Мошкола Марина
«Богат талантами Урал». Творческий познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста. 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
11. Занятие по художественному творчеству с детьми, лепка на тему «Каслинское литье - подсвечники».
Задачи.
- Научить детей лепить подсвечник по мотивам уральского промысла – каслинское литье.
- Закреплять разнообразные приемы лепки, используя ранее усвоенные навыки и умения.
- Расширять эстетические представления детей об искусстве чугунного литья как эстетической ценности.
- Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении работы в технике мелкой пластики.
- Способствовать творческому саморазвитию детей.
Темочки:
Материалы: произведения каслинского литья - подсвечник, иллюстрации, пластилин черного цвета, доски, салфетки, стеки.
Содержание.
Занятие начинается с рассматривания выставки произведений каслинского литья. С детьми проводится минута созерцания, заслушиваются высказывания детей об эстетических характеристиках произведений каслинского литья. Вспомнить историю Каслинского литья, его особенности (из чугуна, заливают в формы, черный цвет, разные темы скульптур и прочие.) Беседа о средствах выразительности скульптуры малых форм (пластика формы, выполнение выразительных деталей, дополняющих образ). Детям предлагается выбрать отрывки музыкальных произведений, подходящих по характеру к произведению из чугуна. Рассмотреть Каслинский подсвечник. Воспитатель предлагает детям выполнить фигурку из пластилина – подсвечник. Показать последовательность работы, предложить самим придумать оформление подсвечника.
Дети повторяют правила работы с пластилином, уточняют последовательность работы в технике мелкой пластики. В конце занятия рассматривают детские работы и пытаются оценить творческие проявления детей при их выполнении.
12. Просмотр презентации «Златоустовская гравюра».
Воспитатель рассказывает детям о промысле гравюры и выдающемся мастере Иване Бушуеве, создавшем шедевры Златоустовской гравюры.
Текст к презентации.
«В горах Южного Урала, богатых рудой, драгоценными и полудрагоценными камнями, среди лесов и озер лежит город Златоуст. Еще в XVIII веке здесь была основана Оружейная фабрика, которая стала производить клинки, сабли, шпаги и другое оружие. Тогда и зародилась Златоустовская гравюра на стали.
У уральских мастеров были свои секреты гравировки и резьбы по металлу. Поэтому они создали особенный стиль украшения оружия. Умельцы с любовью вырисовывали на клинках сюжеты из народных сказок, изображали величественную природу Урала, а рукоятки украшали головками львов, драконов, медуз, орлов. Это оружие прославилось на весь мир. Сейчас на Оружейной фабрике изготавливают и всевозможные сувениры.
Один из известных Златоустовских граверов - Иван Бушуев. Его клинки легко узнать по изображению летящего на крыльях коня. П. П. Бажов назвал Бушуева Иваном Крылатко».
13. Занятие по художественному творчеству с детьми, НТР - граттаж на тему «Златоустовская гравюра».
Задачи.
- Закреплять с детьми навыки работы в технике «Гратаж».
- Продолжать развивать интерес к нетрадиционным техникам изображения.
- Расширять эстетические представления детей об искусстве гравюры как эстетической ценности.
- Совершенствовать композиционные и изобразительные умения при выполнении изображения на силуэте будущей гравюры.
- Способствовать творческому саморазвитию детей.
Содержание.
Воспитатель вносит в группу предметы Златоустовской гравюры и предлагает детям их для созерцания. Воспитатель предлагает вспомнить детям, как называется промысел, в котором изготавливаются такие произведения искусства. Дети отмечают, чем им понравились произведения искусства Златоустовской гравюры, выделяют их характерные особенности и средства выразительности. Дети совместно с воспитателем рассматривают узоры, выполненные в традициях гравюры, на вариативных образцах разбирают варианты построения композиции узора.
Дети уточняют, какие изображения возможно выполнить на панно в технике гравюры. Затем детям предлагаются материалы для работы в технике граттаж по мотивам Златоустовской гравюры. В конце занятия дети вместе рассматривают работы, обсуждают их эстетическую ценность. Воспитатель предлагает детям оценить собственные творческие проявления при выполнении творческой работы.
14. Просмотр презентации «Нижнетагильские подносы».
Текст к презентации.
«Нижнетагильские узорные подносы известны, как и жостовские, но появились они раньше. Рисунок на подносе располагался в центре. Это могли быть цветы, похожие на розы, тюльпаны, лилии, рядом с цветами располагались листья, а по краю подноса художники рисовали траву. Узор для своих подносов мастера находили в уральской природе: в лесу, саду, огороде, поэтому на многих подносах можно встретить уральское дерево - рябину.
Поверхность узора покрывали специальным лаком. Бажов в одном из своих сказов писал: «А лак такой, что через него все до капельки видно.». Благодаря этому лаку узор играл неповторимыми красками. Формы изделий нижнетагильских мастеров были разнообразными - прямоугольными, круглыми, овальными, разных размеров. Слава об этих подносах разнеслась по всей стране, известны они и за рубежом».
15. Занятие по художественному творчеству с детьми, рисование (живопись) на тему «Нижнетагильские подносы».
Задачи.
- Продолжать знакомить детей с Жостовской росписью, учить видеть разные цветы.
- Расширять эстетические представления детей об искусстве росписи по металлу как эстетической ценности,
- Совершенствовать композиционные умения при выполнении творческой работы.
- Формировать умение видеть разные варианты композиции - расположение цветов на маленьких подносах: в середине, слева или справа на веточке.
- Формировать умение составлять узор на круге, выбирать расположение цветов больших и поменьше, бутонов, листьев.
- Познакомить с рисованием мазка с оттенком.
Содержание.
Выставка маленьких подносов. Воспитатель с детьми уточняет особенности украшения нижнетагильскими мастерами предметов декоративно-прикладного искусства. Воспитатель предлагает детям вспомнить правила построения узора и подумать, как сделать композицию правильной и красивой. Рассмотреть, какие цветы рисуют жостовские мастера, как они их оживляют (белым цветом, тонкими линиями, как их располагают. Обвести рукой букет на подносе, показать расположение (в середине, слева, справа).
Рассмотреть варианты композиций на круге. Выделить особенности рисования цветов: мастера рисуют настоящие цветы, а получаются жостовские стилизованные букеты. Так рису ют только в этом промысле.
Показать прием рисования лепестка сразу двумя цветами: опустить кисть в белую краску, а потом конец кисти - в краску другого цвета (красную, синюю, желтую и т. д.) и сделать мазок - нарисовать лепесток. Получится цветок, где сразу и цвет, и оттенок. Цветок становится объемным, как настоящий.
Уточнить последовательность рисования: сначала большой цветок, потом другого цвета поменьше, бутоны, листья. Последними рисуются мелкие детали: травинки, мелкие цветы, белые черточки-оживки.
Дети разбирают по желанию шаблоны подносов и приступают к работе. В конце занятия воспитатель с детьми рассматривают работы, выделяют эстетические характеристики расписных подносов.
16. Просмотр презентации «Таволга - глиняная игрушка».
Познакомить детей с работой гончаров, с тем, какие красивые сосуды они делают (ребята должны узнать, что сосуды разной формы создаются различными способами). Воспитатель рассказывает ребятам о том, как работают гончары в мастерской, и предлагает подумать, какой бы сосуд хотел вылепить каждый.
Текст к презентации.
«Вблизи города Невьянска, на реке Таволга есть старинное село - Таволги. Со дня основания здесь занимаются гончарным ремеслом, и поэтому при въезде в Нижние Таволги сооружены горшок из глины и корова из фанеры.
Раньше здесь работало более пятидесяти гончарных фабрик, сегодня осталась одна - «Керамик». Но не забыли в Таволгах старинное гончарное ремесло. На фабрике делают напольные вазы, кофейные и чайные сервизы, декоративные тарелки, горшки для цветов.
А еще в Таволгах живут мастера-«игрушечники» - большие выдумщики свистулек, гудков в виде коней и петухов, пикулек. Их глиняные игрушки сделаны с юмором: это и коза в фартуке, и хитрая лиса, которая несет петуха, и смешной разухабистый Емелька на свинье. И по сей день эти игрушки радуют нас своей красотой».
17. Занятие по художественному творчеству с детьми, лепка на тему «Чудеса Таволги».
Задачи.
- Продолжать знакомить детей с промыслами Урала, формировать представление о гончарном искусстве – Таволги.
- Формировать умение лепить свистульку – птичку из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки «Таволга» - уральские промыслы, передавая его характерную форму, строение птицы и лепные детали.
- Воспитывать интерес к народному творчеству.
- Добиваться выразительной формы.
Рассмотреть внимательно глиняную игрушку – свистульку птичку, посвистеть. Выделить цвет, форму частей птички, ее строение, обратить внимание, что на хвостике дырочка. Уточнить приемы в лепке. По окончании занятия всех вылепленных птичек, поставить на общую доску. Рассмотреть, сравнить с настоящей глиняной игрушкой.
18. Просмотр презентации «Камнерезное искусство Урала».
Задачи.
- Расширять эстетические представления детей о камнерезном искусстве как эстетической ценности.
- Развивать эстетическую эмпатию дошкольников при восприятии произведений камнерезного искусства.
Текст к презентации.
«Только у нас, на Урале, можно встретить такое великое множество камней-самоцветов. Это уральские изумруды, мурзинские аметисты, орская яшма, тагильский малахит, седельниковский орлец. А всего на Урале известно около сорока видов драгоценных и поделочных камней и около тысячи их месторождений.
А как красивы самоцветы! Это и нежно - розовый родонит с красивыми черными прожилками, напоминающими узоры; и переливчатый агат, послойно окрашенный в разные цвета; и малахит с его неповторимым узором, удивительными цветовыми переходами, сочетаниями темных и светлых полос зеленого цвета. Недаром поэты посвящают этим камням свои стихи.
Камнерезному искусству посвящены сказы известного писателя П. П. Бажова: «Малахитовая шкатулка», «Горный мастер», «Каменный цветок» и многие другие.
Из самоцветов люди изготавливали множество полезных вещей. Так, например, из яшмы в давние времена делали орудия труда. Нефрит был любимым камнем для изготовления монет, фигурок богов, амулетов (предметов, которые носили на теле и считали магическим средством против болезней и несчастий). Лазурит служил для изготовления печатей, украшений, драгоценной синей краски «ультрамарин», которая ценилась у художников дороже золота. А изделия из родонита - вазы, письменные приборы, торшеры - сегодня известны во всем мире».
Детям предлагается рассмотреть уральские самоцветы и выделить их эстетические характеристики. Затем дети рассматривают уральские камни и высказывают мнение о том, что можно рассмотреть в рисунке камня, на что он похож, какие чувства вызывает. Голубая бирюза вызывает радостное настроение, она ярко голубого цвета; зеленый малахит передает спокойное настроение; сердолик вызывает радость, движение; змеевик – грусть, тревогу; соколиный глаз, яшма – хранят загадку и т. п.
Почему на Урале развито камнерезное искусство?
Уральские горы В страну, где не счесть
По каменным плитам Драгоценных камней,
Ведут за собой нас В страну работящих
В страну малахита. И добрых людей.
Показать ребятам на географической карте Уральского региона Уральские горы.
19. Просмотр презентации «Уральские горы».
Вспомнить с детьми, в каком краю мы живем, чем он богат и красив. Воспитатель предлагает детям прослушать легенду о создании уральских гор. Посмотреть с детьми презентацию «Красота Уральских гор»
Задачи.
- Способствовать расширению знаний о природе родного края.
- Развивать эстетическую эмпатию при восприятии природы.
20. НОД по художественному творчеству с детьми, рисование (живопись) на тему «Красота Уральских гор».
Задачи.
- Закрепить понятие - горный пейзаж.
- Продолжать формировать умение рисовать пейзажи: линия горизонта - дальше, ближе; правильно передать цвет неба; линии гор; дополнять рисунок нужными деталями: снежные вершины, ели у подножья гор и прочие.
- Формировать умение использовать цвет как средство выразительности для изображения уральской природы.
- Продолжаем воспитывать интерес к живописи.
Содержание.
Рассмотреть горы: форму, цвет.
Напомнить детям о смешивании цветов, что можно использовать палитру или смешивать цвета на листочке. В конце занятия рассмотреть работы, выделить интересные детали и оттенки цветов.
21. Занятие по художественному творчеству с детьми, лепка на тему «Чудеса камнерезного искусства».
Задачи.
- Закреплять технические навыки работы с пластилином, создавать рельеф изображения, т. е. работать на плоскости.
- Способствовать творческому саморазвитию при создании рисунка камня используя одновременно несколько цветов пластилина.
- Формировать эстетическую рефлексию при оценке собственной творческой деятельности.
Содержание.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть малахитовую шкатулку и ювелирные украшения из уральских самоцветов, побеседовать о материалах, из которых сделаны произведения искусства.
Детям предлагается рассмотреть коллекцию минералов и отметить, какой камень на ощупь, какой камень по цвету, что можно рассмотреть в его срезе? Проводится минута созерцания. Детям предлагается стать настоящими художниками – мастерами, рассмотреть самоцветный камень и подумать, какие чувства он вызывает, о чем он может рассказать человеку. Дети передают самоцветы друг другу по кругу, высказывая собственную точку зрения. Затем воспитатель и детьми рассматривают украшения, выполненные из камней, отмечают их разнообразие и эстетические характеристики. Детям предлагается придумать название камню и спросить, почему придумано такое название.
Затем дети вместе с воспитателем составляют алгоритм выполнения работы из подсобного материала, повторяют правила композиции при украшении ювелирных изделий, заполнения формы основы, технические приемы работы с подсобными материалами и пластилином. Каждый из детей выбирает по желанию силуэт ювелирного украшения, выполняет работу. В конце занятия воспитатель проводит рефлексию с детьми по результатам творческой работы дошкольников.
