Валентина Туркина
Проект организации работы творческой мастерской детей и родителей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Публикация «Проект организации работы творческой мастерской детей и родителей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".
Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д.
"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия дошкольного учреждения с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Одной из форм взаимодействия между дошкольным учреждением и семьей является организация творческой мастерской для детей и родителей.
В качестве основного вида деятельности выбрана изобразительная т. к. этот вид деятельности является интересным для детей и взрослых, вызывает положительные эмоции (Т. Н. Доронова, М. Ю. Зацепина, Т. С. Комарова, В. С. Мухина, А. И. Савенков, О. А. Соломенникова).
Цель проекта : создание условий для совместной деятельности педагогов, родителей и детей через вовлечение их в работу творческой мастерской.
Задачи:
1. Создание условий для развития изобразительной деятельности детей и родителей.
2. Вовлечение родителей группы в образовательный процесс через организацию работы творческой мастерской.
3. Разработка общих положений к проведению занятий детей и родителей в творческой мастерской.
Взаимодействие педагогов и родителей детей в рамках творческой мастерской осуществляется в основном через:
-приобщение родителей к педагогическому процессу и расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
-создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
-информационно-педагогические материалы, выставки детских и родительских работ;
-разнообразные занятия совместной деятельности детей и родителей.
Методологическая основа проекта :
• исследования в области развития детского изобразительного творчества Т. С. Комарова, А. И. Савенков, Т. Г. Казакова, П. Н. Сакулина и др.
• исследования в области новых форм взаимодействия родителей и дошкольного учреждения Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева, Т. Н. Доронова;
• исследования об организации творческой мастерской для детей и родителей Березкиной О. В.
Основой реализации проекта является организация работы творческой мастерской детей и родителей группы, т. е. совместная работа педагога, детей и их родителей. Определяющей целью совместной деятельности в системе «педагоги-родители-дети» является удовлетворение основных потребностей ребенка: потребность в любви и одобрении; стремление к овладению социальными способами взаимодействия с другими людьми; потребность в усвоении действий и познании окружающего мира.
Занятия в мастерской проводятся в присутствии и при активном участии близкого ребенку взрослого (родителя, что позволяет ребенку чувствовать себя свободно и защищено. Стимулируют сотрудничество взрослого и ребенка на принципах взаимоуважения, учета возможностей ребенка. Во время занятия педагог и родители находятся с ребенком на одном уровне «глаза в глаза», это поддерживает ощущение равноправия.
Программа работы творческой мастерской предполагает проведения цикла творческих совместных занятий детей, родителей и педагогов. Родители выступают в качестве партнеров, помощников детей, руководят работой своих детей, обучают их определенной последовательности операций и. т. д.
Совместные занятия предполагают реализацию некоторых правил и требований:
-организация данной деятельности осуществляется на полной добровольной основе всех участников;
-необходимо четко продумать расположение участников творческого процесса, это может быть работа у мольберта, творческой стенки, родитель расположился на стуле, а ребенок, стоя свободно возле него и. т. д. ;
-в совместной деятельности должны быть определены границы действия взрослого и ребенка, деятельность взрослого не должна утомлять ребенка.
Необходимо определить нишу для каждого участника совместной деятельности, чтобы они чувствовали себя полноценными участниками;
-важно, чтобы родители знали заранее тему занятия и технологию выполнения работу, поэтому необходимо снабдить их технологической картой выполнения;
-возможно «проигрывание» некоторых технических приемов родителей с детьми в домашних условиях перед проведением совместных занятий;
-продукт совместной деятельности взрослого и ребенка не должен быть отсроченным.
Возможные различные вариации совместного творчества детей и взрослого :
-«Творим рядом» : работа взрослого и ребенка в различных частях пространства листа.
-«Творим друг за другом» : последовательное пооперационное выполнение работы.
-«Творим вместе»- взрослый заполняет белый лист орнаментом с помощью воскового мелка, затем совместно с ребенком заполняет лист красочным фоном (заготовка орнамента может быть выполнена взрослым в домашних условиях по технологической карте).
-«До-творю-родитель»- ребенок выкладывает (приклеивает) на готовый фон готовые детали (мятые комочки гофрированной бумаги, взрослый облачает его в образ с помощью определенного расположения либо дорисовки;
-«До-творю-ребенок»- ребенок заполняет с помощью изобразительного материала предложенный шаблон взрослого.
Варианты совместного творчества могут быть разнообразными главное, чтобы ребенок и взрослый получили удовольствие и продукт.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №117
Конспект
организации работы творческой мастерской детей и родителей старшего дошкольного возраста
«НОВОГОДНИЙ ДИЗАЙН»
Подготовили :
Туркина В. В., воспитатель
Никитина Н. В., воспитатель
по изобразительной деятельности
Чернышева Л. Н.,
зам. заведующего по ВМР
Ангарск, 2011г
Тема совместной творческой деятельности детей и взрослых «Новогодняя гирлянда»
Цель: организация совместной творческой деятельности в системе взаимодействия «ребенок-родитель-педагог».
Задачи:
1. Содействие развитию отношений между родителями и детьми, семьями воспитанников.
2. Развитие технических навыков и композиционных способностей детей в работе с разнообразным изобразительным материалом.
3. Совершенствование опыта партнерских отношений в организации совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Ход совместной деятельности:
Педагог:
Добрый день уважаемые родители! Хочу вам представить наших мам, которые охотно согласились принять участие в работе творческой мастерской. А помогать им сегодня будут их дети.
Скоро будем встречать Новый год. Это - самый сказочный, веселый, семейный праздник. Чтобы атмосфера была праздничной, необходимо со всей ответственностью подойти к оформлению помещения. Ведь украшать комнату мишурой, разноцветными гирляндами и игрушками - занимательное время провождение.
Воспитатель: Сегодня существует множество самых разных видов новогодних украшений. Я предлагаю Вам, несколько вариантов изготовления новогодней гирлянды своими руками:
1. вариант. Для изготовления этой гирлянды вам понадобится офисная бумага разных цветов, двухсторонний скотч, ножницы.
Гирлянда состоит из модулей. Для изготовления одного модуля возьмите квадратный лист бумаги; сложите его по диагонали. Полученную «косыночку» сложите еще раз пополам. Затем обе половинки «косынки» сложите по отдельности в разные стороны пополам. Обратите внимание, откуда надо начинать резать. Это- центр листа квадрата бумаги, это - острый угол. От него и начинаем резать 8-10 мм полоски. Полоска должна становиться тоньше и тоньше. Заканчивать надрез стоит с той стороны, откуда мы его и начинали, разворачиваем. В центральном квадрате загибаем углы. Это лишь половинка большого модуля. Таких модулей можно сделать несколько. Склеим их между собой скотчем. И получится одна большая новогодняя гирлянда (объяснения педагога сопровождается слайдовой презентацией).
Для изготовления второй гирлянды нам понадобится рулон цветной гофрированной бумаги и ножницы. Рулон полностью разворачивать не нужно. Отрезаем полосу шириной 15 см, скругляя углы. С обеих сторон делаем надрезы шириной 5-8 мм, разворачиваем, скручиваем. Несколько таких полосок можно склеить между собой - получим длинную гирлянду, которую можно растянуть по комнате (Объяснения педагога сопровождается слайдовой презентацией).
Для изготовления гирлянды «Елочка» приготовьте полоски зеленой бумаги одинаковой ширины (6 см) и одинаковой или разной длины (от 10 до 21 см). Так выполняются средние и конечные части ветки. Из бумаги, сложенной таким же образом, можно вырезать игрушки и петельки к ним. Так собирается ветка-гирлянда с конечной части. Можно составить одну большую новогоднюю гирлянду, закрепив концы скотчем или клеем (объяснения педагога сопровождается слайдовой презентацией).
В период новогодних и рождественских праздников преображаются практически все. Я надеюсь, что мои советы помогут Вам провести время с ребенком творчески и украсить его любимый уголок или комнату.
В нашем детском саду зародилась традиция под Новый год открывать мастерскую Деда Мороза. Каждый раз мы готовим в ней удивительные украшения и сюрпризы!
Воспитатель: Ну, что взрослые и дети, готовы сегодня потрудиться в мастерской?
