Мусатова Василиса Владимировна
Туристический поход «Вместе весело шагать и здоровья набирать»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей во время туристического похода.
Задачи:
1. Закреплять расширенное представление у детей и родителей о сохранении здоровья через активный отдых на природе.
2. Развивать выносливость, терпение, чувство взаимопомощи.
3. Упражнять детей в ходьбе на длительное расстояние. Прививать детям и совершенствовать у взрослых навык ориентировки на местности, разбираться в карте схеме маршрута.
4. Развивать физические качества, обеспечивая высокую двигательную активность детей. Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Публикация «Туристический поход „Вместе весело шагать и здоровья набирать“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
5. Показать детям и родителям красоту и очарование весенней природы. Воспитывать стремление бережно относиться к окружающей природе.
6. Создать атмосферу радости и дружелюбия, доставляя детям и родителям удовольствие от совместной двигательной деятельности.
Предварительная работа с детьми:
1. Познакомить детей с разными картами и схемами маршрутов.
2. Побеседовать о типичных изменениях в природе в разные периоды весны.
3. Закрепить название деревьев, насекомых, птиц, весенних цветов и их предназначение в природе.
4. Повторить правила поведения на природе, правила дорожного движения.
5. Разучить стихи о походе, о путешествиях.
6. Разучить подвижные игры, дыхательные упражнения.
Предварительная работа с родителями:
1. Обговорить план - маршрута туристического похода.
2. Помощь в приготовлении необходимой экипировки для похода.
3. Продумывание и изучение маршрута движения, осмотр места проведения похода.
4. Перед прогулкой проверить одежду и обувь детей.
5. Приготовить воду для питья и мытья рук, аптечку, спортивное оборудование.
Время года: Весна
Срок проведения: май 2019г.
Место проведения: Прибрежная поляна у реки Хопер.
Время проведения: Первая половина дня, выход после завтрака 10-00.
Форма: Спортивная, по сезону.
Длительность: 2 часа 10 мин.
Расстояние: 3 км.
Оборудование: Рюкзаки, карта-схема, веревка, гимнастические коврики, магнитофон с детскими песнями, 2 мяча, 2 больших обруча, кегли, шарф, питьевая вода, одноразовые стаканы, аптечка, влажные салфетки, мусорные пакеты.
Участники: Дети подготовительной группы. Родители детей. Воспитатель группы, младший воспитатель.
Содержание прогулки — туристического похода :
1. Организационный момент (сбор группы, сплочение детского коллектива) :
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся в поход.
Много нас открытий ждёт.
А поход наш не простой,
Слёт туристов, вот какой!
С вами мы сейчас не дети
Взрослые туристы мы.
Справимся со всем отважно
Преодолеем всё на пути.
Наш туристический поход
Нам здоровье принесёт.
Повторение поведения детей во время похода за пределами участка дошкольного отделения:
1. Перед прогулкой надо построиться по два человека в ряд, держаться за руки.
2. В руках не должно быть никаких предметов или игрушек (игрушки или предметы находятся только у взрослого).
3. Выходить на территорию детского сада без сопровождения взрослого запрещается.
4. Во время пешеходной прогулки необходимо: • соблюдать дистанцию между парами, • идти спокойным шагом, • не толкать впереди идущих товарищей, • не дергать их за одежду, • не ставить подножки, • не задерживать движение (если по какой-то причине надо остановиться, предупреди воспитателя, все остановятся и тебя подождут, • будь внимательным, следи за воспитателем, • идти только по тротуару с правой стороны, • запрещается ходить по поребрику, который отгораживает дорогу от тротуара.
5. Переходить проезжую часть только со взрослым, по пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора.
6. Запрещается подбирать с земли различные предметы (игрушки, бумажки, бутылки и т. д.).
7. Нельзя подходить и гладить незнакомое животное.
8. Запрещается уходить с посторонними людьми.
9. В случае даже незначительного ранения, ушиба, плохого самочувствия (усталость) немедленно обратиться к воспитателю.
Наш девиз: «Вместе весело шагать и здоровья набирать»
Разминка:
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель:
Хотим узнать мы очень много, отправляемся в дорогу (ходьба на месте).
Побываем тут и там, поглядим по сторонам (повороты корпусом).
Вот надели мы рюкзак и сказали дружно так (круговые движения рук у плеч вперёд и назад) :
«Вещи нужные возьмём и в поход скорей пойдём (наклоны вперёд). Веселей вперёд шагай, от друзей не отставай» (ходьба на месте! проверка удобности снаряжения (рюкзаков, сумок, спортинвентаря)
Воспитатель: Ребята, так как мы сегодня настоящие туристы, то мы ещё с собой должны взять карту маршрута. Для чего нам она нужна, как вы думаете?
Рассматривание карты: место отправки в поход, храм, скамейка, поляна (Краткое сообщение о маршруте) По карте маршруту мы будем ориентироваться, идти к нашему привалу. Ну что мы готовы, тогда в путь. (Продолжительность пути 15 мин).
(Построение в колонну друг за другом, в конце, в середине и начале колоны встают родители, рядом с детьми, идут до 1 привала)
Первая станция «Храм» (на карте нарисован храм). Дети и родители отдыхают и выполняют дыхательное упражнение: «Ветер»
Цель: укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.
И. п. – Стоя. Мышцы расслаблены. Сделать полный вдох носом, втягивая в себя живот. Сделать полный выдох, выпячивая живот и ребра. Задержать дыхание на 3-4 сек. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.
(Продолжительность отдыха 3-5 мин – осмотр здания храма. Рассказ воспитателя об истории храма, его строительстве и назначении)
Храм Воздвижения Христа Господня. В 2008 году Епископом Саратовским и Вольским Лонгином (ныне Митрополит) был совершен чин основания храма. 14 сентября 2013 года в строящемся храме была совершена первая Божественная литургия.
Далее продолжать путь до второй станции «Скамейка» (на карте нарисована скамейка)
Река Хопер. Длина 980 км, Дно, как правило, песчаное; течение быстрое. В долине Хопра — много стариц. В реке водится много видов рыб: судак, язь, чехонь, сом, щука, окунь, лещ, карась, жерех, голавль, плотва густера, уклейка, елец, калинка, белоглазка, подуст, и другие.
Встречаются у реки лоси, зайцы, серые цапли, лебеди, орлы, соколы, совы, соловьи, утки, бобры, речные черепахи, змеи (ужи и гадюки) и т. д. Ранее обитали зубры, ныне истреблённые.
Уникальная природа сделала Хопёр излюбленным местом для туристов.
По легенде, в этих местах жил старик Хопёр. Шёл он как то степью и увидел, как из земли бьют 12 ключей. Старик взял лопату и соединил все эти ключи в один большой поток, на котором построил мельницу и молол здесь зерно для крестьян из окрестных деревень. А реке потом дали имя её создателя.
У истоков реки Хопёр близ села Кучки Пензенского района Пензенской области установлен памятник «Старик-Хопёр» работы скульптора Андрея Смелого.
Хопёр берёт начало в центральной части Пензенской области, в пределах Приволжской возвышенности, течёт по возвышенной местности в юго-западном направлении, впадает в Дон близ станицы Усть-Хопёрская.
После рассказа о реке Хопер спуск на поляну и отдых (садятся на приготовленные коврики)
Третья станция «Поляна»
Проведение инструктажа на природе.
1. Нельзя залезать на деревья, отламывать ветки, прятаться в кустарнике, за деревьями (от воспитателя).
2. Во время прогулки соблюдать правила культурного поведения: не толкаться, не бросать друг в друга посторонние предметы, не драться, не брать в руки посторонние предметы.
3. Использовать выносной материал по назначению.
4. Во время подвижных игр не хватать товарища за шарф, не подставлять подножки во время бега.
5. В случае получения травмы сразу обратиться к воспитателю.
6. Не подходить к посторонним людям без разрешения.
7. Играть в местах, разрешенных воспитателем.
8. Внимательно слушать воспитателя во время беседы.
Задание 1. Отгадать загадки про весну.
1 Я раскрываю почки
В зелёные листочки
Деревья одеваю
Посевы поливаю.
Движения полна
Зовут меня (Весна)
2 В ночь мороз
С утра капель
Значит на дворе капель. (Апрель)
3 Зеленеет даль полей
Запевает соловей
В белый цвет оделся сад
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет, угадай
Что за месяц это? (Май)
4 Здесь на ветки чей то дом.
Ни дверей там, ни окон.
Но птенцам там жить легко
Дом такой зовут (Гнездо)
5 Шорохом неслышных лепестков
Жемчуг белоснежный распустился
Свежим нежным крохотным цветком.
