Получи документы

Тверской детский фольклор как средство развития музыкальных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста

Марина Корнакова
Тверской детский фольклор как средство развития музыкальных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

ТВЕРСКОЙ ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

М. Г. Корнакова, музыкальный руководитель МБДОУ № 32, г. Солнечногорск Московская область

Публикация «Тверской детский фольклор как средство развития музыкальных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

В Федеральном государственном образовательном стандарте до-школьного образования от 17 октября 2013 года одним из основных принципов образования является «приобщение ребенка к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства», а также «учет этнокультурной ситуации развития детей» [7, с. 3]. ФГОС ДО обращает внимание на формирование у детей дошкольного возраста национальной идентичности на основе нравственно–культурных ценностей своего региона. Стандартом предусмотрено «создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей» [7, c.6]. Важным аспектом формирования образовательной среды для ребенка дошкольного возраста является система отношений ребенка к миру, к другим людям и самому себе [7,c.6]. На музыкальных занятиях в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) эта проблема может быть решена посредством включения фольклора в музыкальную деятельность и спо-собствовать развитию музыкальных способностей дошкольников.

Современные исследователи Е. А. Коряжкина, Е. А. Асонова, И. В. Кононова [3, с. 45;1, с. 71;4, с. 38] отмечают влияние фольклора на мировосприятие ребенка. А. Б. Теплова, опираясь на традиции народ-ной педагогики К. Д. Ушинского, считает, что педагогический потенциал материнского фольклора проявляется в содержании текстов, так как да-же в простых колыбельных песнях хранятся «мировоззренческие универсалии», задающие целостную картину мира» [9, с. 57]. Об этом же пишет С. Максимова: «Испокон веков взрослые стремились передать подрастающему поколению культурно-исторические традиции, знания по истории рода, Отечества…Элементарные исторические сведения со-держались даже в колыбельных песнях» [5].

Е. Г. Милюгина отмечает необходимость «введения детей до-школьного и школьного возраста в родную культуру и словесность с использованием регионального детского фольклора», связывая этот процесс с разнообразием функций тверского детского фольклора в жизни каждого отдельного ребенка (регулярная, коммуникативная, информационная, рекреационная и проективная функции) и рассматривая детский фольклор Тверского края «как механизм обучения культуре и важный фактор социализации ребенка в современном обществе»[6].

А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская видят в произведениях фольклора богатейший развивающий потенциал : «Озвучивание фольклорного содержания — это всегда игровое взаимодействие детей друг с другом или ребенка со взрослым, это всегда исследование, интересные поисковые действия в изучении других. Фольклор для маленьких — это школа человеческого общения, человеческих отношений»[2, c.402].

Фольклорные произведения являются источником художественно-эстетического, нравственного, познавательного и коммуникативного развития ребенка. Делая их содержанием образования, педагог в соответствии с положениями ФГОС ДО осуществляет «объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей…в интересах человека, семьи и общества» [7, c. 4].

Детский фольклор подразделяется на неигровой (материнский, созданный взрослыми) и игровой (созданный детьми в процессе игры).

Многие жанры детского регионального фольклора имеют закреп-ленную в традиции музыкальную основу, что позволяет использовать их для развития музыкальных способностей детей, хотя в настоящее время фольклор еще недостаточно используется на музыкальных занятиях.

Используя малые формы тверского неигрового фольклора, педагог вначале решает задачи диагностики, а затем развития музыкальных способностей ребенка. Мы в своей работе использовали методы диагностики В. П. Анисимова, М. С. Осенневой и Л. А. Безбородовой, А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунской, Н. А. Ветлугиной и А. В. Кенеман, адаптировав их методики к младшему дошкольному возрасту и взяв за основу неигровые формы тверского детского фольклора.

Так, определяя уровень сформированности чувства ритма у до-школьника, мы воспользовались потешками «Идет коза рогатая…», «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки…», «Андрей-воробей, не гоняй голубей…»[8, с. 91], предлагая их прохлопать и простучать погремушкой.

При определении уровня сформированности музыкальной памяти детям предлагалось пропеть хорошо знакомую им потешку «Дин-дон, дин-дон, загорелся кошкин дом…», «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду…», «Сорока-сорока, где была-далеко…»[8, с. 73].

Степень эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку мы ис-следовали, сравнивая различные по характеру колыбельную «Котенька-Коток» и «песенку без конца» «Шла машина темным лесом.»[8, с. 147].

Предлагая детям пропеть колыбельную «Петушок, петушок, золотой гребешок…» или закличку «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко…», мы выявляем степень развитости звуковысотного слуха.

Мы предлагаем план проведения диагностических мероприятий для определения уровня сформированности музыкальных способностей дошкольников.

№№ Музыкальные способности Диагностическое задание Фольклорный материал.

1. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Слушание музыки и подбор эпитетов для характеристики музыкального образа. «Котенька-коток» колы-бельная, «Шла машина темным лесом…».

2. Чувство ритма Прохлопать и простучать погремушкой ритмический рису-нок. «Идет коза рогатая», «Лу-душки», «Андрей-воробей».

3. Музыкальная память Несколько раз прослушать, а затем пропеть потешку. «Дин-дон, загорелся козий дом», «Сорока-сорока, где бы-ла? Далеко…»

4. Звуковысотный слух. Пропеть знакомую потешку. «Петушок», «Солнышко-ведрышко»

Одна из форм организации образовательной работы — выбор репертуара для музыкальных занятий с дошкольниками. Неигровые фор-мы детского фольклора : колыбельные, попевки, потешки, пестушки, за-гадки — наделены яркой образностью и вызывают у детей живой эмоциональный отклик. Это позволяет включать их в содержание процесса обучения и успешно решать педагогические задачи, в том числе связанные с развитием музыкальных способностей дошкольников. А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская создали на основе малых форм детского фольклора педагогическую технологию развития у детей третьего года жизни интереса друг к другу, в которой попевки, потешки, пестушки становятся частью комплекса игр педагога с детьми [2, с. 613]. Например, педагог предлагает детям с использованием инвентаря (иг-рушечная кастрюлька) замесить тесто, приговаривая слова потешки:

Мешу, мешу тесто.

Есть в печи место.

Пеку, пеку каравай,

Головоньку валяй, валяй! [2, с. 401]

Таким образом, дети включаются в совместную игру, учатся общаться друг с другом.

Колыбельные песни — самое раннее музыкальное впечатление ребенка, основа его эмоциональной отзывчивости на музыку, а также формирования его первых певческих интонаций. Тверские колыбельные населяют традиционные персонажи: Серый Волк, Старик Бабай, Котенька-Коток, Зайка, в них также включаются имена детей, которых баюкают. Колыбельные могут носить развернутый характер и быть продолжительными, но чаще это очень небольшие по объему попевки, которые могут исполняться детьми вместе со взрослыми. На занятии, посвященном диагностике эмоциональной отзывчивости на музыку у детей второй младшей группы детского сада (возраст 3,5–4 года, педагог беседует с детьми о характере колыбельной «Котенька-Коток». Дети говорят, что песню малышу поет мама или бабушка, тихим голосом со спокойной интонацией, в медленном темпе. Затем дети вместе с педагогом разучивают колыбельную, мелодия которой строится на повторяющемся звуке соль с последующем ходом («восклицанием») на малую терцию вверх к си бемоль. Мелодия состоит из неоднократно повторяющегося мотива, который легко запоминается детьми. Текст колыбельной также вызывает живой интерес, особенно на словах: «я тебе коту-коту за работу заплачу — дам кусочек пирога, полну миску молока».

Пестушки как жанр музыкально-поэтического творчества народа обусловлен каким-либо действием ребенка, например потягиванием, плачем, болезнью, и призван был успокоить малыша. Потешка используется родителями и воспитателями для игры с ребенком. Простая мелодическая линия пестушки или потешки, часто не превышающая терции, способствует формированию звуковысотного слуха и певческих навыков. Большую радость вызывает у детей потешка «Пошел котик на торжок — купил котик пирожок. Пошел котик на улочку — купил котик булочку. Самому ли съесть или Бореньке отнесть? Я и сам укушу, я и Боре отнесу». Дети ждут (сюрпризный момент, чье имя назовет педагог следующим, песенка становится бесконечной, так как еще не названные дети тянут руку: «Я, я, я!» Таким образом, интерес является мотивационным фактором, способствующим лучшему запоминанию мотива и слов потешки, работая на совершенствование звуковысотного слуха, чувства ритма, эмоциональной отзывчивости на музыку, певческих навыков и коммуникативных навыков ребенка.

Ритмическая организация малых фольклорных форм является благодатным материалом для развития чувства ритма у дошкольников. Ритмический рисунок пестушек, потешек, песенок-прибауток легко воспроизводится и запоминается детьми. Перед исполнением потешки «Андрей-воробей» детям раздают бубны, ложки и погремушки (по группам) и предлагают простучать ритм сначала по очереди, а потом всем вместе. Дети приучаются к совместной деятельности, учатся слушать друг дру-га.

Малые формы тверского неигрового фольклора легко объединяются тематически в более крупные блоки, что позволяет инсценировать их и даже создавать целые спектакли, используя разные виды деятельности. Вот, например, план инсценировки, основанной на колыбельных песнях, объединенных центральным персонажем, в которую включаются сказочные герои.

1).Ах, баиньки, баиньки,

Прискакали заиньки.

Спит ли ваша девочка,

Девочка-припевочка?

Убегайте, заиньки!

Не мешайте баиньки.

Наша Таня сладко спит,

Крепкий сон ее манит.

2).Приди, котя, ночевать,

Мою деточку качать.

Я тебе коту-коту

За работу заплачу…

3) .Баю-баюшки, баю

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Схватит Таню за бочок. [8,с. 8, 11, 20]

Работа над этим фольклорным материалом ведется на протяжении нескольких занятий, представляя собой проектную деятельность до-школьников и их родителей, завершаясь совместным итоговым занятием. Проект охватывает занятия во всех образовательных областях: развитие речи, художественно-эстетическое развитие (ИЗО, музыка, физическая культура, познавательное развитие. Первоначальное знакомство с фольклорным произведением происходит на занятиях по родной литературе. На занятиях по изобразительному искусству дети передают свои впечатления в рисунке, аппликации или лепке. Музыкальные занятия посвящены драматизации, созданию музыкальных характеристик персонажей. Родители привлекаются к созданию декораций и осваивают роли взрослых персонажей. Дети декламируют фольклорные тексты, скандируют, исполняют речитативом, поют, водят хороводы, выполняют музыкально-ритмические движения.

Проект на тему колыбельных песен детского тверского фольклора.

№№ Образовательные области Работа над фольклорным произведением

1. Речевое развитие Знакомство с жанром колыбельной. Чтение фольклорных произведений. Беседа о про-читанном.

2. Худ. -эстетическое развитие (ИЗО) Рисование (карандаш, акварель, гу-ашь,аппликация по сюжету колыбельной.

3. Худ. -эстетическое развитие (музыка) Разучивание колыбельной по группам. Инсценирование песни.

Игровой фольклор содержит правила детской игры, заложенные в детской традиции. Тематика игрового детского фольклора определяет его жанровое многообразие (считалки, дразнилки, загадки, страшные истории). Так, например, заклички основаны на древнем обрядовом фольклоре взрослых и включают воззвания к растениям, животным, явлениям природы. Эти короткие приговоры-попевки обладают простым повторяющимся ритмическим рисунком, а также крайне небольшим секундовым диапазоном, что позволяет включать их в упражнения для формирования певческих навыков. Кроме того наличие короткого, яр-кого сюжета дает возможность сопровождать ритмическими движениями закличку:

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошечко!

Там твои детки

Сидят на загнетке,

Лепешки валяют,

Тебя поджидают [8,с. 107].

Особенность детского игрового фольклора заключается в его синкретичности. Дошкольники легко справляются с одновременным исполнением текста, интонированием, ритмическими движениями, драматизацией. Участвуя в инсценировке детских попевок, ребенок развивает свои исполнительские способности.

На развитие творческой деятельности — одного из важных компонентов в структуре музыкальных способностей — оказывает значительное воздействие включение в репертуар музыкальных занятий игровых песен и хороводов. С игрой всегда связаны обрядовые календарные праздники, а народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, которое должно стать достоянием последующих поколений.

