Светлана Корнеева
Творческая работа-эссе о педагогической системе Я. А. Коменского
▼ Скачать + Заказать документы
Я. А. Коменский в корне поменял систему обучения средневековья и создал новую систему воспитания, обучения и образования. Мне кажется, что для того, чтобы эффективней преподавать в наше время, необходимо знать истоки созданной системы, её историю. Надо понять её содержание, сущность и первоначальные цели. Чтобы не сделать ошибок в будущем, важно знать опыт прошлых поколений и применять этот опыт на практике.
Публикация «Творческая работа-эссе о педагогической системе Я, А, Коменского» размещена в разделах
Россия и ее школы на протяжении трех столетий проявляли и проявляют живой интерес к наследию Коменского. Используя то лучшее, что было завещано великим педагогом и философом XVII века, они по мере возможности творчески преломляли его метод обучения согласно российским потребностям и условиям, не нарушая, однако, цельности выдвинутых Коменским принципов. Интерес к Яну Амосу Коменскому всегда рождался в силу общественной потребности.
Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения
Основные педагогические идеи : всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. Мы все учились в школе и знакомы с этим.
Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность легли в основу «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения, и как теорию воспитания. Я. А. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.
В учебном методе, который Коменский толковал расширенно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения.
Эти принципы лежат в основе программы «Воспитание и обучение дошкольников» под редакцией М. А. Васильевой.
Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Классно-урочная система выдержала примерно 450-летнее испытание временем и является основной формой обучения в школах многих стран!
Он приходит к мысли о том, что одной из главнейших наук человечества является педагогика. «Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенное государство и хозяйственные системы», — считал педагог Коменский. Он пишет серию трактатов: «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов».
По Коменскому, роль образования должна сводиться к гармоничному развитию человека и к совершенствованию общества. Всю задачу обучения педагог часто сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее, сколько к пользе, прежде всего государства. «Если ты присмотришься к порядку, господствующему в духовных общественных и частных делах у хорошо образованного народа, там все идет, как часы… У варваров же все похоже на развязанный сноп или песок без цемента», — писал Коменский в трактате «О развитии природных дарований». К сожалению, наша страна сегодня напоминает тот развязанный сноп.
Коменский считал, что образование нужно всем, что именно образование развивает человека душевно, способствуя дальнейшему духовному развитию. Педагог считал, что школы должны стремиться к тому, чтобы:
— при посредстве наук и искусств развивались природные дарования;
— совершенствовались языки;
— развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности, согласно со всеми нравственными устоями;
Ян Амос Коменский говорил в «Великой дидактике» и о разных ступенях образования, и об устройстве школ. Педагог не только стоял у истоков системы привычного нам образования. Он выделял несколько возрастных периодов учащегося:
детство — от рождения до 6 лет включительно,
отрочество — от 6 до 12 лет,
юность — от 12 до 18 лет,
возмужалость — от 18 до 24 лет.
Огромной заслугой Коменского является то обстоятельство, что он был одним из первых мыслителей, остановивших своё внимание на вопросах преддошкольного и дошкольного воспитания. Он придал этой ступени воспитания первостепенное значение и показал, что эта ступень является необходимой составной частью всей системы воспитания подрастающих поколений. Он рассматривал правильное воспитание в преддошкольном и дошкольном возрасте, во-первых, как средство предохранить детей от вредных случайных воздействий на них, а во-вторых, как прочную основу для всего последующего воспитания. Он полагал, что без хорошего первоначального воспитания ребёнка в семье решительно пострадает всё последующее воспитание и образование человека. Я считаю, что это относится и к настоящему времени.
Своей «Материнской школой» Коменский имел в виду помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно, разумно поставить воспитание детей в преддошкольном и дошкольном возрасте. Коменский всё время стремился к тому, чтобы все дети получили правильное воспитание. Недаром в его системе образовательных учреждений материнская школа рассматривается как необходимая первая ступень образования и воспитания.
Одной из характерных особенностей педагогики нового времени является провозглашённое ещё гуманистами уважение к ребёнку. Однако, любя детей естественной любовью родителей, ценя и уважая права детства, детские радости, развлечения, взрослое поколение, а тем более родители, общество, государство, не могут всё же отказаться от взгляда на детей, как на будущих членов общества и строителей новой жизни. Как естественна любовь к детям, так же естественно и стремление старших поколений передать детям свой опыт и вооружить их знаниями и навыками для предстоящей им не только индивидуальной, но и общественно-политической жизни.
Поэтому представляется весьма серьёзной педагогической проблемой вопрос о том, как сочетать любовь к детям и уважение к их правам на самостоятельную детскую жизнь с правами и заботами взрослых о подготовке из детей деятельных, трудоспособных членов общественно-политической жизни.
