Дарья Попова
Из опыта работы творческой группы педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция модернизации российского образования определяет обеспечение качества образования, как главную задачу, стоящую перед педагогами. Именно от профессионального уровня педагогических кадров зависит повышение качества образования.
В современных условиях реформирования образования меняются требования к профессионально-педагогической компетентности педагога, а соответственно меняется и его статус и функции.
Публикация «Из опыта работы творческой группы педагогов» размещена в разделах
«Профессиональный стандарт Педагога» определяет профессиональную компетенцию, как способность педагога успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
В связи с этим, в нашем учреждении, возникла необходимость в выборе таких форм и методов повышения профессиональной компетентности педагогов, которые, наряду уже со сложившейся системой методической работы в ДОУ, решали бы следующие проблемы, актуальные для педагогов :
• оптимизация методической работы ДОУ;
• создание образовательной среды, способствующей реализации творческого потенциала каждого педагога в отдельности и педагогического коллектива в целом;
• объединение педагогов с разным профессиональным уровнем в совместную образовательную деятельность;
• самообразование и самореализация педагогов ДОУ, поиск новых форм и методов взаимодействия, как с детьми, так и с родителями;
• обновление методического и дидактического сопровождения образовательного процесса.
Одной из таких форм методической работы, которые играют особую роль в непрерывном повышении квалификации педагогов, является творческая группа.
Таким образом, по инициативе музыкального руководителя и при поддержке заместителя заведующего по ВМР, в январе 2015 года на базе ДОУ№1 была создана творческая группа педагогов в составе : педагога-психолога, дефектолога, учителя логопеда, инструктора по физической культуре. В своей деятельности творческая группа руководствуется :
• действующим законодательством Российской Федерации в области образования;
• Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;
• Уставом ДОУ;
• Нормативно-правовым обеспечением: приказ заведующего на создание творческой группы; «Положение о создании творческих групп в ДОУ», которое регламентирует: общие положения работы творческой группы, цели и задачи деятельности, организацию деятельности творческой группы, права, обязанности и ответственность членов творческой группы, документацию и отчетность творческой группы; план работы творческой группы на текущий год; протоколы заседаний творческой группы.
Цель деятельности творческой группы - формирование и совершенствование профессиональных умений и навыков педагогов, развитие их творческой активности в процессе коллективного сотрудничества с целью поиска оптимальных путей модернизации образовательного процесса.
Задачи деятельности творческой группы :
• Разрешение в совместной работе профессиональных проблем, трудностей обучения и воспитания, помощь друг другу в овладении инновационными процессами;
• Формирование творческого коллектива педагогов-единомышленников;
• Разработка, составление, апробация и распространение новых педагогических методик, технологий, дидактических материалов, конспектов занятий и т. д. ;
• Включение педагогов в инновационный процесс дошкольного учреждения в различных видах образовательной деятельности;
• Содействие развитию муниципальной системы образования;
• Нацеленность на реализацию целевых федеральных, региональных и муниципальных проектов/программ в сфере образования.
За сравнительно недолгий срок существования нашей творческой группы, в «копилке идей» по организации деятельности присутствуют методы и приемы, формы, технологии, которые показали высокую результативность и могут быть интересны и полезны коллегам.
Так, важным моментом является анкетирование педагогов, членов творческой группы перед составлением планов на год, где выясняются какие вопросы, темы, интересуют педагогов. (Приложение 1) В конце года также проходит анкетирование, необходимое руководителю творческой группы для мониторинга профессионального роста педагогов, эффективности выбранных для этого форм и методов деятельности творческой группы, а также конкретных результатов и продуктов инновационной деятельности группы и каждого педагога в отдельности. (Приложение 2)
Выбор идей по осуществлению образовательно - воспитательного процесса в ДОУ, а также участие в различных городских и региональных конкурсах и мероприятиях определяет и выбор технологий в организации методической работы.
Так, для участия в городском конкурсе на лучшее образовательное учреждение «Маленькая страна», нами был определены, как наиболее эффективные:
• Технология проектной деятельности;
• Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
• Личностно – ориентированные технологии.
• Здоровьесберегающие технологии.
Применение технологии проектной деятельности позволило:
- четко поставить цель и отследить соответствующий ей результат, учебно-познавательной направленности;
- углубленно изучить определенную проблему («Пушкинский бал», интегрируя разные виды искусства и деятельности взрослых и детей;
- развивать умение контактировать, вести диалог, отстаивать своё мнение.
