Жанна
Творческий отчет: «Развитие творческих способностей в музыкальной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкально – творческих способностей детей – одна из наиболее актуальных современных задач музыкального развития ребенка.
Причиной стали непростые условия социума в которых живут и развиваются современные дети.
Публикация «Творческий отчет: „Развитие творческих способностей в музыкальной деятельности“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современная рок и поп музыка, неэтичность на экранах, телевидение – все это закладывает неверные эталоны и понятия о музыке как искусстве, оказывает отрицательное воздействие на нравственные и эмоциональные стороны психики детей.
Дети копируют с их слов красиво поющих и танцующих звезд, не используя свой природный музыкальный дар.
Что становится решающим в становлении творческого развития ребенка, его личности.
Поэтому я считаю актуальную проблему развития творческих способностей детей, посредством внедрения новых технологий настроенных с учетом особенностей музыкального восприятия детей и их интересов.
Главный принцип моей работы – соотношение обучения и творческого накопления впечатлений от восприятия музыки.
Ведь чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, необходимо развить его ладовое чувство, чувство ритма, а еще необходимы фантазия, умения применять свой опыт. Одним из направлений в работе стало решение задачи развития эмоционально- образного восприятия и художественного вкуса детей.
В решении этой задачи мне очень помогает авторская программа Радыновой, она называется «Музыкальные шедевры». Работать с ней достаточно легко она полностью обеспечена нотами, аудиозаписями, теоретическим материалом.
Так с помощью ее на занятиях по слушанию музыка можно использовать как словесный, так и практический методы, что дает возможность заинтересовать детей, побудить к творчеству.
Творческие приемы очень интересны детям.
1. Определи настроение пьес цветом.
2. Определи характер формой.
3. Подбери линию определяющую характер мелодии.
4. Нарисуй характер мелодии.
5. Придумай танец к пьесе.
6. Изобрази характер мелодии движением рук.
7. Выбери иллюстрацию соответствующую характеру мелодии.
Кроме этого мною был подобран иллюстрированный практический материал по темам: природы – круглый год «В мире музыкальных инструментов», «Звуки природы – деревянные, стеклянные, шуршащие, металлические».
Очень интересна детям практическая деятельность : с материалами для элементарного музицирования: изобрази скрип снега (сминаем целлофан, изобрази голоса птиц, бег ежа по листве и т. д. очень привлекательна детям оркестровка музыкальных пьес на металлофоне, на русских музыкальных инструментах т. д. такая методика позволяет увлечь детей, научить положительно оценивать музыку а главное развить их творческую активность.
Параллельным направление в работе стало решение задачи развития песенного творчества.
Как показывает практика, дети уже младшего возраста импровизируют.
Так ребенок играя с автомобилем возит и гудит используя простые интонации (би-би-би) может показать голосом как гудит большая и маленькая машина, как поет мама птичка и птенец, как скачет лошадка в разном темпе (на слоге цок-цок) может придумать песенку пчелы.
Отсюда задача уделять максимальное внимание этому виду деятельности уже с младшей группы.
В работе по данной теме мне помогает программа Истоки, журнал «Книжки нотки» в разделе «С песенкой по лесенке».
В старшем дошкольном возрасте белее сложные задания и упражнения для развития песенного творчества – это самостоятельное нахождение тоники в мелодии завершения без сопровождения знакомой мелодии (игра «Эхо») задание на воспроизведение заданных интонации: это импровизация имен, мелодий (пропевание имени индивидуально, затем всей группой) импровизация вопросов и ответов, (что ты хочешь кошечка – молочка немножечко, (спой колыбельную цыпленку).
В подготовительной группе дети самостоятельно придумывают мелодии на заданный текст. Так, при подготовке оперы «Муха – цокотуха, Белоснежка и семь гномов» : дети сочиняли мелодию для сказочных героев, на слова текста сказки это песня «Муха - цокотуха», «Хор блошек», «Песня комара», «Песня паука».
Особенно активно импровизировала К. Макарова, С. Мурсалимова что очень украсило наше выступление. Также на занятиях со старшими детьми импровизировали на заданный текст мелодию марша (на зарядку мы спешим – стать мы сильными хотим).
В развитии творческих проявлений детей в танце и театрально – игровой деятельности тесно переплетается с пением и слушанием музыки.
Главной задачей этого направления является активизация детей посредством мимики, жеста, движения.
Для этого я использую игры – драматизации, речевые игры
«Анко - дранко»
«Всюду песок»
«Весенние капли»
- в них дети импровизируют движением, работают над мимикой, пластикой.
- это и психологические этюды «Застывшая роза», «Отгадай кто мы», «Обезьянка по типу «Зеркало».
Игра с платком – на развитии артицизма, воображения.
Любопытный кузнечик.
Хитрая лисичка- развитие пластичности, фантазии.
Новая Кукла
Болезнь Кукла – из цикла «Детский альбом» Чайковского.
Это и задания для развития речевой выразительности.
- прочитай стихотворение удивленно, насмешливо. Чтение стихотворения от лица разных героев сказок и др.
Работу над развитием творчества в танце я продолжала занимаясь в танцевальном кружке «Танцевальный калейдоскоп». Здесь я исполняла элементы танцевальной гимнастики «Са-фи-дансе».
Итогом работы, стали танцы «Рябинушка», «Офицеры», «Снежинки», «Гжель», «Ложкари», «Роботы», «Восточные красавицы».
Эти танцы основаны на детских импровизациях.
Раздел «Творческого музицирования».
Интересен не только для детей, но и для меня в данном направлении мне помогает программа по элементарному музицированию по принципам К. Орфа. т. к. данная работа требует широкого использования шумовых инструментов была организована работа с родителями по изготовлению музыкальных инструментов из природного и бросового материала. На занятиях были проведены циклы тем. «Звуки природы», «Звуки музыкальных инструментов», «Откуда появляется звук», «Что такое мелодия». Использовала следующие творческие задания : озвучила падающую снежинку, весенний дождь, осенний ветер, придумала аккомпанементы к стихам, озвучила вступление к песне. Наконец импровизировали танцы с инструментами «Танец ложкарей», «Браслетами».
Анализируя результаты работы по творческому развитию на музыкальных занятиях.
Я могу отметить, что данная деятельность очень интересная детям, кроме того это очень эффективный тренинг для развития творческих способностей. Но полного успеха можно достигнуть, если в данной работе активно участвуют воспитатели.
Так как на занятии зачастую не хватает времени для данной деятельности, а главное творчески раскрыться ребенок может в свободной деятельности рядом с воспитателями, который поддержит его порыв, даст возможность воплотить его замысел.
Ведь дети искренне радуются каждому удачно исполненному произведению. Появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, устраняется нерешительность, развивается фантазия, а значит -творческие способности.
Я считаю, процесс этой работы бесконечен, как бесконечно все музыкальное творчество.
Важно начать дать ребенку почувствовать свой природный дар творца – музыканта.
Выступление на педагогическом совете
«Развитие творческих способностей в музыкальной деятельности»
музыкальный руководитель :
Акулова Жанна Михайловна
МДОУ детский сад «Красная шапочка»
гп. Междуреченский