Родители и дети : Да!
Воспитатель: Сегодня в нашей мастерской работа пойдет над новогодней гирляндой! Здорово, правда!
Воспитатель:А что, мы сможем украсить с помощью гирлянды?
Родители и дети : Группу, комнату. А родители как думают?
Воспитатель: Молодцы!
-Наша новогодняя гирлянда будет состоять из повторяющихся элементов, которую выполнит каждая команда (мама и ребенок). Согласны?
-Посмотрите вот они. Кто это? (Летящий ангел).
-Обратите внимание на ваши рабочие столы. Для работы нам понадобится : (Помогайте, называйте) :
Родители и дети : одноразовые тарелочки.
Воспитатель: Дети замечательно умеют работать с данным материалом. Ребята, научим наших родителей?
Родители и дети : гофрированная бумага.
Воспитатель: Все ее нашли?
Родители и дети : цветная бумага и фольга, стразы, пайетки, мишура и др. Все это необходимо для проявления самостоятельности и творчества, т. е. декорирования работ.
Воспитатель: Приступайте к работе. Работать будем совместно, родители и дети будут помогать другу.
-Внимание инструкция для родителей.
Вырежете круг в центре одноразовой тарелочки и обклейте его гофрированной бумагой, понравившегося вам цвета. Для того чтобы родителям было удобно работать, вам предлагается технологическая карта, обратите внимание на неё и она вам поможет в трудную ситуацию (выставляет карту).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, наши взрослые справятся?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда мы можем приступать к своей части работы.
–Внимание инструкция для детей (ребят).
Возьмите шаблоны (показывает какой) и вырежете из розовой бумаги заготовку для лица и рук ангела, а из белой бумаги и фольги заготовки для облака (показывает).
-Все догадались, что делать? Если нет, то обратите внимание на свою карточку-помощницу (вывешивает). А если все равно возникли трудности, поднимите руку и подойду. Время для выполнения данной работы….
Дети и родители выполняют работу. Воспитатель подходит к детям и родителям, помогает советом, оказывает практическую помощь.
Воспитатель: Внимание, время выполнения данного этапа работы закончилось. Покажите друг другу законченный вариант.
Воспитатель: Продолжаем?
Родители и дети : Да!
-Внимание теперь работа совместная.
Воспитатель: Необходимо вырезать, то, что приготовили в виде шаблонов наши ребята. Для этого распределите между собой, что вырезает взрослый участник, а что его маленький помощник.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Внимание! Важный момент, детали готовы, нужно соединить их вместе.
Воспитатель: Собирать их можно при помощи степлера или клея карандаша. Степлером будут орудовать взрослые, а клей карандаш себе в помощники возьмут дети. Договорились!
Родители и дети : Да!
Дети и родители выполняют работу. Воспитатель подходит к детям и родителям, помогает советом, оказывает практическую помощь («Голова прикрепляется к … и. т. д.).
Воспитатель: Соединили? Молодцы!
Воспитатель: А теперь у каждой команды, есть время для творчества, проявляйте фантазию в декорировании вашей работы стразами, пайетками, блесками.
Дети и родители выполняют работу. Воспитатель подходит к детям и родителям, помогает советом, оказывает практическую помощь.
Воспитатель: Внимание время для работы осталось 2 минуты.
Команды закончили выполнять декорирование.
Воспитатель: Как же интересно посмотреть, что у них получилось. Давайте спросим у каждой команды? какая изюминка спряталась в их изделии.
Воспитатель (подходит к любой и задает вопросы) :
- Какой материал использовали для декорирования, оформления? Почему выбрали такой материл? Что интересного в вашем изделии? Что больше всего понравилось при выполнении работы?
Воспитатель: Здорово! Молодцы! Давайте друг другу поаплодируем! Спасибо всем за работу.
Воспитатель: Осталось только собирать из наших элементов длинную, новогоднюю гирлянду, родители мне помогут. А ребята подумают, чтобы они хотели украсить в детском саду.
Родители с воспитателем собирают элементы гирлянды в общую.
Затем украшают ею выбранное детьми помещение дошкольного учреждения.