию. Основными средствами выразительности в иллюстрации, разновидности графики, являются линейные рисунки, штрихи и точки. С помощью этих средств книжные иллюстрации передают особенности характера и состояния изображаемого предмета.

Книги для детей младшего возраста требуют особого внешнего и внутреннего оформления, продуманности, структуры и веселых решений, способных увлечь ребенка. Структура книги играет важную роль. Важна не только структура отдельных страниц, но и оформление книги в целом. Картинки в книжке-картинке тесно связаны с текстом и располагаются рядом с соответствующими строками.

Художник избегает сложных ракурсов, умело использует перспективу, свет и тень, подчеркивает наиболее важные части иллюстраций и четко выстраивает композицию. Художественно нарисованные иллюстрации прежде всего эстетически воздействуют на детей, дают им знания о жизни и об искусстве. Иллюстрации одновременно являются произведениями графического искусства, обладающими самостоятельной художественной ценностью, и служат ключом к раскрытию и пониманию идейно-художественного своеобразия самого литературного произведения.

Влияние иллюстраций на эстетическое чувство происходит двумя взаимосвязанными путями, что значительно усиливает интенсивность их эмоционально-эстетического воздействия. Иллюстрации в книжках-картинках - одни из первых произведений искусства, с которыми сталкиваются дети дошкольного возраста. Мы гордимся творчеством Ю. А. Васнецова, В. В. Лебедева, Е. И. Чалушина, А. Ф. Пахомова, В. М. Конашевича, Т. А. Мавриной и других мастеров книжной графики, задавших золотой стандарт иллюстрирования детских романов. Работы этих замечательных художников отличает высокий уровень мастерства, трепетное отношение к жанру детской книжной иллюстрации и знание возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Каждый художник видит мир, его красоту и персонажей, которых он описывает, по-своему. Значит иллюстрация — это художественное средство, которое помогает полнее узнать литературный образ благодаря умению художника передать идею произведения наглядно, выразительно, доступно и эмоционально.

Художественные образы в иллюстрациях воспринимаются детьми положительно и эмоционально. Для того чтобы сделать художественный образ понятным, интересным и приятным для детей, художник выбирает подходящие средства выразительности для характеристики персонажа: рисунок, цвет и композицию.

«Книжная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития дошкольника»
Фото №1 Дети знакомятся с книжками картинками уже в первые годы жизни
Публикации по теме:

Хеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возрастаХеппенинг как технология художественно-эстетического развития детей раннего возраста Разрешите вам представить опыт МАДОУ ЦРР № 27 «Росинка» г. о. Ступино Московской области по теме «Хеппенинг, как технология художественно-эстетического.

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток»Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток» Играть можно со среднего возраста. Цель: закреплять и различать разные цвета и оттенки, развивать эстетические чувства, определять к.

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет»Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет» Цель: Закрепить название цвета, различать цвет и его оттенки, различать теплые и холодные цвета, закреплять в активном словаре их названия,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Книжная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития дошкольника»
Опубликовано: 17 января 2025 в 00:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Книжная иллюстрация как средство художественно-эстетического развития дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Алексеенко (УИ 2297266) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД