наталия лазарева
Творческая работа-эссе «Я — мастер своего дела»
▼ Скачать + Заказать документы
Я — мастер своего дела
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 «Ласточка» г. Котовск, Тамбовская обл.
Творческая работа-эссе
«Я - мастер своего дела»
Воспитатель: Лазарева Наталия Александровна,
воспитатель 1 квалификационной категории
2018 год
«Все дети, решительно все, рождаются
талантливыми в той или другой области
искусства. Бездарность ребенка всегда
результат воспитания, точнее же
результат отсутствия воспитания,
отсутствия заботы о нем.»
П. Антокольский
Публикация «Творческая работа-эссе „Я — мастер своего дела“» размещена в разделах
В каждом ребёнке есть чудный тайный свет, похожий на ларец с кладом. Найти этот ларец, подобрать к нему ключ, да и не хранить его где-нибудь в подземелье, а открыть настежь, чтобы и сам малыш, и все вокруг увидели хранящийся в нём ценный клад, - убеждена, именно в этом состоит педагогическое мастерство. Приёмы истинного педагогического мастерства всегда ненавязчивы. Ребёнок должен почувствовать выполнение задания, элемент обучения как собственное желание. И тогда на волне пробудившегося интереса он будет способен создать что-то своё, уникальное (выразить свои мысли и чувства в произведении) и продвинуться в своём творческом развитии.
Эта работа не одного дня и давняя пословица: «Повторение – мать учения» очень верно отражает поэтапность обучения, переход от простого к сложному. Моя задача педагога состоит в том, чтобы очень тонко, не принуждая помочь ребёнку в освоении навыков и умений. Для поддержания интереса малыша на должной высоте, чтобы дать толчок его творческой фантазии использую элемент «неожиданности» – вдруг появляется на занятии театральный персонаж или герой детской сказки, возникает игровая ситуация, к детям приходит вдохновение и они способны творить чудеса.
И вот… наступает прекрасный момент. Я замечаю, что мои дети уверенно и комфортно чувствуют себя, взяв в руки кисточку, пластилин или ножницы. Они легко придумывают и легко создают. И при этом не столько применяют знакомые способы, сколько свободно комбинируют их и экспериментируют в поисках наиболее интересных и удачных решений. Значит, они готовы к новым открытиям и сами открыты для творчества.
Как педагог я чувствую, что пришло то мгновение, когда дети ждут от меня чего-то нового и оригинального. Поэтому я вижу совершенствование своего педагогического мастерства в постоянном творческом поиске. Но не ради формального разнообразия чего бы то ни было! Не ради того, чтобы придуманным новшеством удивить коллег (типа рисования лёжа – пусть каждый, сочинивший подобную «новацию», попробует её на себе, а ради ребёнка. Именно ребёнок, его интересы, его настроение, его психологическое благополучие, его творчество всегда в центре моего внимания.
Своей основной задачей считаю – обеспечить всестороннее развитие ребёнка, наполнить жизнь детей интересным содержанием, дать возможность каждому ребёнку пережить радость творчества. В процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. И не стоит волноваться, если солнце у малыша будет зелёное, трава – красная, а деревья – синие. Ведь это так сказочно и необычно! У взрослого вряд ли так получится! Надо просто затаить дыхание, если малыш увлёкся работой, постараться не поучать маленького фантазёра и принимать плоды его посильного творчества с должным уважением, а, может быть, и с восхищением, даже если кажется, что это «мазня» или «так не бывает». Дети видят мир другими глазами.
Я стремлюсь создавать на занятиях доброжелательную творческую атмосферу, чтобы ребёнок мог высказывать свои мысли вслух, не боясь того, что его засмеют или подвергнут критике. Мой девиз: «Не критикуй! И сумей увидеть в рисунке, поделке крупицу оригинального, чтобы ребёнок постоянно чувствовал удовлетворение от сделанного». Знания, навыки и умения он приобретёт, я помогу ему в этом, только постараюсь сделать так, чтобы они рождались внутри него самого, как его собственный жизненный опыт. Ведь по большому счёту именно такое знание является настоящей ценностью.
Использование же театральной методики развивает способность к абстрактному мышлению, воображению, способность переноситься в другой план действий, в котором ребёнку необходимо действовать за театрального героя или вместе с ним, учитывать его мысли, характер, проецировать его слова и поступки в воображаемом символическом плане.
Я думаю, каждый творчески работающий педагог сталкивается с противоречием между планированием и спонтанностью своей деятельности. Насколько жёстко план определяет действия воспитателя и его занятия с детьми? Вот пришла ты к детям с намерением рассказать об осени. А кто-то из детей принёс в детский сад божью коровку в кулаке. О чём теперь говорить: всё о той же осени или надо срочно реагировать на божью коровку и ей посвящать драгоценное время? Но божью коровку ещё как-то можно увязать с осенним пейзажем. А вот ситуация, когда ты планировала тему занятия «День космонавтики» и должна это сделать, потому что праздник привязан к определённой дате, - и вдруг начинается дождь! Первый дождь за полгода! Это же огромное событие! Дети, все как один, смотрят в окно, а вовсе не на тебя. Что делать? Закрыть шторы и продолжить свою важную тему или отложить на время запланированные рассказы и выйти с детьми на улицу смотреть дождь? Я считаю, что вопрос актуальности – наиважнейший. Обучение реализуется только там, где реализуется актуальный для ребёнка запрос.
За 34 года педагогической деятельности для себя я определила самые необходимые педагогические принципы:
все дети талантливы. Развитие их способностей зависит от твоего мастерства;
ребёнок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями;
создавай ситуацию успеха! Не бойся хвалить детей!
не вынуждай ребёнка чувствовать неравенство, общайся с ним «глаза в глаза»
не утрать в себе ребёнка – смейся, пой, танцуй, играй вместе с ним;
протяни руку помощи! Не бывает виноватых детей, бывают нуждающиеся в помощи;
не бойся ошибаться – бойся повторять ошибки;
никогда не переставай учиться!
Убеждена, что успех педагога во многом зависит от тех, кто работает рядом. Я – счастливый человек! Меня окружает коллектив единомышленников, которые своей поддержкой, творческой энергией, вопросами, советами помогают мне работать на благо ДЕТЕЙ.