Раиса Колесникова
Творческий проект «День здоровой семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Ключевая проблема:
«Стабильное снижение заболеваемости детей».
Родители неохотно принимают участие в садовских мероприятиях по здоровьесбережению Тесное взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию здорового образа жизни.
2. Проблема: «Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ и дома». Современных условиях дети часто сталкиваются бытовыми приборами, где возникают проблемы; встречи с незнакомыми людьми и т. д.
Публикация «Творческий проект „День здоровой семьи“» размещена в разделах
- День здоровья. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
Необходимо организовать безопасную предметно-пространственную среду в ДОУ и семье.
Совместные мероприятия ДОУ и семьи
3. Проблема: «Неосведомленность родителей в вопросах воспитания». Мало интересуются вопросами детского сада Памятки для родителей, открытые мероприятия
Дерево проблем
Создание единого образовательно-оздоровительного пространства «Детский сад-семья»
Дифференциация предметно-развивающей среды
Низкий уровень знаний родителей в вопросах воспитания детей.
Необходимость системы работы с воспитанниками и их родителями по приобщению их к здоровому образу жизни.
Наиболее распространенными формами работы по физической культуре с семьями воспитанников являются дни здоровья, спортивные досуги, консультации, беседы. Но проблема в том, что родители не всегда приходят на них, а если и приходят, то чаще всего выступают в роли зрителей и гораздо реже – в качестве участников. Также большая часть родителей не осознает значимости эмоциональных взаимоотношений и не использует выходные дни для совместной двигательной деятельности с детьми. Во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется такими играми, как мозаика, лото. При этом не принимается во внимание то, что стать усидчивым ребенок только тогда когда будет полностью удовлетворена его естественная потребность в движении. Поэтому совместные физкультурные занятия родителей с детьми являются, на наш взгляд, активной и эффективной формой работы.
Цель:
Создать систему работы с воспитанниками и их родителями по приобщению их к здоровому образу жизни.
Задачи:
* Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, профилактика заболеваний и утомляемости детского организма;
* Активизация педагогического коллектива и родителей воспитанников к поиску новых нетрадиционных подходов, форм и методов оздоровления дошкольников;
* Привлечение внимания общества к проблеме сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
4 Ожидаемый результат
Оздоровить детский организм за счет двигательной активности. Приобщение родителей и детей к здоровому образу жизни, к физической культуре в повседневной жизни и на активном отдыхе. Установить эмоционально – тактильный контакт между родителем и ребенком.
группы содержание ДОУ Повысится имидж ДОУ;
Улучшение качества образования в ДОУ;
Регулярные проведения физических занятий, утренних гимнастик, индивидуальных занятий с детьми и т. д. дети Снижение заболеваемости детей до минимума;
Здоровые дошкольники - успешные ученики;
Появления стимула заниматься спортом;
Повышение двигательной активности до оптимальной величины.
педагоги Сохранение положительного, творческого отношения к своей работе;
Внедрение в педагогический процесс инновационных технологий;
Развитие у педагогов исследовательских умений.
родители Повысится заинтересованность родителей в развитии физических качеств и здорового отношения к себе и своему ребенку;
Большинство семей будут заниматься спортом;
Повысится уровень психолого-педагогической культуры родителей в воспитании и оздоровлении детей.
5 .Реализация проекта День здоровой семьи
6. Этапы работы над проектом
Этапы Задачи Мероприятия Сроки
1. Подготовительный. * повысить профессиональную компетентность;
* выявить знания родителей о физической, культурно – оздоровительной работе ДОУ, об активном отдыхе с детьми.
*Изучение методической литературы.
* Изучение опыта работы по данной теме педагогов ДОУ города.
* Анкетирование родителей.
* Экспресс информация для родителей
«Система оздоровления детей в ДОУ».
* Организация бесед.
* Организация родительского собрания: «Вырастим детей здоровыми».
* Приглашение родителей на открытые показы. Октябрь
2. Основной. Обеспечить условия реализации проекта. *Организация системы физкультурных занятий с родителями и детьми.
*Проведение занятий, спортивных развлечений с родителями.
• Составление плана мероприятий «День здоровой семьи» и его реализация Ноябрь
3. Заключительный. Выявить результаты эффективности работы с воспитанниками и их родителями по приобщению их к здоровому образу жизни.
Выявить уровень знаний родителей о физической, оздоровительной работе в ДОУ с детьми. * Анкетирование родителей.
* Анализ полученных результатов Декабрь.
7. План реализации
Основные блоки по работе с родителями
Блоки Основные задачи формы
Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей Практические занятия, открытые занятия, родительские собрания, консультации и др.
Привлечение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью дошкольного учреждения. Соревнования, конкурсы, акции, совместные мероприятия и др.
8. Ресурсы проекта
Здоровье ребенка, его закаливание и физическое развитие определяется не только наследственностью, но и укладом жизни, условием и режимом, в которых он развивается и взрослеет.
Кадровое обеспечение Нормативно-правовое и
программно-методическое обеспечение
Разработчик проекта :
Старший воспитатель – Сумина И. В. - среднее-специальное педагогическое образование,пед. стаж-33 года;
Заведующая ДОУ -
Селеткова Е. В. заведующая ДОУ. высшее педагогическое образование, стаж педагогической работы 32 года.
Медицинская сестра Дятлова Л. И.
Воспитатель-Колесникова Р. Б., младшие воспитатели.
Родители воспитанников.
Организация контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы. Дошкольное воспитание,2004.№1
Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы»Н. Е. Вераксы, М. А. Васильева. М. 2014г.
Парциальные программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Стеркина Р. Б. Князева О. Л. Авдеева Н. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду».
Субъекты проекта : дети, родители
Сроки реализации проекта : октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года.
Данный проект адресован коллективу ДОУ, родителям воспитанников.
Проект состоит из 3 этапов :
-подготовительный
-практический
-заключительный
Содержит мероприятия, которые помогут взаимодействовать педагогам с детьми, родителями, специалистами.
Тип проекта :
По методу: информационно-практический.
По содержанию: закрытый в рамках ДОУ, средней продолжительности-3 месяца.
Материально – техническое обеспечение.
-Спортивный зал, оснащенный спортивным инвентарем: гимнастическая лестница, спортивный комплекс, дуги, ребристые доски, наклонные доски, гимнастические скамейки, баскетбольная сетка, мишень, маты, канаты, туннели, мячи разной величины, массажные мячи, кегли, массажные коврики, боксерская груша и т. д.
-Физкультурно – оздоровительные уголки в каждой группе: мячи, скакалки, обручи, модули.
-Уголоки здоровья : дидактические игры, альбомы, энциклопедии, наглядный материал для изучения органов человека.
Мониторинг за состоянием здоровья
и физическим развитием детей
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками дошкольного учреждения. Медицинское обследование детей проводится с углубленным изучением анамнеза каждого ребенка. При первом обследовании в начале учебного года дается оценка состояния здоровья, физического развития (по антропометрическим показателям, Особое значение придается выявлению изменений в опорно-двигательном аппарате. Все дети, поступающие в дошкольное учреждение, осматриваются м/с,ортопедом поликлиники, фиксирующим нарушение осанки и формирование свода стопы. По итогам обследования дети распределяются по группам здоровья. В зависимости от группы здоровья, результатов тестирования функциональных возможностей организма определяется объем нагрузки для каждого ребенка. После второго обследования (в конце учебного года) проводится анализ эффективности воздействия различных средств физического воспитания по тем же самым показателям с учетом перераспределения детей по группам здоровья.
Проверка условий санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий и физкультурного оборудования
Эффективность занятий зависит не только от его содержания и организации, но и от санитарно-гигиенических условий, в которых оно проводится. Проверку условий и санитарно-гигиенического состояния мест проведения занятий (групповые участки, спортивная площадка, физкультурные залы, физкультурного оборудования и инвентаря, спортивной одежды и обуви осуществляют заведующий, старший воспитатель, медсестра. При этом необходимо руководствоваться СанПин 2.4.1.1249-03.
Заключение
Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит». Не секрет, что в детском саде и дома большую часть времени проводят за столом, у телевизора и т. д. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные мышцы и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопия, задержку возрастного развития. Но развитие и воспитание детей во многом зависит от взрослых, которые его окружают. Главным образом это члены семьи дошкольников.
Поэтому мы особое внимание уделяем совместным физкультурным занятиям, подвижными играми и упражнениями родителей с детьми, характеру эмоциональных отношений в системе родитель – ребенок, взаимоотношению членов семьи и отношению родителей к здоровому образу жизни. Результаты показывают, что совместным физкультурным занятиям, подвижными играми и упражнениями родителей с детьми дают возможность оздоровить детский организм, вырабатывается потребность систематически и с удовольствием заниматься физкультурой. Большинство родителей заметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось и на сплоченности всех членов семьи, что в свою очередь очень важно для поддержания здоровья на протяжении всей жизни.
В дальнейшем педагогический коллектив сохранит традиции детского сада в проведении Дней здоровой семьи и других семейных праздников, которые, мы надеемся будут активно поддерживаться и родителями воспитанников ДОУ.
