Любовь Чучумакова
Эссе «Я — мастер своего дела»
▼ Скачать + Заказать документы
«Я - мастер своего дела»
Я выбрала профессию такую,
Что лучше мне на свете не найти.
И с каждым годом убеждаюсь,
Что я иду по верному пути.
Что же значит быть воспитателем? Я, считаю, что если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдавал силы. Счастья достигнет тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах и о себе. Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей – «своих детей». Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети», радуешься достижениям каждого ребенка, пусть небольшим, но его личным победам.
Публикация «Эссе „Я — мастер своего дела“» размещена в разделах
Быть воспитателем – это очень нелегкий и не простой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия. И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем, с приобретением опыта становится только мудрее. Сейчас, в связи с реализацией и внедрением Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольных учреждениях, для педагогов предоставляется больший объем для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при очень большом желании можно достигнуть больших высот.
В течение нескольких лет углублённо работаю над темой «Развитие речи дошкольников через сказкотерапию». В последние годы наблюдаю устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе, чтобы подготовить детей дошкольного возраста к обучению и адаптации в общеобразовательной школе, воспитать физически, психологически здорового и социально-адаптированного ребенка.
Моя ведущая педагогическая идея заключается в развитии познавательного интереса, логического мышления, стимулирования речевой активности, формирования творческих способностей, развития адаптационных навыков и взаимодействия с окружающим миром. Слушая и понимая сказки, дети словесно устанавливают связь между событиями и строят речевые умозаключения, связывают сказки с приобретённым опытом и знаниями.
В своей работе сказкотерапию использую:
• В режимных моментах;
• В свободной деятельности детей;
• В непосредственно-образовательной деятельности.
Оптимальность и эффективность средств.
• Новые качества знаний в игровой форме;
• Информированность родителей;
• Повышение ИКТ компетентности педагога;
• Сочетание традиционных и современных подходов;
• Создание условий для успешной социализации личности.
Свои занятия строю по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.
• Перед прочтением сказок провожу подготовительную работу, цель которой - организовать внимание детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.
• Разбор содержания сказок провожу в вопросно-ответной форме, вопросы направляю на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.
Новизна опыта заключается в том, что сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Форм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, удивляться и познавать. Умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Процесс познания Мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданностей находок и приключений. А сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, - часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности. Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Поэтому основной задачей сказкотерапии, стало синтезирование наиболее эффективных психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества психотерапевтических приемов в единой сказочный контекст. В этом новизна сказкотерапии.
В своей работе с использованием сказкотерапии ставлю такие задачи:
1. Развивать речь детей с помощью:
- пересказывания сказок;
- рассказывания сказок от третьего лица;
- группового рассказывания сказок;
- рассказывания сказок по кругу;
- сочинение сказок.
2. Выявить и поддержать творческие способности.
3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
4. Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
5. Формировать навыки конструктивного выражения эмоции.
6. Укрепить союз «Ребенок-Родитель-Педагог»
Моя основная цель, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развивать творческие способности, познавательный интерес, важнейшие компоненты социального опыта, эти компоненты помогут выразить моим воспитанникам общечеловеческие ценности добра, справедливости, красоты, ценности своей семьи и детского сообщества. Окрашенные положительными чувствами ценности принимаются ребенком личностно и становятся частью его побудительных мотивов поведения и взаимодействия с другими, основой для самооценки и чувства самоуважения.
Особенности выбора сказок.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Королями, Солдатами и пр.
Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
Организую диагностику через рисунок по методике Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой и Дмитрия Кудзилова «Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии».
Целью данного диагностики явиляется изучение позитивного влияния сказкотерапии на речь дошкольников, изучение взаимосвязи эмоционально-личностной сферы ребенка на развитие речи.
В ходе исследования были:
• Выявлен уровень развития эмоционально-личностной сферы ребенка (рисуночный тест «Моя семья»);
• Уточнены особенности самооценки, имеющиеся проблемы, выяснено представление о счастье и несчастье детей (рисуночный тест «Моя семья»);
• Произведен анализ результатов;
Первый этап. Подготовительный. Отбор диагностического материала, игр.
Второй этап. Основной.
Условие. Доброжелательное отношение к ребенку. Учитывала особенности поведения ребенка в момент обследования, учитывала сформированность психических процессов: памяти, внимания, мышления и сформированность эмоциональной сферы.
Все задания предлагала в занимательной игровой форме, независимо от результата. Тактика общения с ребенком – сотрудничество. Проводилось объективное исследование ребенка: исследование фонематических процессов, исследование экспрессивной речи и т. д.
Третий этап. Заключительный. Обработка полученной информации. Оцениваю, анализирую, обобщаю полученную информацию о развитии ребенка, определяю уровень интеллектуального развития каждого ребенка, особенности его эмоционально-личностной сферы.
Анализ результатов. Из полученных результатов можно сделать вывод, метод сказкотерапии оказывает положительное влияние на развитие ребенка. После работы по данной методике у детей повысилась самооценка, снизился уровень тревожности, расширился круг общения, метод сказкотерапии способствовал позитивному развитию эмоционально-личностной сферы ребенка, а это в свою очередь подготовило почву для эффективной коррекционной работы по развитию речи детей. Данное исследования показало положительную корреляцию между методом сказкотерапии и развитием речи ребенка дошкольника.
Повышая своё профессиональное мастерство, занимаюсь самообразованием, посещаю курсы повышения квалификации, участвую в творческих выставках, выступаю на педагогических советах и, конечно же, участвую в жизни детского сада.
Я счастливый человек. Я люблю свою работу, осознаю всю ее важность и нужность. Люди доверили мне самое дорогое, что у них есть – своих детей.
Каким вырастит ребёнок, станет ли он добрым, отзывчивым человеком, творческой личностью, это зависит от моей профессиональной деятельности.
Что я могу дать детям? Прежде всего – любовь. И я люблю их такими, какие они есть. Воспитатель – это педагог, то есть человек, который учит, помогает познать окружающий мир. И то, насколько этот процесс будет эффективным, зависит от интереса моих маленьких обучаемых. И так день за днём мы вместе идём по тропе знаний, по которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я беспрестанно учусь у них преданности, открытости и любви. Дети – это наше будущее!»