В этом отношении характерно уже начало «Материнской школы». Ссылаясь на высказывания античных мыслителей, Коменский пробуждает у читателей любовь и уважение к детям, напоминает читателям, что в детях зреют будущие видные культурные и общественные деятели, учёные, философы, профессора, администраторы. Наконец, путём разнообразных доказательств Каменский показывает, что «для родителей дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни, что дети нам даются как зерцало скромности, приветливости, доброты, согласия и других добродетелей».
Все эти размышления и соображения Каменского о детях, как и некоторая часть его педагогической системы, пронизаны религиозно-христианским мировоззрением автора. В унисон с эпохой Возрождения Каменский открывает в детях положительные творческие силы и утверждает, что в детях больше первородной здоровости, чистоты и неиспорченности, чем это было принято думать в эпоху раннего средневековья. А потому Коменский ставит задачу помочь детям развить положительные задатки.
По средневековым религиозным представлениям, детей считали уже от рождения наделёнными такой же душой, как и душа взрослых, и не считались со слабостью детского организма и ещё меньше понимали необходимость учитывать постепенность в развитии детей. Коменский же постоянно призывает родителей считаться с ещё неокрепшими физическими и духовными силами детей. Он предлагает учитывать возрастные особенности детей, хотя и не раскрывает этих особенностей в деталях и подробностях. Больше того, он предлагает считаться и с тем, что одни дети развиваются быстрее, а другие медленнее, а потому он советует родителям разумно относиться к этому и не спешить с развитием одних, и не замедлять его у других. Это также перекликается с современной педагогикой, подчёркивающей, что у каждого ребёнка своё время созревания, успехи каждого надо сравнивать с его же предыдущими результатами и ни в коем случае с другими более успешными детьми. Предлагая воспитывать и обучать детей в том же направлении, в каком живут и действуют взрослые, Коменский неоднократно предупреждает о необходимости все знания и умения преподносить в доступной для детских сил и интересов форме и, только тогда, когда дети способны будут воспринять предлагаемые им знания и умения: одни на третьем-четвёртом году жизни, другие - на пятом-шестом году.
Таким образом, Коменский предвосхитил выводы, вытекающие из дальнейшего развития научного понимания возрастных особенностей детей.
Настаивая на доступности и посильности для детей знаний и умений, Коменский в «Материнской школе» осуществляет один из важнейших принципов своей «Великой дидактики» - принцип лёгкости и занимательности для детей процесса обучения. Коменский правильно установил тот взгляд на ребёнка, по которому в нём одновременно вызревают и физические, и интеллектуальные, и моральные силы, и знания, и умения, и навыки.
Поэтому Коменский настаивает на всестороннем развитии детей, начиная с преддошкольного и дошкольного периода их жизни. И, защищая принципы лёгкости, занимательности процесса воспитания и обучения, Коменский не останавливается перед заполнением процесса воспитания самым серьёзным содержанием, вплоть до элементов «мудрости», понятно, в доступных для детей пределах и формах.
Если родители «научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами», рассуждает Коменский, то тем более они должны позаботиться о передаче детям «мудрости». В понятие «мудрость» Коменский вкладывает главным образом «умение осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями», чтобы, выросши, дети могли мудро управлять своими делами и обязанностями и проводить настоящую жизнь «честно и разумно».
Таким образом, Коменский предоставляет право и даже вменяет родителям в обязанность готовить детей уже с дошкольного возраста к разумному, честному исполнению общественного долга, к воспитанию честных, правдивых защитников и проводников в жизнь лучших принципов морали. Этим принципам соответствовало советское воспитание, поэтому было много выдающихся учёных, музыкантов и т. д., к сожалению, в наше время это потеряло свою актуальность, часто люди служат деньгам.
Признавая за родителями и воспитателями право руководить детьми и воспитывать их в том направлении, которое наиболее понятно и необходимо для взрослых, Коменский ограничивает эти права родителей и взрослых в двух направлениях.
Во-первых, он предостерегает родителей против неумеренных требований к детям, а тем более против излишних строгостей и суровости в обращении с детьми. А во-вторых, Коменский неоднократно осуждает и попустительство со стороны родителей и взрослых, злоупотребляющих снисходительностью к слабостям детских сил.
Заслуживает глубокого внимания забота Каменского о воспитании детей в труде. Причём Коменский имел в виду такой труд, который не превышает сил ребёнка, и соединяет его с играми детей.
