Анна Скрипаль
Познавательно-творческий проект «Русские народные потешки для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Тогучнского района Нечаевский детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида
Познавательно-творческий проект «Русские народные потешки для малышей»
Выполнила воспитатель: Скрипаль А. Л.
2014-2015 учебный год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема:
«Русские народные потешки для малышей».
Публикация «Познавательно-творческий проект „Русские народные потешки для малышей“» размещена в разделах
Вид проекта :
долгосрочный (15 января – 25 апреля,
познавательный, творческий, игровой, по количеству участников групповой.
Участники проекта :
дети 1 младшей группы, воспитатели Скрипаль Анна Леонидовна, Демкова Галина Степановна, родители детей.
Проблема:
Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через малые формы фольклора (народные потешки).
Игровая мотивация (актуальность)
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития вдошкольный период детства.
Цель:
Знакомить детей с потешками как жанром устного русского народного творчества
Развивать наглядно-действенное мышление. Стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи различных предметов (игрушек, предметов быта).
Задачи:
1. Развивать восприятие детей, речь, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Повышать интерес к потешкам.
2. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и «открытиям».
3. Развивать эмоциональный отклик на любимое литературное произведение посредством сюжетно - отобразительной игры; стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых потешек.
4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыкальное произведение, побуждать их выполнять совместные движения под музыку.
5. Учить воспринимать художественное произведение слухом, зрением, осязанием; искренне от души сострадать, возмущаться, радоваться.
Предполагаемый результат:
1. Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.
2. Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
Мероприятия проекта
1-й этап
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОЕКТА
• подбор фольклорного материала, адекватно возрасту детей;
• составление картотеки потешек для всех режимных моментов;
• подбор иллюстрированного материала к фольклорным произведениям;
• постановка целей и задач по данной теме.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ
1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
2. Беседы по содержанию потешек.
3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
4. Физкультурное занятие «На бабушкином дворе».
5. Дидактические и развивающие игры: «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото «Животные и птицы».
6. Чтение потешек : «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь. '», «Божья хороша» и т. д.
7. Изготовление руками детей оладушек и крендельков, заборчика для домика петушка и улитки из пластилина; рисование пальчиками («У меня живет козленок», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки») и ладошками («Петушок»).
8. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Чтение потешек детям дома.
2. Заучивание потешек вместе с детьми.
3. Участие в подборе иллюстраций по ознакомлению с потешками.
4. Консультации для родителей: «Роль фольклора в развитии детей», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки».
2-й этап
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
На основном этапе в первой младшей группе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Игровая деятельность Дид. игры: «Помоги петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Кукла Катя идет на прогулку»,развивающее лото «Животные и птицы», «Чудесный мешочек», «Купание куклы Кати».
Подв. игры: «Солнышко и дождик», «Пастушок дудит в рожок», «У медведя во бору», «Каждое зернышко в свой мешочек», «Идет дождик», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает».
Рисование «Идет дождь» (пальчиками, «Петушок» (ладошкой).
Лепка «Испечем оладушки», «Лучики для солнышка», «Угостим Петушка горохом».
Конструирование «Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота»
Ознакомление с худ. литературой Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек : «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Солнышко - вёдрышко», «Чики-чики-чикалочки», «Обновки», «Киска, киска, киска брысь!».
Театрализованная деятельность Драматизация потешек. Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Вышла курочка гулять», «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Водичка, умой мое личико».
Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды; о характеристике и свойствах воды, снега. Экспериментирование с водой и снегом. Знакомство с огурцом. Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках».Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?» Наблюдение на прогулке за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных, НОД «В гостях у бабушки Марфуши»
Физическое развитие НОД: «На бабушкином дворе», «Жили у бабуси веселые гуси».
Подв. игры: «Ладушки - оладушки», «Заинька, выйди в сад», «Идет коза рогатая».
Музыкальное развитие Попевки: «Петушок»,
«Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом».
Песни: «Серенький козлик», «Жили у бабуси два веселых гуся».
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Участие родителей в проекте;
2. Анкетирование родителей;
3. Выполнение домашнего задания.
3-й этап
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
1. Создание альбома «Потешки для малышей» при участии родителей
2. Непосредственная образовательная деятельность
"В гости к хозяюшке"
Цели.
• Ознакомление с малыми фольклорными формами.
• Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем.
• Способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.
Предварительная работа.
• Экскурсии в русскую избу.
• Знакомство со старинными предметами быта (печь, ухват, чугунки, сундук, скамейки, деревянные ведёрки, кружки, бочка, короб, посуда, стол, самовар, люльки, куклы, лапти и т. д.).
• Пение колыбельных песен.
• Знакомство с потешками, пестушками, потягушками.
3. Презентация проекта на педсовете.