Приложение №1.
Анкета для родителей
«Физкультура и семейное воспитание»
Уважаемые родители!
Убедительно просим Вас ответить на следующие вопросы. Искренние ответы помогут нам организовать Вашу совместную деятельность по сохранения и укреплению здоровья.
1. Фамилия,имя,ребенка___
2. Состав семьи, количество детей___
3. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким? Есть ли спортивный разряд? ___
4. Занимается ли Ваш ребенок спортом (посещает ли спортивную секцию?___
5. Кто из членов семьи делают утреннюю гимнастику?
* мама;
* папа;
* дети.
6. Установлен ли для ребенка режим дня дома?
* да;
* нет.
7. Проводите ли Вы дома закаливающие мероприятия?
* да (указать какие)___
* нет
8. Какое физкультурное оборудование и спортивный инвентарь есть у Вас дома?
* для взрослых ___
* для детей ___
9. Спит ли Ваш ребенок в выходные?
* да;
* нет.
10. Гуляет ли Ваш ребенок после детского сада и в выходные дни?
* да ;
* нет.
11. Чем занимается Ваш ребенок по возвращению из детского сада и в выходные дни?
* подвижными играми;
* настольными играми;
* компьютерными играми;
* чтением книг;
* просмотром телепередач;
* гуляет, ходит вместе с родителями в походы.
12. Что для Вас является здоровым образом жизни?
* отсутствие вредных привычек;
* систематические занятия спортом;
* закаливание организма;
* система мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
* другое___
13. Обсуждаете ли Вы с ребенком вопросы охраны его здоровья?
* да;
* нет.
14. Какие трудности в воспитании детей Вы испытываете?___
___
15. Чтобы воспитать ребенка здоровой, гармонично развитой личностью, нужно ли его родителям активно участвовать в воспитательной работе группы, которую посещает ребенок?
* это имеет решающее значение;
* не имеет значения, если правильно налажено воспитание в семье;
* не задумывались.
16. Какие формы работы с родителями Вы считаете эффективными в вопросах физического воспитания?
* родительские собрания;
* совместные спортивные праздники;
* открытые занятия;
* родительские конференции;
* круглые столы;
* тематические выставки;
* групповые консультации;
* другое ___
17. Какую помощь Вы могли бы оказать в решении проблем физического воспитания дошкольников?___
___
Благодарим Вас за сотрудничество.
Мира, здоровья и добра Вашей семье!
Приложение №2.
Стратегический план улучшения здоровья детей
№
п/п
содержание
Периодичность выполнения
сроки
ответственные
1 Оптимизация режима
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима ежедневно В течение года Воспитатели, врач
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ежеквартально воспитатели
2 Организация двигательного режима
Физкультурные занятия 3 раза в неделю В течение года Воспитатели
Утренняя гимнастика, после сна ежедневно В течение
года Воспитатели, контроль мед раб.
Прогулки с включением подвижных игр ежедневно В течение
года Воспитатели, контроль ст. воспитателя
Музыкально-ритмические динамические паузы ежедневно В течение
года Воспитатели
Спортивный досуг 1 раз в мес. В течение
года воспитатели
Гимнастика глаз На НОД физ. минутках В течение
года воспитатели
Пальчиковая гимнастика 3-4 раза в день В течение
года воспитатели
Оздоровительный бег Ежедневно на прогулах В течение
года воспитатели
3 Охрана психического здоровья
Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы Ежедневно несколько раз В течение
года воспитатели
4 Профилактика заболеваемости
Массаж «волшебных точек» 3-4 раза в день В течение
года воспитатели
Дыхательная гимнастика Во время гимнастики, утром и после сна В течение
года воспитатели
5 Оздоровление фитонцидами
Чесночно-луковые букетики, ароматизация помещений Октябрь, апрель воспитатели
6 Закаливание, с учетом состояния здоровья детей
Воздушные ванны, прогулки на воздухе, хождение босиком по дорожке здоровья, обширное умывание и т. д. В течение года Воспитатели,
7 Витаминотерапия
«аскорбиновая кислота», в 3 блюдо Мед. работник.
8 Работа с детьми, имеющими плоскостопие, нарушение осанки
Корригирующая гимнастика Воспитатели
Оздоровительный сон В течении года Воспитатели
Приложение №3.
Перспективный план взаимодействия с родителями.
Октябрь Ноябрь декабрь
- консультация по темам здоровьесбережения
- Консультация «Здоровьесберегающии технологии в ДОУ».
- Родительское собрание: «Вырастим детей здоровыми».
- Создание папок передвижек «Скажи куренью –нет!»