Большой простор для творческой деятельности дошкольников представляют хороводы. Очень эмоционально, даже азартно ребята принимают участие в хороводной игре «Пошла коза по лесу…» [8,с. 155]. В нее включаются даже дети с коммуникативными проблема-ми, так называемые «молчуны» и «буки». Коллективное распределение ролей и желание быть выбранным, возможность проявить себя в танце-вальных движениях и пении заставляет детей активно включаться в игру.

Сразу несколько педагогических задач в познавательном развитии решаются при помощи включения в образовательный процесс таких форм фольклора как загадки и считалки. Например, на интегрирован-ном занятии (музыка и математика) обучение счету можно построить на следующих считалках:

К одной маленькой пеструшке

На обед пришли подружки.

Три хохотушки, три несушки

Сколько курочек в избушке?

Вскипятила чайка чайник

Пригласила восемь чаек

Приходите все на чай!

Сколько чаек, отвечай! [8,с. 149]

С помощью произведений детского фольклора Тверского региона педагог ДОО на музыкальных занятиях решает логопедические задачи, группируя попевки по требующему коррекции признаку. Например, осваивая шипящие буквы, дети скандируют на занятиях: «Дождик, дож-дик, пуще! Дам тебе гущи» [8,с. 108] и т. д.

Таким образом, использование малых форм тверского детского фольклора является оптимальным с точки зрения образовательного процесса детей дошкольного возраста. Включая различные образцы тверского детского фольклора в репертуар музыкальных занятий, педагог не только использует их воспитательное и познавательное значение, приобщает ребенка к духовным и культурным традициям своего наро-да, но и приучает дошкольника к интонационному строю родной речи, насыщая его аудиальное пространство произведениями детского фольклора Тверского региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асонова Е. А. Детский фольклор как источник развития и бытования детской литературы. //Детский сад : теория и практика. -№6.-2013-с. 70-77

2. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой : современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей младшего и дошкольного возраста : учеб. -метод. пособие. С. -П. : Детство-Пресс, 2013. 656 с.

3. Коряжкина Е. А. Инновационная модель инкультурации и социализации детей-детский фольклорный центр «Золотой петушок»//Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 3.-2013.-с. 44-53

4. Кононова И. В. Фольклор как средство адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания // Современный детский сад. 2015. №7. С. 37–40.

5. Максимова С. И. Дошкольник и история. Формирование основ исторического мышления у детей дошкольного возраста. //Детский сад : теория и практика. -№9.-2011. Режим доступа: https://editionpress.ru/detsad_9.html Загл. с экрана. Дата обращения -20.05.2016

6. Милюгина Е. Г. Введение в культуру родного края. Формирование культуроведческих компетенций младших школьников на материале ре-гионального фольклора // Детская литература и воспитание: сб. науч. тр. Тверь : Твер. гос. ун-т, 2013. Вып. 10. С. 141–164.

7. Осенеева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников : учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. М. : Академия, 2001. 368с.

8. Тверской детский фольклор / сост. Л. В. Брадис, В. Г. Шомина. Тверь : ТОДНТ, 2001. 179 с.

9. Теплова А. Б. Формирование образа семьи у детей раннего возраста средствами материнского фольклора // Детский сад : теория и практика. 2014. № 12. С. 56-65.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155. Режим доступа:https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/doshkolnoe-obrazovanie/fgos/fgos-do.html.Загл. с экрана. Да-та обращения 26.06.2016.

Корнакова Марина Георгиевна - музыкальный руководитель МБДОУ № 32 г. Солнечногорска Московской области; e-mail : marina-baltika@mail.ru

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио»Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Дидактическое пособие для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное трио» Автор: Шубенкова.

Конспект из цикла музыкальных занятий, посвященных летнему периоду «На лугу» для детей младшего и среднего возрастаКонспект из цикла музыкальных занятий, посвященных летнему периоду «На лугу» для детей младшего и среднего возраста «На лугу» (Сюжет этого занятия подходит младшему и среднему дошкольному возрасту) (Все действие начинается в группе, муз. рук-ль здоровается.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тверской детский фольклор как средство развития музыкальных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2022 в 13:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тверской детский фольклор как средство развития музыкальных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Корнакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД