МААМ-картинки

Труд, как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко

Карачакова Диана Топиновна
Труд, как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко
▼ Скачать + Заказать документы

Труд как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко

Карачакова Д. Т., воспитатель МДОУ

Аскизского центра развития ребёнка д/с «Тополёк»

Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое.

В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов.

А. С. Макаренко

Публикация «Труд, как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А, С, Макаренко» размещена в разделах

В условиях становления рыночных отношений, роль трудового воспитания детей существенно возрастает. Человеческий фактор в производстве играет решающую роль. В этой связи актуализируется проблема подготовки дошкольников к труду. На передний план теории и практики воспитания выдвигается трудовое воспитание. Связь трудового воспитания с социальными условиями жизни общества и коллектива особенно характерно для педагогической системы А. С. Макаренко, которая вся на основе формирования личности в организованном общественно значимом труде.

В трудовой деятельности детей А. С. Макаренко придавал наибольшее значение к тем параллельным педагогическим результатам (навыкам, умениям, знаниям, чертам характера и другим качествам человеческой личности, к которым эта деятельность приводит, результатам его было и максимальное развитие, и совершенствование их естественных сил и способностей. По мнению выдающегося педагога, трудовое участие детей должно начинаться очень рано. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Вообще он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость. Трудовая задача и её решение должны сами по себе доставлять ребёнку такое удовольствие, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд.

Основные идеи педагогической системы Макаренко, необходимым фактором воспитания которой является труд, изучаются и используются в учреждениях дошкольного образования. В частности, в Центре развития ребёнка д/с «Тополёк» Аскизского района.

Трудовое воспитание начинается с первых лет жизни ребёнка, но особенно актуальной задача становится с пяти-шести лет. В педагогической практике детского сада применяем следующие виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста : самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за комнатными растениями и животными, ручной труд.

В своих работах А. С. Макаренко выделил один из ведущих методов организации коллектива – самообслуживание, которое обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива и формирование у его членов хозяйской заботы об умножении общественного достояния. Самообслуживание является основным методом воспитания, применяемым в моей работе с детьми дошкольного возраста. Приучаем детей самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, затем задания постепенно усложняются: дошкольники учатся застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать тесемки и т. п. С ростом ребёнка большее внимание уделяется на воспитание у него опрятности, приучение к личной гигиене: мыть руки перед едой и после прогулки, чистить ботинки, одежду. В старшем дошкольном возрасте дети чистят зубы, застилают постель, убирают игрушки и книги на место и т. д. Выдающийся педагог считал, что поощрение и наказание – это коррекционный метод педагогического стимулирования, обеспечивающий поддержку полезной и торможение нежелательной деятельности воспитанников. Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию в своей группе целесообразным считаем применение поощрения. Например, когда ребёнок в группе быстрей всех разделся после прогулки и аккуратно сложил свои вещи, поощряется похвалой перед сверстниками и назначается дежурным по столовой.

Макаренко говорил, что трудолюбие и способность к труду не даны ребёнку от природы, а воспитываются в нём. «Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни, и в особенности в молодости». Через хозяйственно-бытовой труд в детском саду в детях воспитываются рассматриваемые качества. Дошкольники выполняют следующие виды работы: содержат в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирают мебель, стирают одежду для кукол; накрывают на стол, убирают посуду после еды; следят за порядком на своем участке. В результате дети начинают обобщать трудовые действия, использовать приобретенные умения, навыки, опыт в разных видах труда, а это ценно не только для физического, но и для умственного развития.

Опыт трудового воспитания Макаренко, описанный в «Педагогической поэме», свидетельствует, что первые успехи колонистов были связаны с практическими общественно значимыми делами, такими как работа в мастерских, ремонт жилого дома и пр. Для детей дошкольного возраста первыми практическими общественно значимыми делами в моей группе является труд в уголке живой природы. Этот труд по уходу за растениями и животными считаем особо ответственным. Объясняем дошкольникам, что данный труд – не забава. Небрежность, забывчивость, безответственность могут нанести вред живому существу, растению, иногда непоправимый. Рыбка погибнет, если её не накормить, не поменять воду в аквариуме; красивый цветок завянет, если его не поливать. Разъясняя это детям, стараемся пробудить в них эмоциональные переживания, как сочувствие, нежность, жалость, любовь, например, к рыбке, к улитке, к птичкам и т. д. Живая природа часто и без особых усилий со стороны взрослых вызывает со стороны ребят любопытство и симпатию, и желание помочь, заботиться и ухаживать. Но все эти добрые чувства только станут фактором нравственного, духовного, эстетического и физического воспитания, когда будет правильно организован труд дошкольника по уходу за растениями и животными. Например, в уход за растениями входит поливка и рассаживание. Кроме поливки, дети пяти-шести лет протирают плотные листья комнатных растений, обрезают ножницами сухие листья и ветки, рыхлят землю в цветочных горшках, моют их мокрой тряпкой или щеткой. Не реже двух раз в месяц протираем мягкой тряпочкой, смоченной в теплой воде, все надземные части растения (листья обязательно и с нижней стороны, что гарантирует от появления вредителей. Это ребёнок может сделать вместе с взрослыми. Работа очень полезна для развития любознательности ребёнка, внимания и чувства ответственности, приобретения им элементарных знаний о живой природе, умственного и эстетического воспитания.

