Олеся Болкунова
Тропинки здоровья в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Тропинки здоровья в логопедической работе
В процессе введения ФГТ и ФГОС учитель-логопед должен обладать основными профессиональными компетенциями (в том числе владеть информационно-коммуникативными технологиями, учитывать особенности детей (в том числе и тендерные). Взаимодействие с ребёнком должно основываться на субъективном отношении учителя-логопеда к ребёнку, индивидуальном подходе, мотивационном подходе и доброжелательном отношении.
Публикация «Тропинки здоровья в логопедической работе» размещена в разделах
В логопедической практике применяются технологии, которые способствуют успешной реализации ФГТ в школе, а именно, успешной коррекции речевых нарушений. Это такие технологии как: игровая, коммуникативная, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая. Насущными проблемами в логопедическом направлении современной коррекционной педагогики являются:
сохранение физического и психического здоровья детей с нарушением
речи;
нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;
коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной
стороны речи;
успешная социализация детей с дефектами речи.
В логопедической практике редко встречаются воспитанники, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Воспитанники с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
нарушение дыхания и голосообразования;
нарушение общей и мелкой моторики;
расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
повышенная утомляемость;
заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
нарушение оптико - пространственного праксиса;
неустойчивость внимания;
расстройство памяти (особенно слуховой)
несформированность мышления;
задержка развития воображения.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для обучающихся с нарушениями речи. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Изучая педагогический опыт коллег, я встретила различное описание системы применения подобных технологий. Наиболее удобным считаю деление здоровьесберегающих технологий на три категории:
технологии сохранения и стимулирования здоровья;
технологии обучения здоровому образу жизни;
коррекционные технологии.
Поэтому педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять
не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое
состояние ребёнка. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и
лечебной.
Здоровьесбережение тесно перекликается с целями и задачами каждой НОД, каждого этапа коррекционной работы и применяется с максимально индивидуальным подходом к каждому обучающемуся. Кроме того, совместно с учителями мы разрабатываем условия создания здоровьесберегающей среды для обучающихся, занимающихся на логопедических занятиях. Так по рекомендации логопеда, учителя в течение дня проводят с детьми пальчиковую, артикуляционную, дыхательную гимнастику, логоритмические игры и упражнения на релаксацию.
Опыт работы с данной категорией обучающихся показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.
Плохо говорящие ученики, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом.
На сегодняшний день имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь используемый материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
К ним относятся кинезиология, различные виды логопедического массажа, су-джок-терапия, гимнастика Стрельниковой, дыхательный тренажёр Фролова, фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, различные модели и символы, активно внедряются в коррекционно-развивающии процесс мультимедийные средства коррекции и развития.
Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и
активизации нарушенных психических функций.
Задачи:
обучитьдетей методам и приёмам сохранения здоровья и
восстановления сил;
обучить ориентировке в пространстве, в собственном теле;
обучить снятию напряжения, развитию переключаемости;
обучить правильному дыханию, длительному плавному выдоху;
обучить приёмам самомассажа кистей и пальцев рук;
обучить умению слушать и слышать звуки природы, музыку с целью
расслабления, создания благоприятного эмоционального фона.
На логопедических занятиях мною используются как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающих технологий : мышечная релаксация, дыхательная артикуляционная и пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмика.
У детей-логопатов при этом происходит :
улучшение памяти, внимания, мышления;
повышение способности к произвольному контролю;
улучшение общего эмоционального состояния;
повышается работоспособность, уверенность в себе;
стимулируются двигательные функции;
снижается утомляемость;
улучшаются пространственные представления;
развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
стимулируется речевая функция;
улучшается соматическое состояние.
Правильная организация учебной деятельности сохраняет работоспособность, исключает переутомление обучающихся (занятия строятся с учетом работоспособности воспитанников, используются средства наглядности, благоприятный эмоциональный настрой).
Для занимательной деятельности с использованием технологий здоровьесбережения характерны следующие моменты:
в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;
в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные
и физические упражнения;
в каждом занятии ведется работа над усвоением лесико-грамматического строя речи;
динамические паузы и физминутки, несут дополнительную речевую
нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество
детей;
предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
Опыт работы убедительно доказывает, что стойкость
результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят и педагоги, родители. Педагоги и родители готовы активно участвовать в коррекционно-образовательном процессе своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых логопедических знаний и умений. В этом направлении широко используются информационно-обучающие приемы, которые способствует повышению логопедической грамотности, как педагогов, так и родителей.
Для педагогов систематически проводятся консультации, беседы, мастер-
классы, семинары-практикумы, открытые занятия. Осуществляя преемственность в работе,учителя также используют в своей работе элементы здоровьесберегающих технологий.
При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) интереснее и важнее является обучение родителей практическим приёмам работы. В гостиной Златоустия прошли практикумы «Научись правильно дышать, малыш» и «Познакомимся с артикуляционной гимнастикой». Интересно проходят занятия в семейном клубе «Умелые пальчики». При обсуждении темы «Тренируем пальчики - развиваем речь» родители познакомились с пальчиковыми играми и упражнениями, научились делать самомассаж пальцев рук, изготовили интересные поделки.
В процессе коррекционной работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Только комплексное воздействие на ребенка даёт успешную динамику речевого развития. Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.