Галина Матвеева
Творческий проект «Ах, какие крошки — русские матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение средней образовательной школы структурное подразделение детский сад «Колобок»
Творческий проект
Формирования у детей 5-6 лет представлений о русской матрёшки, как национальной игрушке.
Выполнила:
Матвеева Галина Викторовна воспитатель СПДС «Колобок» с. Пискалы
с. Пискалы 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность проекта….….
Целевой компонент…. ….
Диагностический компонент….
Процессуальный компонент….….
Условия реализации проекта….…
Литература…. ….
Темочки:
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о русской матрёшке, как предмете истории, символа материнства, культуры своего народа. Нет устойчивого интереса к ней, который бы побуждал к дальнейшему познанию. К стремлению реализовать свои знания в практической деятельности.
Максим Волошин высказывался: «Мы, русские, совсем не знаем своего прошлого… Это прошлое – наше наследство, наше достояние»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно - прикладного искусства и с народными традициями. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.
Матрёшка - символ русского народного искусства. Это самая известная русская игрушка, которая представляет деревянную точёную фигуру девушки Матрёны в сарафане с платочком и символизирует образ матери, девушки. Она является символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. Но мало кто знает, откуда появилась матрёшка. Появление матрёшек удивляет – что таиться внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже.
Именно поэтому основной идеей создания нашего мини – музея является совместное творчество детей и родителей, вызывающее массу положительных эмоций и создающее особо тёплую атмосферу.
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ
Цель: На примере русской национальной игрушки - матрёшка – формировать интерес к возникновению Русской матрёшки.
Задачи:
1.1. Сформировать у детей 5-6 лет умений применять представления о русской матрёшке, как предмете истории в практической деятельности.
1.2. Сформировать у детей 5-6 лет представления о матрёшке посредством национальной народной игрушки.
1.3. Систематизировать и углублять представления детей о разновидностях матрёшки – Семёновская, Полхов-Майданская, Загорская.
1.4. Способствовать развитию познавательного интереса к истории России.
1.5. Обогатить кругозор детей об игрушке, как образе материнства и семьи.
2.1. Способствовать формированию осознанного отношения родителей к проблеме у детей представления о матрёшке, как предмете истории, символа материнства, культуры своего народа.
2.2. Привлечь родителей к оформлению мини – музея «Матрёшки водят хоровод».
2.3. Организовать оформление книжек – малышек «Будем знакомы – русская матрёшка».
3.1. Организовать на группе мини – музей «Матрёшки водят хоровод»
3.2. Организовать на группе выставку книжек – малышек «Будем знакомы – русская матрёшка».
3.3. Организовать выставку работ «Матрёшка – символ семьи»
3.4. Организовать на группе подбор художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок.
Диагностический компонент
Диагностический инструментарий:
беседы, познавательная деятельность, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, решение проблемных ситуаций, анализ продуктов детской деятельности.
Критерии и показатели сформированности представлений
детей 5-6 лет о русской матрёшке.
Название критерия Показатели
Эмоционально-мотивационный
- наличие интереса к русской матрёшке, как к национальной игрушке
- наличие эмоционально-положительного отношения к русской матрёшке, её истории и о разновидностях матрёшки – Семёновская, Полхов-Майданская, Загорская.
- наличие желания изучать происхождение матрёшки, как символ материнства
Когнитивный - представления о русской матрёшке, как к национальной игрушке
- представления о разновидностях матрёшки – Семёновская, Полхов-Майданская, Загорская.
- представления о матрёшке, как символ материнства
Действенно-практический - умение применять сформированные представления о русской матрёшке
- умение различать разновидности матрёшки – Семёновская, Полхов-Майданская, Загорская.
- умение рассказывать об игрушке, как образе материнства и семьи.
I этап
Эмоционально-мотивационный
Цель: вызвать у детей 5-6 лет интерес к русской матрёшке, как к национальной игрушке
Задачи:
1. Вызвать у детей 5-6 лет эмоционально-положительное отношение к русской матрёшке, как к национальной игрушке.
2. Вызвать у детей желание изучать историю происхождения матрёшки.
3. Организовать ООД по ознакомлению с русской матрёшкой.
4. Организовать в группе мини – музей «Матрёшки водят хоровод».
5. Организовать выставку книжек – малышек «Будем знакомы – русская матрёшка».
6. Способствовать формированию осознанного отношения родителей к проблеме представления детей о матрёшке, как предмете истории, символа материнства, культуры своего народа.
Способы и формы работы
Деятельность педагогов и детей Результат
Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект
- рассматривание иллюстраций;
- чтение познавательной литературы о русской матрёшке; разучивание стихов;
- организация на группе мини-музея «Матрёшки водят хоровод»;
- организация выставки книжек- малышек «Будем знакомы – русская матрёшка»;
- организация выставки работ «Матрёшка – символ семьи»
- организация на группе подбор стихов, загадок, пословиц.
-организация консультации для родителей «История русской матрёшки» - организует рассматривание иллюстраций;
- осуществляет чтение познавательной литературы и разучивание стихов, загадок, пословиц о матрёшке и матери.
- разрабатывает ООД о матрёшке.
- организует консультацию для родителей. - рассказывают о матрёшке, о своей семье;
- рисуют матрёшку, как символ семьи и материнства;
- разучивают стихи, загадки, пословицы.
- иллюстрации «Русская матрёшка»;
- выставка детских рисунков;
- подборка стихов, загадок, пословиц о матрёшке и матери.
- наличие интереса к русской матрёшке, как к национальной игрушке
- наличие эмоционально-положительного отношения к разновидностям матрёшки – Семёновская, Полхов-Майданская, Загорская.
