Ольга Дорофеева
Творческий проект «Сказка творит чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
г. Новомичуринск д/с №1 «Сказка».
Паспорт проекта.
Вид проекта : групповой, творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный (2015г. - 2016 г.).
Участники проекта : дети группы № 2 «Бабочка», воспитатели:
Дорофеева О. А. и Голоухова О. В., родители детей.
Тип проекта : информационно – практико – ориентированный.
По характеру контактов: детско – взрослый.
Публикация «Творческий проект „Сказка творит чудеса“» размещена в разделах
Объяснительная записка: В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.
Обоснование проблемы:
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» – так писал В. Сухомлинский. Трудно представить наше детство без сказок и любимых детских книг! Ведь сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка.
Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.
Чтение сказок – один из важнейших педагогических, воспитательных моментов. Родители, часто недооценивают развивающую и воспитательную роль сказок, забывая, что сказка – многовековая народная мудрость.
Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.
Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом – чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества.
Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев.
Задания, вопросы к сказкам побуждают ребенка и взрослого к совместному размышлению о жизненном опыте, отношениях с окружающими; помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье; формируют позитивную самооценку. Таким образом, между ребенком и взрослым возникает более тесный диалог, который и сближает и помогает процессу воспитания, развития. Основным моментом в этой методике является необходимость развития в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви.
В сказках можно найти материал, который поможет детям стать увереннее, терпеливее, научит слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира, ведь сказки – пища для подсознания. Слова забываются -ощущения остаются.
И это не просто ощущения, а переживания, которые прочно связаны с определенным способом поведения героев сказки в соответствующей ситуации. Сказка не оставляет ребенка равнодушным воспитуемым, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.
У ребенка с помощью сказки можно воспитать :
• Волю – сложное и многогранное качество личности.
• Веру в себя – умение противостоять неудачам.
• Смелость – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
• Трудолюбие – нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
• Настойчивость – терпение и выдержку при достижении цели.
• Обязательность – умение держать слово.
• Оптимизм – веру в успех, увлеченность, душевный подъем.
• Целеустремленность – умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения.
• Доброту и честность.
Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта :
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно - следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка. Сказка - средство эмоционально - волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Цель проекта :
• Создать условия для духовно - нравственного развития ребенка.
• Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
• Обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
• Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.
Задачи проекта :
• Помогать усвоению детьми духовно - нравственных категорий (добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота - хитрость) и правил доброй, совестливой жизни.
• Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
• Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
• Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
• Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
План реализации:
Тематические занятия (интегрированные)
• НОД «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
• НОД «Лиса и кувшин».
• НОД «Мужик и медведь».
• НОД «Заяц - хваста».
• НОД «Смоляной бычок».
• НОД «Гуси-лебеди».
• НОД «Мой дом»
• НОД "Мы любим сказки"
Ситуативные разговоры:
• Из чего сделано?
• Что сначала, что потом?
Просмотр диафильмов и мультфильмов:
• Пузырь, Соломинка и Лапоть.
• Лиса и кувшин.
• Мужик и медведь.
• Заяц - хваста.
• Смоляной бычок.
• Гуси-лебеди.
Чтение художественной литературы:
• Русские народные сказки.
• Сказки народов мира.
• Сказки А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака и т. д.
Минутки поэзии (совместно сочиненные с воспитателями сказки и загадки).
Игры:
• Подвижная игра «Мыльные пузыри»
• Подвижная игра с мячом «Тонет - не тонет»
• Подвижная игра «Сноп и колос»
• Подвижная игра с мячом «Съедобное - несъедобное»
Педагогические игровые ситуации:
• Пантомима.
Дидактические игры:
• «Будьте внимательны и найдите ошибки»
• «Кто лишний»
• «Кого не хватает?»
• «Из какой сказки фраза?»
• «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)
• «Придумаем новое название, окончание сказки»
• «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот)»
• «Какая сказка спряталась?» (на картинке изображены кусты, из-за которых торчат только части животных, например хвосты)
• «Попробуй на вкус»
• «Узнай по контуру»
• «Назови сказки, где есть бабка, дедка, кошка, мышка..»
• «Сложи из частей»
• «Назови сказку по предмету» (например, яблоко: «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Белоснежка и семь гномов», «Наливное яблочко».)
• «Отгадай сказку по отрывку»
• «Угадай, кто идет» ( развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев)
• «Угадайте по губам, какого героя сказки я зову»
• «Назови ласково»
• «Есть или нет»
• «Подбери рифму»
Интеграция с образовательными
областями
Задачи
СОЦИАЛИЗАЦИЯ - игровая деятельность: конкурсы, викторины.
- игры драматизации.
ТРУД
- на примере сказок поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия.
ПОЗНАНИЕ - слушание сказок.
- рассматривание иллюстраций книг.
- тематические занятия, беседы.
- пересказ сказок.
КОММУНИКАЦИЯ
- использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок.
- вырабатывание интонации, выразительности, правильного темпа, силы голоса посредствами игры драматизации.
ЧХЛ - русские народные сказки.
- сказки народов мира.
- сказки А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака и т. д.
ХУД-ОЕ ТВОРЧЕСТВО - тематические занятия.
- лепка героев сказок.
- раскрашивание иллюстрации по сказкам.
Работа с родителями:
• Праздники и утренники (родители могут вместе с детьми участвовать в играх, выполнять творческие задания).
• Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклям и праздникам.
• Совместное участие родителей и детей в них.
• Устройство выставки работ детей и родителей «Наши любимые сказки».
• Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок и сказок).
Результаты:
• Дети усвоили такие понятия как добродетель, направленность и открытость детей к добру.
• Появилось позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость.
• Дети приобщились к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
• Образовалось деятельное отношение к труду.
• Появилась ответственность за свои дела и поступки.
Завершение проекта :
• Презентация «Сказка творит чудеса» на районном семинаре.
• Театрализация сказки «Репка» на семинаре.
• Выставка работ детей и родителей «Наши любимые сказки.»