Наиболее естественным условием взаимодействия во время деятельности группы, является личностно – ориентированный подход, который обеспечивает:
• эмоциональное благополучие каждого участника;
• создает условия для гармоничного развития личности;
• приобщает к общечеловеческим ценностям.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность педагога, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно применение личностно – ориентированного подхода позволило создать психологически комфортные условия деятельности педагогов и детей по организации и показе конкурсных мероприятий.
Также важное значение для продуктивной деятельности по подготовке и проведению конкурсных мероприятий имело применение здоровьесберегающих технологий:
• динамические паузы;
• психогимнастика;
• коммуникативные игры;
• медитативные игры и упражнения.
Это позволило повысить результативность деятельности, уровень конструктивных действий, уровень самооценки при отсутствии тревожности.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одной из важнейших задач определено «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиа - образования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно – коммуникативных технологий».
Таким образом, для организации деятельности творческой группы ДОУ широко используются информационно - коммуникативные технологии, то есть сетевые формы взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Сетевой ресурс Направленность взаимодействия
(ЦОР)
библиотека цифровых образовательных ресурсов методическая, информационная
Электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" https://festival.1september.ru/articles/633962/) информационно-коммуникативная
Личный сайт руководителя творческой группы на Международном образовательном портале MAAM/RU https://www.maam.ru/users/ ghbdtngjrf2603, а также всех членов творческой группы методическая, информационно-коммуникативная, самореализация педагога
Личный сайт в Социальной сети работников образования NSPORTAL Мой <a href = "https://nsportal.ru/popova-darya-petrovna" > сайт музыкального руководителя</a> методическая, информационно-коммуникативная, самореализация педагога
Портал uchmag.ru– фирменный интернет-магазин издательства «Учитель» методическая, информационно-коммуникативная,
«Издательство «Просвещение» pismo@prosv.ru; Портал Мерсибо <webinar@mersibo.ru> ;ИД Воспитание Дошкольника"<webinar@dovosp.ru> методическая, информационная (участие в вебинарах)
Электронный журнал для педагогов Дошколёнок. ру <support@dohcolonoc.ru> методическая, информационно-коммуникативная
Он-лайн Университет «Универсариум «info@universarium.org
методическая, информационно-коммуникативная
ИНТЕРНЕТ-КОНКУРСЫ
Академия образования и воспитания http//psyped.jimdo.com; проекта "Конкурсы для педагогов"konkurs-dlya-pedagogov.info; Блиц-конкурсы https://pedmix.ru/; Конкурс <konkurs1@talantikus.ru> ; Золотая рыбка zlt-rybka@list.ru; ОГОНЁК <o-gonek@list.ru>
коммуникативная, самореализация педагога
Руководителем творческой группы постоянно совершенствуются формы и методы по организации деятельности сообщества. Особенно интересно проходят заседания группы в различных формах :
• деловая игра (игры имитационные, управленческие, исследовательские, организационно-деятельные, игры-тренинги, игры проективные,
• педагогический КВН,
• методический мост,
• мозговой штурм,
• методический фестиваль,
• тренинг, видеотренинг,
• педагогические чтения,
• профессиональная выставка,
• творческий диалог,
• встреча за чашкой чая и т. п.
При подготовке к участию в конкурсе на «Лучшую организацию работы с одаренными детьми» была использована форма «Творческий диалог», во время которого коллеги в свободной форме, заранее подготовившись, выявляли сильные и слабые стороны конкурсной работы. Все мероприятие проходило «на горе Олимп, с участием муз».
Особенно любимы педагогами «Встречи за чашкой чая», ведь именно сама атмосфера настраивает на доброжелательный тон и вносит умиротворение. Таким, образом шло обсуждение по организации фотовыставки «Мир вокруг нас», подготовки и проведению городских МО на базе нашего ДОУ, и т. д.
Так, форма «Мозговой штурм» была использована при обсуждении и выборе формы проведения мероприятия для конкурса «Маленькая страна», а также для конкурса «Лучшая группа ДОУ» и конкурса проектов «Слагаемые здоровья»
Руководителем были тщательно продуманы вопросы так, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдавалось ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещена была критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма составляла до 25 мин. Затем последовало обсуждение высказанных идей и в результате, было вынесено решение о форме проведении мероприятий, их участниках. В итоге участие нашего ДОУ получило высокую оценку жюри:
Учебный год / Мероприятие Результат участия
2015г. Городской конкурс на лучшее ДОУ «Маленькая страна» Победитель, 1 место
2015г. Городской конкурс «Лучшая группа ДОУ» Победитель, 1 место
2015г. Городской конкурс проектов «Слагаемые здоровья» Призёр
Руководитель творческой группы обязан быть примером для педагогов, публиковать свои разработки, материалы, обобщать свой педагогический опыт.
