элина беляева
Обучающее пособие «Звукобуквоград»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучающее пособие
С каждым годом растёт число школьников, страдающих нарушениями письменной речи, которые значительно легче предупредить ещё в дошкольном возрасте, чем преодолевать их в школе. В работе с детьми логопедических групп я постоянно использую различные средства, методы и приёмы, направленные на предупреждение специфических ошибок чтения и письма.
Незаменимым помощником при обучении детей грамоте и в работе по предупреждению оптической дисграфии является изготовленное мною пособие «Звукобуквоград», в основу которого положена игра "Сказочный Дом» (автор Н. А. Буренко «Дома и сказки для букв и звуков»
Публикация «Обучающее пособие „Звукобуквоград“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2014
Основными назначениями пособия являются:• Усвоение детьми понятий «Звук» и «Буква».
• Коррекция пространственной ориентации и развитие образного мышления.
• Правильное употребление предлогов.
• Дифференциация графем, имеющих сходство по оптическому и кинетическому признакам.
Описание пособия «Звукобуквоград»
Пособие «Звукобуквоград» (размер 2м* 1,5м) изготовлено мною из картона и фолии, располагается на одной из стен логопедического кабинета. В «Звукобуквограде» есть улицы под названием Тихая, Громкая, улицы Певцов и Улыбчивых Певцов. На улицах стоят сказочные дома, в которых живут не люди, а звуки и буквы. Дома украшены окошками со «шторками». Шторки -это карточки с условными обозначениями гласных и согласных звуков. Карточки крепятся с помощью скрепок и расположены так, чтобы из-за отодвинутой во время занятия «шторки» показывалась буква, соответствующая данному звуку.
Цвет шторок: красный-обозначение гласных звуков, синий - обозначение согласных твёрдых звуков, зелёный – обозначение согласных мягких звуков, жёлтый цвет- дополнительное обозначение звонкости согласных звуков.
Цвет букв: красный цвет букв соответствует гласным звукам, зелёный цвет - буквы Й, Ч,Щ (всегда мягкие звуки, синий цвет- буквы Ж, Ш, Ц (всегда твёрдые звуки,синий цвет с жёлтой точкой рядом- все остальные буквы (соответствующие им звуки имеют твёрдый и мягкий варианты, чёрный цвет- буквы Ь и Ъ.
Использование пособия «Звукобуквоград» для усвоения понятия «Звук».Вниманию детей предлагается схема артикуляции гласных звуков,на которой представлена лишь степень открытия рта при произнесении того или иного звука. Обращаем внимание на то, что все «окошки» закрыты «шторками». За красными кружочками - шторками спрятаны гласные первого ряда, живущие в левой половине дома на улице Певцов. За красно-зелёными шторками притаились гласные второго ряда. Это обитатели правой части дома, выходящей на улицу Улыбчивых Певцов. Ребёнок одновременно воспринимает изображение артикуляции звука и слышит его песенку, Точно также мы слышим голос человека, спрятавшегося за занавеской, но его самого мы не видим.
Знакомя детей с согласными звуками, обращаем их внимание на то, что в левой половине Дома живут громкие (звонкие) звуки. Окна их квартир выходят на Громкую улицу. С этой же стороны дома подвешен колокольчик. Шторки на окнах - синие с жёлтой серединкой (символ звонкости согласного звука). В правой половине Дома поселились безголосые жильцы. Окна их квартир выходят на Тихую улицу. Шторки на их окнах синего и зелёного цвета. На каждом этаже, на одной площадке живут два соседа. Слева - звонкий, справа- глухой. Они имеют артикуляцию, но различаются отсутствием или наличием голоса.
Использование пособия «Звукобуквоград» для изучения букв. После того, как дети усвоили понятие Звук, рассказываю им о том, что звуки стали не только слышимыми, но и «видимыми». На каждом занятии дети знакомятся с новой буквой, которую разыскивают сначала в «Звукобуквограде», затем в буквенных кассах, осуществляют оптический анализ буквы на составляющие элементы, определяют, на что похожа та или иная буква, т. е. при совместном творчестве у детей создаётся зрительный образ буквы.
Использование пособия «Звукобуквоград» для закрепления правильного употребления предлогов и развития пространственной ориентации. С помощью данного пособия можно отработать понятия «выше», «ниже». Например: «Какая буква живёт выше, буква А или буква Э?»
Точно также можно познакомить детей с предлогами Под, Над. Например: «Буква О живёт над буквой У, буква Э- под буквой А» .Рекомендуется рассмотреть все возможные варианты.
Мы знаем, что дети с речевой патологией плохо ориентируются в пространстве и с трудом усваивают понятия : справа, слева, направо, налево. Можно предложить детям назвать все буквы, которые поселились в правой (левой) половине Дома. Можно спросить ребёнка, звонкие или глухие согласные живут в этой части Дома, и как он это определил. ; какие из согласных могут быть только твёрдыми, какие-только мягкими, какие – и твёрдыми и мягкими.
В дальнейшем пособие можно использовать для дифференциации графем, имеющих оптическое сходство, а также для различения тех букв, которые дети путают по кинетическому сходству.