Наталья Фогель
Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактического пособия «Волшебный фонарик»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционное направление работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР является приоритетным, поэтому вся работа, в том числе по первичному ознакомлению детей с трудовым воспитанием, осуществляется в тесном контакте с учителем-логопедом, и ее эффективность во многом зависит от способа и подачи материала. Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте является развитие игровой деятельности детей.
Публикация «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством дидактического пособия „Волшебный фонарик“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Особенность логопедической работы заключается в многократном, разностороннем и игровом повторении и закреплении одного и того же материала, а это достаточно скучно и однообразно, дети часто теряют интерес к материалу, что приводит к снижению эффективности усвоения и качества работы детей с ТНР. Именно игровая деятельность способствует появлению заинтересованности, позволяет замотивировать и заинтересовать детей. Но логопедическая работа не принесёт желаемого результата без использования наглядного материала.
Все дети от природы любознательны, и любят все интересное и новое. Особенно привлекают детей сюрпризы и что-то необычное, зрелищное.
Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с детьми, а фонарик доступен и безопасен для детей. Это настоящая магия и волшебство!
Игры с фонариком - это и игра и возможность использования разнообразного наглядного материала. Идею игр с фонариком разработала Коняхина Наталья Анатольевна город Обнинск, которая выкладывает свои авторские пособия в социальной сети ВКонтакте с хештегом #занятияКоняхиной для детей с особыми потребностями для бесплатного распространения. Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на такую игру.
Использование фонарика на логопедических занятиях по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ позволяет замотивировать детей на совместную игру, способствует улучшению концентрации внимания, а самое главное, решает коррекционные задачи трудового воспитания.
Дети будут не просто наблюдать за действиями, а примут активное участие в процессе. Изюминка этого метода – в нетрадиционном использовании фонарика и картинок. Посветив на картинку, мы можем узнать, кто спрятался за ней. С его помощью можно побыть настоящим магом, волшебником.
Технология выполнения игр с фонариком совсем простая. Необходимо подобрать предметные картинки в соответствии с темой, поставленными задачами, а также подобрать фон, за который эти картинки будут спрятаны. Листы с предметными картинками и фоном склеиваются, для долговечности и практичности лучше ещё их заламинировать и всё, игра готова. Осталось только подсветить картинку сзади фонариком.
Например, изучая тему «Откуда хлеб пришел?», мы знакомим детей с трудом тракториста, комбайнера, пекаря. А изучая тему «Домашние животные» мы даем знания о труде фермера, доярки, ветеринара. Ознакамливаем детей с трудовыми действиями и орудиями труда, важностью этих профессий, личными и профессиональными качествами людей, задействованных или связанных этим трудом.
Если взять тематические картинки с нарисованными на них кабинетом врача, кабинетом учителя, швеи или, например, полицейского, а сзади этой картинки поставить фигурки людей, чей труд соответствует картинке и направить луч света с обратной стороны, то детям сразу станет видно «Кто чем занимается и как выглядит представитель той или иной профессии». Параллельно закрепляется навык правильного звукопроизношения; актуализация и обогащение словарного запаса; развитие лексико-грамматического строя речи; развитие связной речи;
Игры с фонариком можно адаптировать под разные возрастные категории, под разные возможности детей и использовать на индивидуальных занятиях, на подгрупповых и фронтальных.
Таким образом, логопед создают условия для трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по профориентации, учитывая особенности детей с ТНР. Все профориентационные мероприятия, проводимые для детей с ТНР на базе дидактического пособия «Волшебный фонарик», комплексно решают задачи по изучению трудовой деятельности, самоопределения воспитанников и коррекции их речевых нарушений.