Уч. год Тема и уровень опытно-экспериментальная или научно-исследовательской работы/опробации Наименование, номер и дата подтверждающего документа В чем заключается участие, результаты деятельности
2012г. Всероссийское электронное периодическое издание «Дошколенок. Ру» № Э 04358 от 04.11.2015; https://dohcolonok.ru/cons/582
«План - программа работы с одаренными детьми»
2014г. ФГОУ ВПО ДВГГУ Всероссийский конкурс-конференция «Социально-гуманитарная практика в образовательном пространстве России» 2015г.
Научное издание
ISBN9 978-5-87155-387-9
УДК 314.7 (075.8)
ББК 60.723.5 я 73
М57 Научная статья: «Развитие творческой активности дошкольников в процессе творческого взаимодействия педагогов и родителей»
2015г. Городская научно – практическая конференция «Слагаемые успеха» (заочный этап) Сертификат участия Проект «Сопровождение одаренных детей в ДОУ»
2015г. ФГБОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема» г. Биробиджан
V межвузовская методологическая конференция магистрантов «Наука XXI века» 2015г.
Научное издание
УДК 378(063)
ББК 74.58 я431
Н340 Научная статья: «Проект «Музыкальный очаг», как новая форма взаимодействия детского сада и семьи»
2015г. В реализации собственного проекта, прошедшего конкурс на лучшую организацию работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях
Победитель – 1 место «Лучшая авторская программа по организации работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях»
Опыт работы Поповой Дарьи Петровны «Работа с одаренными детьми старшего дошкольного возраста по музыкально – художественному направлению» обобщен на уровне города (МАУ ЦРО) Свидетельство № 05-16, от 18.03.2016года.
Также в опыте работы Поповой Дарьи Петровны содержится пакет диагностического инструментария, разработанного и модифицированного самостоятельно. В настоящее время эти материалы готовятся к печати:
- анкета «Как распознать одаренность» (методика Л. Г. Кузнецова, Л. П. Сверч);
- диагностический опросник «Наблюдение за ходом творческих заданий»;
- методика для выявления уровня развития музыкальных способностей (по методологии В. П. Анисимова)
- тест «Музыкальные пары» (по методологии Д. К. Кирнарской);
- анкета для родителей «Проявление творческих способностей у детей»;
- тест для родителей «Я и мой ребенок»;
- «Карта личностного развития творческих способностей ребенка», с указанием рекомендаций по выбору индивидуального творческого развития.
- тест по определению склонности педагога к работе с одаренными детьми (модифицированный по Богоявленской Д. Б., Брушлинскому А. В.);
- тест «Качества педагога» (рефлексия для педагога).
Многолетний педагогический стаж, постоянное повышение квалификации в различных формах, наличие высшей квалификационной категории и свидетельства эксперта при аттестационной комиссии Министерства Науки и Образования Хабаровского края позволяет руководителю творческой группы - Поповой Дарье Петровне участвовать в экспертизе и жюри различного уровня.
Уч. год Уровень Наименование комиссий, жюри и т. п.
2013г. Край Член экспертной группы краевого конкурса Учитель года Хабаровского края – 2013» в номинационном конкурсе «Лучший педагог ДОУ»
2015г. ДОУ Член аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогов в целях подтверждения соответствия занимаемой должности
2015г. ДОУ Член жюри конкурса «Умники и умницы»
2015г. ДОУ Член жюри конкурса на «Лучшее оформление участка к ЛОК»
2014г.
2015г.
2016г. Край Эксперт при аттестационной комиссии Министерства Науки и Образования Хабаровского края
2015г. Край Член экспертной группы краевого конкурса Учитель года Хабаровского края – 2015» в номинационном конкурсе «Лучший педагог ДОУ»
Подводя итог деятельности и самооценки творческой группы МАДОУ №1, хочется отметить:
1. цели и задачи деятельности выполняются весьма успешно, что подтверждается результатами деятельности на уровне района и города;
2. осуществляется содействие развитию муниципальной системы образования (в плане организации и проведения городских МО
Учебный год / Мероприятие Уровень участия
2015г. Мастер - класс для муз. руководителей город
2015г. ,Семинар для педагогов- психологов ж/д, Центральный округ
2016г., Семинар для воспитателей город
2016г., Семинар для заместителей Заведующих по ВМР, психологов ж/д, Центральный округ
3. требуется корректировка и дополнительная работа по реализации региональных проектов в сфере образования;
4. в целом деятельность творческой группы перспективна и соответствует приоритетным направлениям развития образования.