Нина Савельева
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.
Труд способен :
-укрепить физические качества;
-развить умственные способности; повлиять на мышление, так как есть необходимость сравнивания, сопоставления предметов и т. д. ;
-развить самостоятельность, ответственный подход, инициативу;
Публикация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.
Задачи:
-сформировать положительное отношение к трудовой деятельности взрослого, вызвать желание помочь; развить трудовые умения, усовершенствовать их;
-воспитать такие качества, как привычка к труду, ответственность, забота, бережливость;
-сформировать навыки в организации рабочего процесса;
- формировать доброжелательные отношения детей друг к другу, учить оценивать деятельность других, делать замечания.
Виды и условия организации труда детей :
Хозяйственно-бытовой труд.
Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.
К хозяйственно-бытовому труду относят деятельность взрослого мира, что понятна детям. Это: протирание пыли. стирка. мытье предметов, посуды и т. п.
Основная деятельность – помощь взрослым. Детей можно попросить : 1. убрать свои игрушки;
2. сложить книги; подготовить стол к занятиям;
3. убрать после обеда посуду со стола;
4. помыть мебель и т. д.
Самообслуживание.
Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости.
С раннего детства детям прививаются навыки самообслуживания, которые жизненно необходимы. Умения вырабатываются благодаря повторениям действий, и постепенно перерастают в привычку.
Чему должен научиться каждый ребенок:
1. Раздеваться, одеваться. При этом важно привлекать внимание к себе (смотреться в зеркало, замечать изменения во внешности у сверстников, выучить названия предметов гардероба, размещать вещи по своим местам). Проводятся игры, в которых определяется порядок или непорядок, уход за куклами.
2. Умываться, мыть руки без напоминаний, использовать мыло, полотенца, открывать краны.
3. Причесываться.
4. Ухаживать за ртом и носом (чистить зубы, пользоваться носовым платком).
5. Своевременно пользоваться туалетом.
6. Следить за своей чистотой во время еды.
7. Следить за порядком вокруг себя.
Ручной труд.
Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
С помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
В сюжетно-ролевой игре: покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни.
С помощью дидактических игр: «Кому это нужно» — показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их предназначения; «Что хочет делать кукла?» — обыгрывание предположительных действий, определение необходимого инвентаря для работы; «Для чего это нужно?» — на основе изображений дети отгадывают действия; «Угадайте, что я делаю» — показ действий, профессий с помощью движений, звуков и мимики.
Труд в природе.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.
Летом дети больше находятся на улице, где есть много возможностей организовать труд. Воспитатель может давать простые поручения:
-вынести игрушки на игровую площадку;
-помогать взрослым в облагораживании территории;
-убирать мусор (веточки, бумажки);
-поливать песок, цветы; высаживать семена;
-ухаживать за животными в природе.
Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме.