Лапчук Лариса Анатольевна
Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный слух – это способность воспринимать ладовые и звуковысотные
соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребёнка на
основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия
для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха.
По определению психолога Б. М. Теплова главными компонентами музыкального
слуха являются :
Звуковысотный слух
Тембровый
Публикация «Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве» размещена в разделах
Гармонический
Мелодический
Динамический
Важнейшее проявление музыкального слуха – восприятие высоты звука.
Формирование музыкального слуха – это процесс его первоначального становления.
Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать
можно только то, что уже имеется. Развитие слуха зависит от многих
немузыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей,
наличие здорового или больного голосового аппарата, от состояния здоровья ребёнка.
Согласно исследованию педагога-музыканта И. П. Гейнрихса, в группах детского сада
всегда есть дети, которые:
Могут спеть чисто данный звук (в объёме их диапазона)
У этих детей слух сформировался очень рано, под влиянием условий жизни
или на основе очень хороших задатков;
Большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно
У этих детей формирование слуха близко к завершению;
Поют то интонационно точно, то фальшиво;
Все звуки поют неверно;
Верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние - интонационно точно
(дети со средним диапазоном голоса);
Поют в широком диапазоне, но вне всякой связи с заданными звуками.
В последних четырёх случаях имеет место несформированный музыкальный
слух.
Формирование слуха связано с восприятием музыкальных звуков. Учёные
доказали, что при восприятии музыки у детей и у взрослых наблюдается движение
голосовых связок. Они являются в некотором роде органам
восприятия. И на первом этапе формирования у детей музыкального слуха главным
условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом.
Обучая пению, педагог направляет процесс воспроизведения детьми звука путём
подстраивания воспроизводимой высоты к заданной. Ребёнок при помощи педагога
находит нужную высоту. Затем ребёнок воспроизводит мелодию, но скорее всего
неосознанно. Для закрепления такого унисона, требуется неоднократное повторение
акта подстраивания певческого голоса ребёнка к данной высоте мелодии.
Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необходимо сформировать и
закрепить в их памяти слуховое представление об унисоне, заниматься расширением
диапазона голоса.
Помимо восприятия и пения, которые являются начальной ступенью, равное
значение для полноценного развития музыкального слуха имеют такие виды
музыкальной деятельности, как музыкально-ритмические движения и игра на
музыкальных инструментах.
Все эти виды музыкальной деятельности являются неотъемлемой частью
музыкального занятия в детском саду.
Но прежде, чем обозначить пути к развитию музыкального слуха, я хотела бы
напомнить, что первые задатки музыкальности формируются в окружающей среде
ребёнка. Это его семья и условия жизни, в которых он развивается.
Пути к развитию музыкального слуха :
Слушание классических произведений, обогащает мир ребёнка, развивает
его способность эмоционально реагировать на музыкальные образы. Слух
ребёнка воспринимает высокохудожественное музыкальное произведение, в
идеальном, качественном исполнении.
В процессе обучения пению, необходимо учить детей слушать себя,
подстраивать своё пение под звучание музыкального инструмента. Полезно
петь, исполняя мелодию на металлофоне, так как металлофон более
звонкий инструмент, а продолжительность звучания, позволяет ребёнку
более точно подстроиться.
Если ребёнок поёт в ансамбле или хоре, то важно научить его слушать во
время пения других детей, чтобы не превратить исполнение в соревнование
«кто громче?». Выбирать песни, нужно, удобные по диапазону; для
достижения высокого звучания - давать упражнения на небольшие
интервалы (секунда, терция, кварта).
Разучивая с ребёнком танцевальные композиции, нужно учить его
согласовывать движения с музыкой, вовремя начинать и заканчивать
движения, менять характер движений в зависимости от характера
музыки, передавать в движении музыкальные образы.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают
для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают
красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество
пения, музыкально-ритмических движений. Исполнение на детских
музыкальных инструментах небольших попевок, помогает развивать у
детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и
различать звуки по высоте и тембру (тембровый слух).
Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста, невозможно без игры. В
игре, ребёнок незаметно для себя, постигает азы музыкальности.
Игры для развития музыкального слуха :
1. «Лесенка» - Различение высоты звуков и направления движения
мелодии вверх, вниз.
2. «Кто поёт?» - Развивает у детей способности различать регистры.
3. «Музыкальный домик» - Развивает у детей умение различать тембр
различных детских музыкальных инструментов.
4. «Весело-грустно» - Развивает представление о характере музыки.
5. «Кого встретил колобок» - Развивает представления о регистрах.
6. «Узнай и сложи попевку» - Учит узнавать по ритмическому
рисунку, ту или иную попевку.
7. «Весёлый поезд» - Умение различать изменения темпа музыки.
8. «Громкая и тихая музыка» - Умение различать динамические
оттенки музыки.
9. «Разноцветные кубики» - Умение различать в музыкальном
произведении части, вступление и заключение.
Подводя итоги, хотелось бы закончить свои рекомендации двумя фразами:
Музыкален каждый ребёнок от рождения!
Обучайте, играйте, терпите, ждите!