Гузель Аитова
Творческий проект «Еремей-повелитель лесов и полей» (авторская сказка)
▼ Скачать + Заказать документы
Сведения об авторах проекта: Аитов Айрат Фархатович, Хлынова Вероника Андреевна, Паршукова Полина Витальевна - 6 лет, воспитанники МАОУ СОШ №2, активные, любознательные, добрые, интересующиеся окружающим миром. Руководители:
Аитова Гузель Яхьевна, Турбало Лариса Ивановна, воспитатели.
Аннотация
Публикация «Творческий проект „Еремей-повелитель лесов и полей“ (авторская сказка)» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Сказка «Еремей – повелитель лесов и полей» представляет собой творческий проект экологической проблематики, и включает не просто сочинение сказки, но и изготовление иллюстраций к произведению. Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, и разработан с целью привлечения внимания детей и взрослых к вопросу загрязнения окружающей среды. Он может быть использован педагогами в совместной деятельности с детьми (проведение бесед, прогулок, организованной деятельности, как демонстрационный материал, а также для совместного чтения с родителями.
Тема проекта: сказка «Еремей – повелитель лесов и полей».
Актуальность.
Проблема экологического воспитания является важным аспектом эффективного педагогического процесса. При правильной организации педагогической работы экологическое воспитание способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы. На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей старшего дошкольного возраста могут быть заложены основы правильного отношения к природе: действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются, развиваться познавательный интерес. Данными положениями и обосновывается актуальность нашей работы.
Цель: Способствовать развитию экологической грамотности старших дошкольников в процессе творческой деятельности.
Задачи:
- Формировать связную речь через сочинение сказки; активизировать словарь.
- Привлекать внимание родителей и детей к проблемам загрязнения окружающей среды через сочинение сказки и изготовление иллюстративного материала.
- Развивать умение передавать смысл произведения или его части в иллюстрации.
- Прививать бережное отношение к окружающей среде посредством бесед и наблюдений.
Сказка "Еремей - повелитель лесов и полей".
В те давние времена, когда дед Еремея пешком под стол ходил, лес был такой:
Поле такое: А река Иртыш весело катила волны к Оби.
Но к тому времени, когда озорной парнишка Еремеюшка сам начал изучать родные места, поле, лес и берега реки изменились. Вот так:
Вышел как-то Еремей погулять, свежим воздухом подышать. Встал посреди чистого поля и задумался. Что же делать? Что-то гнетет, что-то не так…
Закричал Еремей громким голосом:
- Эй, вы, звери и птицы лесные, насекомые полевые! Помогите! Подскажите, что делать?
На громкий клич звери собрались:
- Я неуклюж и косолап
Боятся звери моих лап.
Помогу экологию укреплять
Семена растений распространять. (Медведь)
- А там где живу я, Еремей,
Почва становится здоровей и рыхлей. (Муравей)
- Серый бочок, зубами щелк.
В лесу живу, лес стерегу! Санитар леса! (Волк)
- Пользу мою видят все
Деревья здоровые везде. (Дятел)
- А обо мне все говорят:
"Зимой белый, а летом серый". (Заяц)
- Хоть мал я и колюч,
Но трудно без меня,
Справляться с насекомыми помогаю я. (Ёж)
- Водоём очищу я,
А мои плотины помогают
Как птицам, так и рыбам! (Бобр)
Здравствуй, друг наш, Еремеюшка! По что нас зовешь? Мы все видим и все слышим. Говорит Еремей: «Зову я вас совет держать, вопрос задать что с Матушкой-природой делается, по что гибнет все?».
Отвечают звери: «Мы, звери лесные, в ладу с природой живем, от каждого из нас есть польза. А в загадках про нас ты все услышал».
- А ты, Еремеюшка, что можешь? Ты нас собрал, совет держишь. А люди как помогут Матушке-природе?
Моргнул Еремей виновато, не придумывается ему, вздохнул тяжко и сказывал:
- Отправлюсь я в путь-странствие. Посмотрю, поучусь, ума-разуму наберусь, да и вернусь с ответом. А как вернусь, так и ответ дам!
Оседлал Еремей свой верный транспорт – велосипед и поехал в далекое путешествие. Вот встретился ему на пути-дороге указатель, на нём три пути-дороги показались: «Тобольск», «Вагай», «Чистюлькино».
