Татьянина Наталья
Творческая сюжетно-ролевая игра дошкольника, ее развитие в дошкольном детстве
▼ Скачать + Заказать документы
Младшие дошкольники играют в основном в одиночку. Они еще не умеют договариваться между собой, распределять роли и игровой материал, а темы игр ("семья", "детский сад", "езда" на машине или в автобусе, "лечение") берут из впечатлений собственной жизни и из непосредственного окружения. Сюжеты игр однообразны - чаще многократное повторение одних и тех же игровых действий.
Публикация «Творческая сюжетно-ролевая игра дошкольника, ее развитие в дошкольном детстве» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
В играх младших дошкольников преобладают внешние действия, которые почти буквально воспроизводят действия взрослых, которых они изображают. Непосредственным толчком к началу игры могут быть совет взрослого, впечатление ребенка (например, медицинский осмотр в дошкольном учреждении, игрушка, попавшая под руку. Поэтому в этом возрасте полезны игрушки и их комплекты, которые касаются доступных детскому пониманию видов человеческой деятельности.
За младшего и среднего дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра существенно меняется: прежде всего происходит переход от единичных игр к совместным, которые предусматривают взаимодействие двух и более лиц. Происходит это постепенно. Сначала дети начинают проявлять интерес и внимание к игре другого ребенка, эпизодически и ненадолго включаются в нее. Пока игра заключается лишь в выполнении элементарных действий с игрушками (катание машины за веревочку, наложения "еды" на тарелку, еще нет оснований для устойчивого общения: дети обмениваются игрушками, помогают друг другу, потом расходятся, играют в одиночку.
Общение становится более продолжительным с развитием игровых умений детей, подробным их ознакомлением с жизнью взрослых. Познавая его, дети понимают, что оно постоянно происходит в общении: мама ведет разговор с папой, подает обед, следит, как ведут себя дети за столом; продавец разговаривает с покупателями, парикмахер - с клиентами. Стремление воссоздать в игре действия взрослых с вещами, их отношения обуславливает у ребенка потребность в партнерах, которые играли с ней. Так возникает необходимость организовывать игру с нескольких ролей, договориться для этого с другими детьми. Поэтому дети среднего дошкольного возраста, находящихся в детском саду, начинают объединяться в небольшие группы (2-З ребенка, часто играть вместе. Такое объединение происходит на основе интереса к играм одной тематики.
С переходом к совместной игре расширяется тематика и усложняются сюжеты. Сюжетным стержнем детских игр становится воспроизведение отношений между людьми. Зато исчезает многократное повторение одних и тех же действий.
Следствием усложнения игры является увеличение состава ее участников, длительным становится существования игровых объединений. Старшие дошкольники заранее планируют игру, распределяют роли, подбирают необходимые игрушки, в процессе ее - контролируют действия друг друга, критикуют, подсказывают, что должен делать определенный персонаж.
По Д. Эльконина, развитие игровой деятельности имеет четыре уровня.
Первый уровень развития игры. Центральным содержанием игры является ориентированы на соучастника действия с определенными предметами, например действия "матери", "воспитателя", направленные на детей. Главным в выполнении этих ролей является кормление кого-то, без особого значения в каком порядке это происходит и что для этого используется. При этом роли обусловливаются характером действий, они совсем не влияют надежды, как правило, не называются, не происходят. Это случается даже тогда, когда в игре распределены ролевые функции и роли называются (один ребенок изображает маму, другая - отца; один ребенок - воспитательницу, другая - повара дошкольного учреждения, дети не вступают в типичные для реальной жизни отношения.
Игровые действия однообразны, они заключаются в операциях, которые повторяются (например, кормление при переходе от одного блюда к другому). Игра ограничена актами кормления, которые логически не перерастают в другие (последующие) действия. им не предшествуют другие действия, например, мытья рук. Логика действий легко нарушается, их порядок не существенный для детей.
Второй уровень развития игры. Основным содержанием игры является действие с предметом; для детей приобретает важность соответствие игрового действия реальной. Они уже называют роли, распределяют функции. Выполнение роли связано с реализацией соответствующих ей действий.
Логику игровых действий обусловливает жизненная последовательность, то есть их последовательность в реальной действительности. Количество действий становится все больше и выходит за пределы одного их типа: кормление, например, дети уже связывают с приготовлением и подачей пищи на стол.
Третий уровень развития игры. Основным содержанием игры становится выполнение роли и действий, обусловленных ею. В ней выделяются связанные с выполнением роли специальные действия, которые передают характер отношений с другими участниками игры, например обращение к повара: "Давайте первое" и тому подобное. Игровые роли детей становятся четко очерченными. Они называют их еще до начала игры, соответственно организуя свое поведение.
Логика и характер игровых действий зависят от роли. Разнообразными становятся действия не только кормления куклы, но и чтение ей сказки, укладывания спать; не только прививки, но и выслушивания, перевязки, измерение температуры и тому подобное. Возникает специфическое ролевое речи - обращение к товарищу по игре в соответствии с собственной роли и роли, которую он выполняет. Иногда в игре заметно и обычные позаигрови отношения.
Дети уже опротестовывают нарушения партнером логики действий. В основном этот протест выражают аргументом "так не бывает". Постепенно они определяют для себя определенные правила поведения, которым подчиняют свои действия. Дети легче замечают нарушения их кем-то, чем собственно отклонения от них. Упрек в нарушении правил их огорчает, они пытаются оправдать и исправить ошибку.
Четвертый уровень развития игры. Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к людям, роли которых исполняют другие дети. Все роли уже очерчены и выделены. На протяжении всей игры ребенок четко придерживается одной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязаны, ссылающиеся. Речь имеет ролевой характер, в нем выделяют роль того, кто говорит, и того, к кому обращаются.
Действия разворачиваются последовательно, в соответствии с реалиями, они становятся все более разнообразными, отражая разнообразие действий лица, изображает ребенок. Участники игры бурно реагируют на нарушения логики действий и правил, мотивируя это не только ссылкой на реальную действительность, но и на рациональность.
Уровни, по мнению Д. Бльконина, можно считать и стадиями развития игры.
Итак, в дошкольном возрасте детей совершенствуются, в этом процессе осложняется и общения с другими детьми, расширяется тематика, обогащаются сюжеты. Чем разнообразнее будут такие игры, богаче коммуникации, тем быстрее ребенок будет развиваться, будет входить в мир социальных ролей.