22. Просмотр презентации «П. П. Бажов - жизнь и творчество».
Перед детьми большой портрет П. П. Бажова.
Рассказ педагога - текст к началу просмотра презентации.
«Прежде, вспомним об одном человеке, он родился, вырос на Уральской земле, им гордится не только Урал, но и вся наша страна.
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода — на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
Павел Петрович Бажов является гордостью Уральского края. Благодаря своему творчеству, он открыл Урал для всего мира. Рассказал о его самобытности, красоте, богатстве, о людях, что живут и работают на Уральской земле».
23. Просмотр презентации «Литературные герои произведений П. П. Бажова глазами художников - иллюстраторов детских книг».
Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Спросить детей, знают ли они героев произведений П. П. Бажова. Предложить посмотреть презентацию, увидеть и познакомиться с другими неизвестными им героями.
Главные персонажи.
- Хозяйка Медной горы
- Данила-мастер
- Огневушка-Поскакушка
- Серебряное копытце
- Великий Полоз
- Земляная кошка
- Галубая змейка
- Бабка Синюшка
24. Занятие по художественному творчеству с детьми, лепка на тему «Волшебная Ящерка».
Задачи.
- Формировать умение передавать в лепке характерные особенности рептилии, пользуясь приемами раскатывания, сглаживания пальцами, прищипывания, оттягивания и используя стеку.
- Закреплять умение лепить объекты конструктивным или из цельного куска способом, делать самостоятельный выбор и доводить начатое до конца.
- Закрепляем навыки работы с декоративными украшениями в лепке из пластилина.
- Вызвать положительное эмоциональное отношение к животным обитающим на Урале.
- Развивать эстетическое восприятие детей.
Содержание.
Вспомнить Уральскую природу в произведениях П. П. Бажова, рассмотреть ящериц на рисунках к сказкам уральского писателя.
Показ детям техники лепки ящерицы.
Напомнить детям способ нанесения украшений на кожу рептилии. Можно сделать сотни всевозможных вариантов узоров. В конце занятия в месте с детьми оформить композицию - выставку работ.
Материалы: пластилин разных цветов, дощечки, бисер, паетки, стека, камни для создания итоговой композиции.
25. Занятие по художественному творчеству с детьми, рисование (цветная графика) на тему: «Огневушка - Поскакушка».
Задачи.
- Уточнить знания детей о понятии «цветная графика».
- Учить придумывать сюжет рисунка, составлять композицию, передавать характер образ.
- Закреплять умение рисовать графическими материалами.
- Закреплять умения раскрашивать картинку: сочетать цвета, заштриховывать, доводить начатое дело до конца.
- Развивать образное представление, воображение, наблюдательность внимание.
Содержание. Вспомнить с детьми сказку, вспомнить главных сцены сказки и ее героев, показать ребятам отрывки мультфильма «Огневушка Поскакушка». Рассмотреть иллюстрации книги. Вспомнить понятия – графика и художник графист. Предложить нарисовать иллюстрацию книги. Напомнить ребятам, что начинаем работу с эскиза, который делаем простым карандашом.
26. Просмотр с детьми презентации «Декоративно – прикладное искусство Урала».
Педагог организует просмотр презентации «Декоративно – прикладное искусство Урала», с сопровождающей беседой об истории Уральских промыслов.
Цель: обобщить, закрепить полученные за учебный год знания детей о декоративно-прикладном искусстве Урала; продолжаем воспитывать чувство гордости за наш край.
В конце просмотра предлагает ребятам создать выставку, чтобы все могли увидеть красивые произведения мастеров Урала.
27. Организация в группе выставки «Декоративно-прикладное искусство Урала».
Педагог организует работу по созданию выставки «Декоративно-прикладное искусство Урала».
Цель: обобщить знания закреплять и развивать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству Урала.
Содержание.
Педагог просит ребят подготовительной группы помочь в организации выставки. Ребята вместе с педагогом начинают собирать выставку, приносят нужные художественные произведения в группу.
При организации выставки дети вместе с педагогом вновь рассматривают предметы и скульптуры, вспоминают истории их возникновения, находят каждому предмету его место. Педагог и воспитатель так же привлекают родителей, обращаются к ним с просьбой принести на время предметы Уральских мастеров. С каждым днем выставка пополняется благодаря родителям и педагогам детского сада.
Продуктом реализации проекта является интегрированная непосредственно образовательная деятельность в форме интеллектуальной игры – викторины «Урал мастеровой» (приложение 1)
Важно обобщить и закрепить ранее полученные знания воспитанников о России, родном городе, крае; доставить детям удовольствие от самой игры, от коллективного художественного творчества и получения заслуженных призов или медалей.