- наличие желания изучать происхождение матрёшки
II этап
Когнитивный
Цель: Формировать детей 5-6 лет представления о матрёшке посредством национальной народной игрушки.
Задачи:
1. Формировать детей 5-6 лет представления о матрёшке посредством национальной народной игрушки
2. Формировать детей 5-6 лет представления об истории происхождения матрёшки.
3. Формировать детей 5-6 лет представления о разновидностях матрёшки – Семёновская, Полхов-Майданская, Загорская.
4. Продолжать оформлять на группе мини – музей «Матрёшки водят хоровод»;
Выставку книжек – малышек «Будем знакомы – русская матрёшка»; Выставку работ «Матрёшка – символ семьи».
Способы и формы работы
Деятельность педагогов и детей Результат
Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект
- организация игровой деятельности - с/р игры «Угостим матрёшек чаем», «Семья»; дидактические игры «Разбери и собери матрёшку», «Резная картинка».
- организация ОО
• Познавательная деятельность «Матрёшка – национальное культурное наследие России, символ семьи»
• Познавательная деятельность «Виды и особенности матрёшки»
• Познавательная деятельность «Будем знакомы – русская матрёшка»
• Изобразительная деятельность - лепка «Красавица - матрёшка»
• Изобразительная деятельность рисование «Роспись матрёшки»
• Изобразительная деятельность - декоративное рисование «Русские матрёшки»
• Изобразительная деятельность - рисование «Мама в образе матрёшки»
• Изобразительная деятельность - аппликация «Украсим сарафан матрёшке»
• Конструктивная деятельность - оригами «Матрёшка»
• Разучивание стихов, загадок, пословиц. - разрабатывает ООД;
- создает условия для организации ООД.
- создаёт условия для игр
- рассказывают о матрёшке, как символ семьи,
- рисуют и лепят матрёшек,
- играют в сюжетно – ролевые, дидактические игры, хороводные игры.
рисунки, аппликация, поделки из пластилина, наличие интереса к русской матрёшке, как к национальной игрушке
- наличие эмоционально-положительного отношения к русской матрёшке
- наличие желания изучать происхождение матрёшки, как символ материнства
III этап
Действенно-практический
Цель: Формировать у детей 5-6 лет умения применять представления о матрёшке в практической деятельности.
Задачи:
1. Формировать умение применять представления о русской матрёшке посредством национальной народной игрушки
2. Формировать умение различать разновидности матрёшки – Семёновская, Полхов-Майданская, Загорская.
3. Формировать умение проявлять уважительное отношение к своей семье, матери.
4. Способствовать воспитанию уважительного отношения к своей семье, матери.
Способы и формы работы
Деятельность педагогов и детей Результат
Педагог Дети Результат-продукт Результат-эффект
- создание мини-музея «Матрёшки водят хоровод»;
- организовать выставку книжек - малышек «Будем знакомы – русская матрёшка»;
- организовать выставку детских рисунков «Наша добрая матрёшка»;
-организовать выставку работ «Матрёшка – символ семьи»
- организовать досуг для родителей и детей «Ах, какие крошки – Русские матрёшки» - создаёт мини-музей «Матрёшки водят хоровод»;
- организует выставку книжек- малышек «Будем знакомы – русская матрёшка»;
- организует выставку детских рисунков «Наша добрая матрёшка»;
-организует выставку работ «Матрёшка – символ семьи»
- разрабатывает досуг для детей и родителей «Ах, какие крошки – Русские матрёшки».
-рассказывают о матрёшке; - рисуют;
- презентуют родителям;
- разучивают стихи, половицы, поговорки о матрёшке, о матери.
- конспект досуга совместно с родителями «Ах, какие крошки – Русские матрёшки»;
- выставка детских рисунков «Наша добрая матрёшка»;
- выставка «Матрёшка – символ семьи».
- мини – музей «Матрёшки водят хоровод»
-выставка книжек- малышек «Будем знакомы – русская матрёшка». - умение проявлять уважительное отношение к своей семье, предкам.
- умение применять сформированные представления о русской матрёшке
- умение различать
- умение различать разновидности матрёшки – Семёновская, Полхов-Майданская, Загорская. - рассказывать об игрушке, как образе материнства и семьи
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Организационно-методические
• разработать ООД по теме проекта «Формирование у детей 5-6 лет представлений о матрёшке, как национальной игрушке».
• разработать конспект досуга «Ах, какие крошки – Русские матрёшки»;
2. Кадровые
• повысить квалификацию педагогов в рамках темы «Формирование у детей 5-6 лет представлений о матрёшке, как национальной игрушке»;
• создать творческую группу : воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, логапед.
3. Материально-технические
• приобрести наглядно – демонстрационный материал;
• приобрести канцтовары
4. Финансово-экономические:
• средства на приобретение грамот, призов.
5. Информационные
• разместить информацию по проекту на сайте детского сада;
6. Правовые ресурсы
• утвердить на педагогическом совете и принять решение о реализации проекта «Формирование у детей 5-6 лет представлений о матрёшке, как национальной игрушке».
Литература
1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Москва 2006г.
2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации» старшая группа 2009 г.
3. И. Бусева – Давыдова «Игрушки Крутца» Москва. Детская литература 1991г.
4. Г. Шалаева «Всё обо всём» энциклопедия для детей. Компания «Ключ - С». Москва 1994г.
5. Л. Н. Соловьёва «Русская матрёшка» Москва – ИНТЕРБУК, 1993г.
6. О. Нефёдова «Русские матрёшки» Юный художник, № 12 1982г.
7. О. В. Дыбина «Что было до…» Творческий центр. Москва 1999г.
В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина «Изобразительное искусство» Дрофа 1995г