Решил Еремей, что сначала он посетит Тобольск, потому что много интересного слышал он про этот старый город, стоящий на реке Иртыш. Въехал Еремеюшка в Тобольск и удивился палатам белокаменным, башням остроконечным, а еще больше удивился тому, что не берегут жители богатства своего. Деревья вековые сломаны. Кругом мусор бесконечный. Да, и ни стар, ни млад не хотят даже за собой прибрать, идут и все разбрасывают, ветки ломают. И не взывает их гордость за то, что Столицей Сибири зовется их город, что жили на их земле люди умные да великие на весь белый свет: великий ученый – Дмитрий Иванович Менделеев, писатель – Петр Павлович Ершов, композитор – Александр Александрович Алябьев.
Опечалился Еремеюшка и поехал дальше в Вагай. По пути – дороге зашел в Супринский заповедник стал любоваться красотами таежными, богатствами лесными, слушать пение птиц как вдруг тишину сказочную нарушил лай собак, крик людей. Увидел Еремей, что люди злые пришли в заповедник ни с добрым делом, а поохотиться на зверя лесного, а он здесь обетованный - занесён в красную книгу Тюменской области. Поздоровался Еремеюшка с ними, но не услышал ответ, а лишь злой взгляд ощутил на себе. Спрашивает Еремей, не жалко ли зверя бить лесного, птиц пугать, гнезда разрушать, что оставите детям своим в наследство?
Отвечают ему люди не приветливые: «А что жалеть-то, нам ведь весело!». Опечалился пуще прежнего Еремей и пошел дальше.
Въехал Еремей в Чистюлькино, огляделся. А кругом красота! Дома высокие, окна – на всю стену, люди приветливые, везде цветы. Такая чистота повсюду, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Из транспорта – велосипеды, а если машины, то только на солнечной энергии.
Задумался Еремей, те же люди, а разница все же есть. Стал приглядываться. Вот идут дед и внук, дед бросил фантик в урну, внук – за ним. Вот мама и дочка бегут – видимо домой спешат. Увидели: на улице веточка упала, мама не успела сказать, а дочка уже подняла. И так везде, жители Чистюлькино неустанно САМИ за своим порядком, за чистотой следят.
Вот оно что! Еремей обрадовался, приговаривая: «Ведь и мы так можем, если захотим! Поеду-ка я домой, в родные места, расскажу и покажу людям и зверям, чему научился».
Возвратился, созвал птиц, зверей, да близких друзей. Поведал о том, где был, что видел. Фотографии показал. В итоге сказал:
«А ведь мы сами хозяева природы. Негоже хозяевам родной край засорять. И начнем мы каждый со своего двора, подъезда, всё в порядок приводить. Да стараться потомкам нашим примером быть.
Муравей-трудолюб, хозяйственное насекомое, тоже дельный совет дал:
- Можно устроить Чистую Субботу, как у нас. Очень помогает!
И мы с вами, ребята, для себя ценный урок взяли, правда? Ведь сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!
Понравилась сказка?
Чему сказка учит?
Результаты
При условии реализации данного проекта, мы рассчитываем получить следующие результаты:
- повышение самостоятельности в принятии решении детьми по данной проблеме, расширение знаний детей об окружающей среде;
- изменится стиль поведения детей в природе в положительную сторону;
Выводы
Во время работы над проектом «Еремей – повелитель лесов и полей» мы достигли следующих результатов:
- были созданы условия, раскрывающие творческие и интеллектуальные возможности детей, ориентированные на диалогическое взаимодействие детей, родителей, педагогов и способствующие самопознанию, саморазвитию;
- повысился уровень экологической грамотности детей подготовительной группы и родителей;
- все поставленные цели и задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта.
Практическая значимость
Данный проект может быть полезен педагогам дошкольных учреждений при обсуждениях с детьми проблемы экологии – загрязненности окружающей среды. Родители могут читать со своими детьми сказку «Еремей – повелитель лесов и полей». Так, мы надеемся на проблему загрязненности окружающего мира будет обращено больше внимания и взрослые послужат положительным примером для своих детей.
Список литературы
1. 20 имен Тобольской истории: [коллекционное издание. 50 нумерованных экз. ] / [ред., авт. текста, авт. послесл. Ю. П. Перминов; авт. текста В. В. Дворцов; авт. эпиграфов А. К. Омельчук; вступ. слово А. Г. Елфимов; офорты Н. Казимова; худож. И. Е. Лукьянов]. — Тобольск: Возрождение Тобольска, 2014. — 147, [3] с. : вкл. л., ил., карты. — 50 экз. — (в пер.)
2. 400 лет Тобольску. Сборник архивных документов. — Свердловск, 1987.
3. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные/ Авт. -сост. В. А. Маркин; Под общ. ред. О. Г. Хинн. - М. :АСТ,1996.-560 с.
5. Список особо охраняемых природных территорий Тюменской области. - Режим доступа // https://ru.wikipedia.org