В специальной VII главе, озаглавленной «Каким образом нужна приучать детей к деятельной жизни и постоянным занятиям», Коменский даёт довольно богатый перечень «механических навыков» уже для второго и третьего годов жизни ребё нка: «бегать, прыгать, различным образом поворачиваться, играть с чем-либо, зажигать, снова гасить, переливать воду, переносить что-либо с места на место, класть, поднимать, расстилать, ставить, бросать, свёртывать, развёртывать, сгибать, выпрямлять и пр.»; всё это, подчёркивает Коменский, нужно разрешать детям; больше того, при удобном случае показывать им. Четвёртый, пятый и шестой годы должны быть полны ручного труда и всяких строительных игр.
Давая перечень различных видов деятельности, к которым нужно приучать ребёнка до шести лет, Коменский намечает и элементы физического труда. К таким элементам он относит умения: «рубить, колоть, сечь, строить, располагать, связывать, развязывать, сваливать в кучу, разваливать». Понятно, всё это на посильном для детей материале и посильным инструментом.
Развивая свои мысли об обучении деятельности, Коменский устанавливает три вида деятельности. Один вид он относит к деятельности ума, другой - к деятельности языка, третий - к действию рук». К первому виду он относит такие традиционно установленные учебные предметы, как диалектика, т. е. искусство доказывать и спорить, арифметика, геометрия, музыка.
К диалектике Коменский относит такие умения, как понимание детьми того, что такое вопрос, что такое ответ, умение отвечать на вопросы прямо, «а не так, чтобы на вопрос о чесноке, рассказывать о луке». Из области арифметики Коменский предлагает требовать от детей дошкольного возраста посильных для них умений: различать, что такое много, что такое мало, считать до двадцати или шестидесяти, понимать, что такое чётное или нечётное число, что будет больше - два или три, сколько будет три и один. А из геометрии Коменский предлагает учить детей дошкольного возраста различать короткое и длинное, узкое и широкое, тонкое и толстое. Это то, чему обучают детей и в современном детском саду, конечно, может в другой форме.
Коменский разъясняет читателям, как в дошкольном возрасте у детей закладываются навыки речи и как попутно с этим, при хорошем воспитании, можно подготовлять их к освоению элементов грамматики, риторики и поэтики: умение правильно называть вещи, пользоваться образными выражениями, чувствовать ритм и рифму в речи. Вполне понятно, что все эти навыки усваиваются детьми не в виде отдельных учебных предметов, а в процессе живого общения воспитателей с детьми и детей друг с другом. Понятно также, что Коменский не настаивает на распределении материала этих навыков с полной точностью по годам или месяцам, как в школах. Такое распределение было бы непосильно для значительного количества родителей, невозможно в домашней обстановке и, пожалуй,
не нужно по существу дела.
Для развития руки Коменский рекомендует заниматься с детьми дошкольного возраста рисованием и письмом. Понятно, что и тут он имеет в виду самые элементарные навыки в этом направлении: ставить точки, проводить линии, крючки, кресты, круги.
Весьма ценно, что Коменский в своих рассуждениях о методике занятий с детьми дошкольного возраста постоянно рекомендует естественный ход дела. Он предлагает исходить из обиходной жизни и достигать намеченной цели и намеченного содержания знаний и навыков в процессе естественных взаимоотношений родителей, воспитателей и нянь с детьми: во время игр, забав, бесед, наставлений.
Интересны указания Коменского о том, как развивать в детях экономические познания и навыки. Так, уже на четвё ртом-пятом году он предлагает приучать детей к бережливости: различать одежды, предназначенные для будней и для праздников; к праздничным одеждам относиться более бережливо. Отсюда дети в этом возрасте поймут, для какой цели предназначены некоторые предметы домашней утвари: сундуки, шкафы, замки, ключи и т. п. В этих же целях развития хозяйственных познаний и навыков Коменский рекомендует подбирать соответствующие игрушки и игры с ними.
В процессе развития речи Коменский предлагает ставить вопросы для называния отдельных предметов и вещей и попутно требовать ясной и отчётливой речи. А постоянная речь с детьми взрослых, те же сказки, ритмические и рифмованные песенки при каждом удобном случае подготовят детей к пониманию впоследствии поэтического творчества.
Огромнейшей заслугой Коменского является понимание им деятельной, подвижной и отзывчивой натуры детей живо откликающихся и на призывы к деятельности и самодеятельности, охотно, с радостью исполняющих посильные для них поручения взрослых, легко подражающих тому, что они наблюдают у взрослых в их поведении и отношении к людям.
Всеми своими советами и указаниями Коменский учит нас тонкому и правильному пониманию детей. Его методика воспитательной работы в дошкольном возрасте может быть названа жизненной и практически наиболее осуществимой. В этом отношении Коменский гораздо более близок и понятен нам, чем многие последующие мыслители.
«Материнская школа» Я. А. Коменского найдёт своих серьёзных читателей и ценителей, способных отбросить устаревшие взгляды Коменского и воспринять то, что не потеряло своего значения и до наших дней.