Научить творческому труду Макаренко считал особенно важной задачей. Такой труд возможен там, где к работе относятся с любовью, где понимают её необходимость и пользу, где труд делается и основной формой проявления личности и таланта. Если труд, говорил Макаренко, всегда был основанием человеческой жизни, то её истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своём большинстве являются именно перспективами трудовыми. И не только творческим должен быть труд как средство всестороннего развития человека, он должен быть и производительным, так как в создании материальных ценностей заключается сила его воспитательного воздействия.

Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Поэтому главными условиями, способствующими формированию отношения к труду взглядом А. С. Макаренко, являются:

• понимание общественной значимости выполняемого труда и высокая общественная требовательность к нему;

• доступность труда данного возраста по характеру и объёму, наличие необходимых умений и навыков, техническая оснащённость труда;

• присутствие интеллектуального элемента, необходимость решения технических, технологических, организационных и других задач, требующих знаний, догадки, смекалки, работы мысли;

• возможность проявления инициативы, самостоятельности, творчества;

• включение в труд соревнования;

• чёткая организация коллективной работы, увлекающая детей своей слаженностью.

Также следует отметить, что немаловажен ручной труд. Именно он развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребёнка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т. п.) и, конечно, её результат. В ручном труде особое место занимает конструирование различных неигрушечных механизмов из сломанных предметов домашнего обихода и их деталей (репродуктора, замка, электроплитки, электроутюга, которые можно разобрать на части и снова собрать). Занятия с ними очень полезны, так как активно развивают у детей старшего дошкольного возраста любознательность, интерес к технике, технические навыки. Фантазию, смекалку. Эта задача облегчается тем, что у многих детей, главным образом мальчиков, пробуждается подлинная страсть к «копанию» в настоящих механизмах. Систематическим должно быть и участие девочек и мальчиков в несложном ремонте книг, одежды, игрушек. Родители должны убедить детей в необходимости такого ремонта, обращении за помощью к старшим по своей инициативе. Так, в процессе самостоятельной работы ребёнка, а также совместной с другими членами семьи, да и в любое подходящее время взрослые могут с помощью загадок, пословиц, поговорок, отрывков из стихотворений повысить интерес ребёнка к труду, сделать труд физический ценным и для умственного развития.

Таким образом, распространение идей А. С. Макаренко и внедрение их в практику воспитания молодёжи в нашей стране наглядно свидетельствуют о дальнейшем развитии педагогической теории и практики, о её растущей связи с жизнью нашего общества. Его теория действует в современном образовании безотказно. Следует только учитывать важную мысль: брать у Макаренко надо не конкретный, готовый опыт, а идею опыта, идею его метода.

Литература

1. Макаренко А. С., Воспитание гражданина, Москва, Просвещение, 1988.

Публикации по теме:

Игра как основное средство формирования экологической культуры у дошкольника СЛАЙД № 1 В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее,.

Игра как важное средство воспитания дошкольников «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». Д. В. Менджерицкая Игра для ребенка дошкольного.

Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Заучивание стихотворения «Ромашки» с использованием мнемотехнологии.

Игра как ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетическоговоспитания дошкольников. Она активизирует ребенка,.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Мини-музеи как средство патриотического воспитания дошкольниковМини-музеи как средство патриотического воспитания дошкольников Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники,.

Игра как основное средство сенсорного и коммуникативного развития во второй младшей группе. НОД «Волшебная рукавичка» Открытое занятие на тему: Игра как основное средство сенсорного и коммуникативного развития во второй младшей группе. «Волшебная рукавичка».

Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников «Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников» (из опыта работы) Усс Ирина Геннадьевна, воспитатель Муниципального.

Сказка как средство нравственного воспитания младших дошкольников У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди о него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются.

Труд в природе, как социально значимое средство воспитания дошкольниковТруд в природе, как социально значимое средство воспитания дошкольников Труд в природе доставляет детям много радости и содействует их социальному развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Труд, как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко
Опубликовано: 13 марта 2018 в 07:40
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Труд, как основное средство воспитания дошкольников в педагогической системе А. С. Макаренко» (включая файлы) размещена пользователем Карачакова Диана Топиновна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД