Юлия Махонина
Трудности общения детей со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемы трудностей общения ребенка со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Эти трудности могут выражаться в том, что ребё нок не может адекватно общаться с детьми: боится и избегает контактов с ними, не может установить соответствующих отношений, не усваивает навыки общения со сверстниками.
Публикация «Трудности общения детей со сверстниками» размещена в разделах
Нарушение общения и связанное с ним отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к формированию неблагополучных межличностных отношений. Исследуя особенности общения и взаимоотношений детей-дошкольников в игровой деятельности, А. А. Рояк отмечает два типа трудностей общения : операциональные (трудности исполнительской стороны игровой деятельности, возникающие из-за недостатков знаний, способов их реализации) и мотивационные (возникающие в связи с изменениями в мотивационной сфере, в результате чего потребность в общении не является ведущей).
Также могут отмечаться трудности, связанные с включением в общую деятельность: невыполнение детьми режимных моментов, нежелание включаться в занятия, упрямство и т. д. Вследствие данных проблем ребенок может считаться «не детсадовским», имеет трудности с адаптацией и не может посещать дошкольные учреждения. В основе этого явления может лежать множество факторов. В целом все они связаны с общими проблемами современного общества, кризисным состоянием многих его сфер, общей дезадаптированностью людей в данной ситуации. Разрушены старые и еще не до конца сложились новые общественные устои, системы отношений. Это также касается и устоев семейных отношений, норм семейного и городского воспитания.
Многие дети не имеют полноценного опыта отношений со сверстниками, испытывают дефицит в удовлетворении потребности в данном общении, причем часто отмечается переизбыток контактов со взрослыми.
Несмотря на то, что для полноценного развития дошкольника важен процесс общения со взрослыми, и, прежде всего, с родителями, роль общения со сверстниками также велика : для формирования личности оно играет важнейшую роль, т. к. удовлетворяет потребности ребенка в равноправных отношениях, взаимопонимании в сотрудничестве, а также дает возможность иметь партнера в сюжетно-ролевых играх. В старшем дошкольном возрасте это позволяет проигрывать конкретные и обобщенные роли взрослых, усваивать нормы поведения и общения, т. е. способствует формированию всех сфер личности – эмоционально-волевой, мотивационно-потребностной, познавательной. В связи с этим у детей, имеющих трудности общения со сверстниками, может страдать сформированность как некоторых сфер личности в целом, так и отдельных их компонентов. Причина этого явления, коренится прежде в несформированности, задержке развития эмоциональной сферы; внешне это проявляется в тревожности, иногда в агрессивности, негативизма.
У детей, имеющих трудности в общении со сверстниками, может отмечаться плохая адаптивность к условиям, в которых не присутствуют близкие, с трудом усваиваются нормы общения, социальные эталоны, наблюдается несформированность социальных эмоций.
Психологи отмечают, что социальные эмоции формируются в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками, так как в данный момент происходит опосредование непосредственных эмоциональных реакций детей эмоциональными эталонами, содержание которых задается окружающим ребенка социумом и определяется той культурой, теми особенностями межличностных отношений, которых воспитывается ребенок.
Дети, имеющие дезадаптации в общении со сверстниками, характеризуются некоторыми общими особенностями поведения:
• отказ от вступления в межличностные и групповые отношения с детьми;
• агрессивное, отпугивающее или защитное поведение, уход от прямых контактов со сверстниками, проявление тревожности, элементов аутичности в поведении, что может выступать как использование ребенком механизмов психологической защиты.
Эти особенности чаще встречаются у «домашних» детей, не посещавших дошкольные учреждения и не имевших большого опыта общения со сверстниками, хотя дезадаптации поведения, склонность к х появлению могут быть обусловлены как внутренними особенностями личности самого ребенка, так и внешними социальными причинами его воспитания в семье.