Из под снега к солнцу устремился. (Подснежник)
6 Белые горошки на зелёной ножке. Это весенний цветок. (Ландыш)
7 Шёл я лугом по тропинке
Видел солнце на тропинке
Но совсем не горячи
Солнца жёлтые лучи. (Одуванчик)
Задание 2. Туристы дружный народ. Сильные, здоровые, ловкие. Двайте с вами оиграем и выполним наши туристические задания.
1. Мы по мостику пойдём. На тот берег перейдём - Ходьба в кругу на месте
2. Дальше глубже в лес зашли
Налетели комары.
Руки вверх, хлопок другой.
Комары над головой. – Прыжки, на месте хлопая в ладоши, над
головой
3. Комариков перебьём и к болоту подойдём.
Перейдём преграду вмиг.
По кочкам прыг, прыг. - Прыжки поочерёдно, на правой и левой ноге
4. Под кустом пролезть не страшно,
И под ёлкой не опасно. - Участники присаживаются на корточки и
передвигаются в рассыпную
5. Мы шагали, мы шагали
выше ноги поднимали.
Дышим ровно глубоко. Видишь, как идти легко.
Дыхательное упражнении: «Цветок распустился»
Цель: укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И. п. - Стоя руки перед грудью ладошки вместе, бутон цветка. Сделать полный вдох, руки поднять вверх и развести их в стороны, цветок распустился. Сделать выдох, руки вернуть в И. п.
Задание 3. Построение в 3 колонны, проведение игры «Будь внимателен» - пока звучит музыка, дети разбегаются и показывают заданных животных водящим, как только музыка останавливается, дети возвращаются на свои места.
Задание 4. Проведение эстафет (дети делятся на 2 команды) :
- передать мяч над головой, вернуть его назад передавая между ног.
- переправить команду на другой берег с помощью обруча.
- бег парами.
- пропрыгать на двух ногах до ориентира, бегом вернуться назад.
- перетягивание каната.
Дыхательное упражнение: «Радуга обними меня»
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
И. п. : стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3-4 секунды. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо.
Задание 5. Вопросы. Отвечают дети, а родители только помогают.
1 О каком дереве говорят: Белая нога, зелёная одежда, в ушах серёжки? (берёза)
2 Назови весенние цветы? (ирис, гусиный лук, подснежник, одуванчик, ландыш, тюльпан, медуница, примула, крокус)
3 Какой гриб растёт под осиной? (подосиновик)
4 Почему стрекозу называют хищницей? (она питается насекомыми комарами, мошками, хватает добычу на лету)
5 Сколько лап у паука? (6)
6 Какие насекомые опыляют цветы? (бабочки, пчёлы, осы, шмель)
7 Кто в лесу строит муравейники? (муравьи)
8 Как называется дом у пчёл? (улей)
9 Кто свой дом носит на себе (улитка)
10 Как называется дом у белки? (дупло)
Задание 6 Подвижная игра «Вышибалы»
Цель: развитие ловкости, выносливости, меткости, координации движений, быстроты реакций, двигательных и коммуникативных способностей, закрепление и совершенствование умений и навыков владения мячом.
Два игрока становятся друг напротив друга на расстоянии приблизительно семи шагов, где при помощи мела на асфальте игровой площадки прочерчиваются две ровные прямые линии. Они — «вышибалы».
Третий игрок занимает место примерно посередине между ними. Задача первого и второго участников заключается в том, чтобы «вышибить» третьего игрока, попав в него мячом, поэтому они бросают его именно таким образом, чтобы задеть. Третий же по счету ребенок должен всеми силами стараться увернуться от летящего в его сторону мяча. Если двум игрокам это удается, то третий участник меняется местами на время с тем из ребят, который попал в него. Далее игра продолжается по тем же правилам до тех пор, пока каждый из играющих детей не побывает в роли «вышибаемого».
Воспитатель: Славно мы повеселились.
Очень крепко подружились
Соревновались и играли
Все вокруг друзьями стали.
Подводятся итоги туристического похода. Всем ребятам вручаются медали.
Воспитатель: Солнышко, солнышко взгляни на нас, какие мы дружные и весёлые. Свети нам солнышко в обратный путь домой. Наш поход завершается, пред тем как отправится назад в дошкольное отделение, давайте соберем свои вещи, посмотрим не оставили ли за собой мусор.
Объявляется общий сбор группы. Дети, родители собирают рюкзаки спортивный инвентарь, встают парами
Все возвращаются в дошкольное отделение. По дороге дети вспоминают, как они провели время, что нового узнали, увидели, в какие игры играли, делятся впечатлениями.