Ларкина Анастасия
Творческая мастерская как форма взаимодействия детского сада и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ КАК ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.
1.1 Формы взаимодействия с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации
Публикация «Творческая мастерская как форма взаимодействия детского сада и семьи» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В современной науке особое внимание привлекает проблема взаимодействия отношений между ДОУ и родителями, важно выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество с родителями воспитанников не только с официального родительского собрания, а с создания доверительных партнёрских отношений людей, участвующих в жизни ребенка. Творческая мастерская позволяет раскрыться, разделить свои знания и поучиться у других, а также познать своего ребенка, его способности, дает возможность гордиться им.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2] родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Таким образом, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО) [1], для реализации образовательной программы в ДОУ должна быть создана образовательная среда, которая обеспечит открытость дошкольного образования, создаст условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Зачастую родители ощущают трудности и совершают ошибки в воспитании своих детей. Задача преподавателей дошкольного учреждения – оказать помощь и поддержку родителям в эффективном воспитании своих детей. Как несчастью, не все педагоги способны и готовы реализовать эту деятельность в силу ряда причин. Следовательно, возникает ещё одно противоречие, которое возможно разрешить с помощью методической работы.
Проблемой развития творчества занимались многие ученые. Исследования таких известных психологов и педагогов были посвящены проблеме развития творческого развития детей. Научные работы Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, А. Лилова, А. Г. Ковалева, Л. А. Венгера, Н. С. Лейтеса, В. А. Крутецкого, А. В. Петровского раскрыли этапы развития творческих способностей у детей, показали как формируется творчество в зависимости от обучения ребёнка. Работы педагога Е. А. Флериной определили понятие «детское художественное творчество». Так же благодаря исследованиям Т. Г. Казаковой, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева, были определены в изобразительном творчестве доизобразительный и изобразительный периоды, а так же были определены основные критерии этапов развития творческого процесса не только для ребёнка, но и для взрослого.
«Творческая мастерская» - одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень притягивает детей. Дети без ума от яркого, необычного, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать. А где же еще сможет ребенок реализовать свои замыслы, как не в «мастерской»? Здесь есть все для того, чтобы творить.
Кроме того, как отмечает И. А. Мухина [20], одно из замечательных качеств мастерской – ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники.
Применение мастерской, как формы работы с детьми вероятно в самых разнообразных видах деятельности, значительный плюс состоит в добровольности работы, в возможности детей к самостоятельности, к выбору, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность со сверстниками.
Каков же образ современного родителя? Современный родитель он ни хороший, ни плохой – он просто подходящий своему времени. Немало родителей на данный момент заняты обеспечением материального благополучия семьи, из-за чего, не хватает времени на общение с детьми. С другой стороны, отмечаем и то, что современные родители образованы. Впрочем высокий уровень общей культуры, эрудированность и осведомленность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Родители ощущают затруднения в воспитании детей, подборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и известной литературной информации непосредственно на практике. Именно по этой причине многие образовательные организации в настоящий момент ориентируются на поиск эффективных форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Работу с родителями в дошкольной организации нужно реализовать через разнообразные формы. Использовать, как традиционные, так и нетрадиционные формы общения педагога с родителями детей. К традиционным индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Цель которых — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя, и родителей. Разговор может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Важно аккуратно продумать, с какими вопросами нужно обратиться к родителям, а также узнать и уточнить, на какие вопросы, они хотели бы получить ответ.
Чтобы ответить на их интересующие вопросы, следует провести консультации по той или иной теме. Например, «Игра в общении дошкольника, «Выходной день с семьёй», «Экскурсии и прогулки в природу», «Как развивать у детей любознательность» и др. Также полагается пригласить принять участие для консультации родителей учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и т. д. Консультации близки по характеру к беседам. разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, мы стремится дать квалифицированный и грамотный совет, чему-то научить. Важно, что родители убеждаются в том, что в дошкольной организации они всегда найдут поддержку и совет.
К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, круглые столы. Наиболее продуктивные и интересные формы работы, как отмечают сами родители это: групповые собрания в форме дебатов, ток-шоу, с включением игровых моментов, с приглашением специалистов, “Родительский клуб”, мастер классы для родителей, “Дни открытых дверей” и др. Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
Считается, что собрания и консультации для родителей важно провести так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, т. к. современные родителя не захотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов. Консультации требуются быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям материал и проводится не для “галочки”, а для пользы дела. Необходимо разработать этапы или методы работы педагога с целью привлечения родителей к посещению собрания, для этого следует найти оригинальное нестандартное название, личное приглашение, поинтересовавшись удобным временем для посещения.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. Широко нужно применять фото и видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, образовательной деятельности; выставки детских работ; стенды; папки-передвижки и др.
В настоящее время отдельной популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. К данной группе форм относится проведение совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Родители на праздниках читают стихотворения, поют песни, играют на музыкальных инструментах и рассказывают интересные истории. Подобные вечера создают эмоциональный комфорт в группе, сближают участников педагогического процесса. Родители проявляют находчивость и фантазию в различных конкурсах «Открытка из листьев», «Чудо-снеговик, чудо-ёлочка», «Новогодняя обезьянка», «Цветы для мамы», «Спорт в нашей семье» - фотовыставка и др. [Прилож. 1]. Применение досуговых форм содействует тому, что благодаря установлению положительной эмоциональной атмосферы родители становятся более искренними в общении, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Формы взаимодействия с родителями разнообразны, однако следует отметить, что любая из них оправдывает себя лишь в том случае, если точно продумывается и готовится. Связь родителей и детского сада далеко не часто появляется сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Конечно использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дошкольного учреждения даёт положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что необходимо для развития собственного ребёнка. Введение новых государственных образовательных стандартов позволяет организовать общую деятельность детского сада и семьи более эффективно.
Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями значимые стороны психолого-педагогического развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Основную роль в работе с родителями играют воспитатели. Они – первый и основной источник информации о ребёнке, о деятельности учреждения, от них родители получают психолого-педагогическую информацию. Именно на них лежит основная ответственность. Педагоги детского сада изо дня в день находятся в содействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребёнок - родитель - педагог», важно знать, что семейная обстановка имеет основное воспитание и формирующее значение. В условиях сотрудничества с семьей, предполагающего взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребёнка. Ключевой целью взаимодействия является создание общего пространства «Семья - детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет комфортно, интересно, надежно, целесообразно, успешно.
На современном этапе все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, тем не менее, в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые могут привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Исследование сложившейся ситуации показывает, что в настоящее время существует ряд противоречий:
-между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием системы обучения их в дошкольном учреждении;
-между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;
-между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;
-между необходимостью построения работы с семьей на основе взаимодействия и сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу.
Начали искать новые современные формы взаимодействия с родителями, которые позволили бы не только учесть актуальные потребности детей и родителей, но и сделать родителей своими помощниками.
Возникло много вопросов:
– Как привлечь семьи к участию в жизни группы, детского сада?
– Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?
Одной из таких форм в ДОУ стала организация творческой мастерской при участии педагогов, воспитанников и их родителей. Появилась идея создания семейной творческой мастерской. На встречах, которых родители контактируют со своими детьми, педагогами и друг с другом, а также приобретают необходимые знания, умения в воспитании и развитии детей. Коллективное творчество формирует доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное воздействие на развитие ребенка. Творческий процесс инициирует ребенка, развивает коммуникативные навыки, пассивный и активный словарь детей, открывается творческий потенциал ребенка. Кроме этого, совместная творческая деятельность – увлекательное и интересное времяпровождение. Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком. В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу.
1.2 "Творческая мастерская" в работе с семьей, ее эффективность и особенности организации
Почему все–таки семейная творческая мастерская?
Сама творческая обстановка встреч инициирует родителей раскрыться, поделиться своими знаниями, умениями и обучаться у других, а также познать своего ребенка, его способности и возможности гордиться им. Что может служить для такого сближения? Именно сам ребенок. Сотворчество родителя и ребенка, их тесный контакт в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность посмотреть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Данный вид деятельности сильно значим для ребенка. Все дети встречаются с дефицитом общения с мамой и папой, для них очень важно играть, рисовать, творить вместе с родителями. Ведь именно в процессе такой деятельности малыши гораздо быстрее учатся новому, а главное ощущают моральную поддержку, становятся увереннее в себе и самостоятельнее. Главная цель работы творческой мастерской в детском саду – укрепление детско-родительских отношений через организацию совместной творческой деятельности.
Творческая мастерская в детском саду направлена на решение следующих задач:
1. Расширить представления родителей воспитанников о творческой деятельности.
2. Формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности в творческой мастерской.
3. Развитие детско-родительских отношений на основе совместной деятельности.
4. Развитие эмоциональной сферы детей. Учит детей радоваться удачам других детей (радость при дарении поделок, выполненных своими руками).
5. Развитие творческого союза родителей (законных представителей) и ребенка, их тесное общение, где раскрываются таланты детей, потребность участия в воспитании ребенка совместно с ДОУ.
Также разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу. Таким образом, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога ДОУ и родителей в процессе воспитания ребенка. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели - первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.
Одним из основных принципов ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников ДОО) и детей.
Принципами дошкольного образования, в свою очередь, являются:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- сотрудничество ДОО с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
ФГОС ДО решает ряд важных задач, в число которых включены:
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Многолетняя практика по работе с родителями, учёт современных требований и изменение их культурного уровня побуждает нас использовать новые формы и методы общения с ними.
Одной из эффективных форм сотрудничества с семьями воспитанников, являются занятия в творческих мастерских, организованных на базе ДОО.
Мастерская – это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, общения и обмена информацией.
Общий алгоритм проведения мастерских включает следующие элементы:
1. «Индуктор» - это создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого учащегося, создание личностного отношения к предмету обсуждения. В качестве индуктора может выступать задание вокруг образа, предмета, слова, рисунка, воспоминания, фрагмента литературного или музыкального произведения, фильма.
2. Работа с материалом:
а) «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта;
б) «Социоконструкция» - построение всех этих элементов группой;
в) «Социализация» - всё, что сделано индивидуально, в паре, группе должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены;
г) «Афиширование»- вывешивание «произведений» - работ участников мастерской и мастера в аудитории и ознакомление с ними других участников мастерской;
д) «Разрыв» - внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сопоставлению нового знания с литературным источником;
3. «Рефлексия» - самоанализ, то есть анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
Данный алгоритм наиболее полно и ёмко отражает основные принципы организации мастерской.
Сочетание индивидуальной и коллективной работы создает условия сотрудничества, взаимопонимания, способствует повышению уровня коммуникативной культуры, даёт реальное понятие о диалогичной сущности общения. Мастерская обеспечивает обстановку для сотрудничества участников данной технологии.
Применение данной технологии творческих мастерских в работе с родителями позволяет решить следующие задачи:
- обогащение детско-родительских отношений опытом диалогического, эмоционально -насыщенного общения;
- формирование единого воспитательного пространства для творчества каждого ребенка на основе личностного подхода;
- взаимовлияние личностей взрослых и детей, предполагающее сотрудничество педагогов – детей – родителей через совместные творческие дела;
- укрепление престижа семьи и ее роли в обществе.
Почему все-таки семейная творческая мастерская? Потому что важно начинать сближение с родителями воспитанников не с собрания, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. А творческая мастерская дает именно такую возможность. Сама творческая атмосфера встреч побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других, а также познать своего ребенка, его способности, дает возможность гордиться им.
Что может послужить для такого сближения? Только сам ребенок. Сотворчество родителя и ребенка, их тесное общение в творческой среде, где раскрываются их таланты, где они обучаются друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.
Творческие мастерские организовываются в музыкальном зале ДОО один раз в квартал. Тема каждой предстоящей встречи, особенности работы сообщаются родителям посредством афиш-приглашений, которые раздаются в группе. В среднем встреча длится от 40 до 60 мин.
Как правило, встречи в творческих мастерских требуют предварительной подготовки, которая предусматривает проведение воспитателями бесед с детьми, рассматривание иллюстраций, выполнение воспитанниками совместно с родителями домашних заданий (подготовка выступления, материала и т. д.).
При подготовке к творческим мастерским также необходимо организовать рабочее пространство так, чтобы все участники имели свободный доступ ко всем основным и вспомогательным материалам, необходимым для создания выразительного образа будущей поделки.
И, конечно, обязательным условием организации творческих мастерских является создание положительной эмоциональной атмосферы, когда дети и родители чувствуют себя раскрепощенно, комфортно и могут творить. Присутствие мамы или папы рядом с ребенком помогает ему чувствовать себя уверенно и спокойно, что особенно важно в период дошкольного детства.
Работа творческих мастерских организуется так, чтобы не просто научить родителей определенным навыкам, но и дать возможность раскрыть творческие способности каждого участника, испытать чувство удовлетворения от выполненной работы.
Каждая встреча решает не только практические, но и воспитательные, и образовательные задачи, что позволяет всесторонне развивать личность ребенка.