- Посещение физкультурных занятий, утренней гимнастики. - информация в родительский уголок «Здоровый образ жизни».
- Создание информационного пространства «В здоровом теле – здоровый дух».
- Консультация «Как воспитать здорового».
Семинар «Основы здорового образа жизни»
- совместная с родителями физкультурная деятельность в физкультурных уголках «Будь здоров, малыш».
- «День здоровой семьи». - написание творческого сочинения «Традиции здоровья в нашей семье».
- Поощрение и внедрение положительного опыта физического воспитания в семьях, принявших активное участие в «Дне здоровой семьи»
- Антиреклама (рисунки детей) «Мы против вредных привычек».
План мероприятий «Дня здоровой семьи»
Время проведения
декабрь мероприятие Участники
8.00 – 8.35 Утренний прием в форме игровой гимнастики Все возрастные группы
9.00 – 10-30 Спортивные развлечения и досуги Все группы по графику
10.30 – 13.30 Интенсивный тренинг «Час движений» на прогулке (погодные условия) Педагоги
15.30 – 16.20 Эстафеты с родителями «Веселые старты» Родители и дети старшего возраста
16.20 – 16.40 Подведение итогов. Награждение победителей и активных участников. Дети, родители, педагоги
Приложение №4.
«Здоровый образ жизни или как воспитать здорового ребёнка»
Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленные на сохранение здоровья.
Изучение состояния здоровья населения показало, что 41 % случаев заболеваемости, около 33 % преждевременной смерти и 20% случаев нарушения физического развития населения связаны с неправильным отношением к своему здоровью.
В Международном терминологическом словаре санитарного просвещения дается следующее определение понятия «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни – гигиеническое поведение, базирующееся на научно – обоснованных санитарно – гигиенических нормах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия. Перечислены и основные аспекты здорового образа жизни :
1. укрепляющий здоровье жизненный режим, пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой;
2. физическая культура и занятия спортом;
3. рациональное питание;
4. гармонические отношения между людьми;
5. правильное сексуальное поведение;
6. личная гигиена и ответственное гигиеническое поведение в сфере труда и быта;
7. негативное отношение к вредным привычкам (употреблению табака, спиртного, злоупотреблению лекарствами).
Одним из ведущих исследователей факторов здорового образа жизни Степанов А. Д. пишет о следующих аспектах здорового образа жизни :
- правильно организованный, физиологически оптимальный, приносящий удовлетворение труд;
- достаточная двигательная активность;
- балансированное в качественном и количественном отношении питание;
- достаточный сон;
- соблюдение режима дня;
- закаливание;
- вызывающие положительные эмоции формы досуга;
- отказ от вредных привычек.
Все перечисленные факторы и являются, по мнению ученого, принципами здорового образа жизни. Возможность следовать этим принципам зависит от целого ряда условий:
1. социально – экономические (общественный строй, политическая организация общества, условия труда, быта и т. д.);
2. развитие «индустрии отдыха»(спортивные залы, стадионы, бассейны и т. д.);
3. психо - эмоциональная обстановка в обществе и т. д.
Но следует помнить о том, что, это лишь предпосылки для здорового образа жизни, для реализации его принципов. Здоровый образ жизни является эффективным способом сохранения здоровья во все возрастные периоды жизни человека, при всех состояниях его организма, когда он здоров и когда появляются какие – либо заболевания. Здоровый образ жизни может вести не только здоровый, но и больной человек, что позволяет ему сохранить свою активность продлить жизнь.
Приложение №5.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Убедительно просим Вас ответить на следующие вопросы. Искренние ответы помогут нам организовать Вашу совместную деятельность по сохранения и укреплению здоровья.
1. Какие формы совместной спортивной деятельности Вам были интересны и почему?
• занятия;
• развлечения;
• праздники;
• консультации;
• родительские собрания.
2. Используете ли Вы упражнения, игры, эстафеты дома?
да;
нет.
2. Занимаетесь ли Вы упражнениями, играете ли с ребенком в игры, которые увидели на совместных физкультурных занятиях, праздниках в детском саду?
• да;
• нет.
3. Что полезного Вы видите в совместной спортивной деятельности детей и взрослых?
• радость общения с детьми и родителями;
• узнали, какие упражнения, подвижные игры можно использовать для физического развития детей;
• возможность родителями заниматься физкультурой вместе с детьми;
• создание атмосферы доверия в общении родителей и сотрудников детского сада;
• другие варианты.
5. Какие предложения и замечания будут у Вас по совместной деятельности детей и взрослых___
Благодарим Вас за сотрудничество.
Мира, здоровья и добра Вашей семье!