Ирина Романова
ТРИЗ в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Дошкольное образование находится на новом этапе развития. Перед ним стоит множество сложных проблем: обеспечение современного качества дошкольного образования, повышение ответственности за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В свете требований ФГОС ДО перед педагогами стоит одна из главных задач – задача создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование познавательных интересов и творческих способностей. Для решения поставленных задач в современном подходе образования, любой педагог становится на путь творческого поиска.
Темочки:
Работа учителя-логопеда дошкольной организации не является исключением. Помимо специфических коррекционных задач, логопед должен решать задачи, направленные на развитие личности ребенка в целом. Однако добиться этого с помощью традиционных приемов работы не всегда является возможным. ТРИЗ – технология (Теория Решения Изобретательских задач, созданной Г. С. Альтшулером еще в советские годы и не потерявшие свою актуальность и сегодня, является одним из эффективных приемов и методов коррекции речи и отвечает задачам, поставленным перед педагогом в полноценном развитии современного ребенка.
ТРИЗ – это система игр, упражнений, заданий, использование которых в образовательном процессе, решает несколько основных задач:
- максимально увеличить эффективность усвоения программы;
- превращает занятия в увлекательный творческий поиск;
- повышает самооценку ребенка.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить системно мыслить. Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем», что дает возможность проявить свою неповторимость, уникальность, приучает детей нестандартно мыслить. ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без длительных заучиваний.
В арсенале ТРИЗ существует огромное количество различных методов и приемов. Но, к сожалению, не все предложенные методы логопеды могут использовать в своей коррекционной работе. Но некоторые игры очень эффективно помогают решить коррекционные задачи, из них и сложилась небольшая картотека игр с элементами ТРИЗ.
Игры для развития лексико-грамматической стороны речи.
Игра: «Слово за слово» или «Поезд»
Суть игры заключается в подборе слов существительных или прилагательных, сходных по каким-либо качествам. Своими ответами дети составляют своеобразные вагончики, соединенные между собой. (Например, исходное слово «Зима» - какая?-Снежная, холодная, морозная, серебряная. - А что ещё бывает серебряным? - Кольцо, цепочка, часы. - А какие бывают часы? - Наручные, напольные, ходики, песочные … и т. п.)
Игра «Один – много»
Суть игры - находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много» и употреблять слова существительные в родительном падеже. ( Например: Ребята, сколько у меня расчесок? (одна). - Чего в расческе много? (зубчиков) и т. п.)
Игра «Префиксы»
(Игра подходит для читающих детей) Цель игры - научить комбинировать слова с префиксами, получая новые интересные слова, придумывая рассказы.
На доске пишутся с левой стороны префиксы (аэро, мото, само, аква, супер, авиа, анти и т. д.) а с правой любые объекты ( можно в картинках: поезд, сани, диван, молоток, игла). Затем по примеру педагога дети присоединяют префикс к желаемому слову: аэросани, суперпоезд и т. п. Далее дети обсуждают все интересные слова и называют их положительные и отрицательные стороны
Игры для автоматизации звуков
Игра «По кругу»
Дети сидят вокруг стола. В руках логопеда стопка перевернутых карточек с картинками на нужный звук. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «рыба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, предположим: «Рыба аквариумная». Картинка передвигается к следующему игроку. «Рыба речная», «Рыба хищная», и пр., - поочередно говорят участники игры, передвигая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку «рыба» у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становиться обладатель наибольшего количества картинок.
Игра «Антилогическое лото»
Для игры понадобятся две группы карточек с картинками на автоматизируемый звук. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.
Логопед поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы логопед перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладывают их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «телевизор» оказалась карточка с изображением «крышки чайника». Игрок отвечает на вопрос логопеда : «Как крышка чайника оказалась на телевизоре?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок и ха каждую интересную «изобретательскую идею» получают очко.
Игра «Запоминай-ка»
Для игры подбираются предметные картинки на автоматизируемый звук. Логопед перетасовывает картинки и выкладывает их попарно перед игроками. Двум участникам игры предстоит запомнить и назвать от пяти до двадцати (возможно и более) пар картинок. Логопед предварительно объясняет детям, что сделать это совсем не сложно, если «связывать» пары логически. Причем, чем забавнее и образнее эта связь, тем она надежнее.
Например: слон - футбольный мяч, слоны играют в футбол.
После того, как первый игрок вслух «свяжет» предложениями первые десять (или сколько сможет) пар слов, логопед предлагает второму игроку вспомнить, что лежит под каждой картинкой. Второй игрок отвечает, например: под футбольным мячом – слон и т. д. Проверяя правильность ответов, логопед показывает картинки каждой пары и меняет их местами. Теперь первому игроку нужно восстановить в памяти пары картинок в обратном порядке: под слоном – футбольный мяч и т. д.
Игры для развития связной речи.
В связной речи отражаются все особенности недоразвития высших психических функций, лексики, грамматики, фонетики. Развернутые смысловые высказывания детей с речевыми нарушениями отмечаются отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Для детей подчас бывает очень затруднительно составить небольшой описательный рассказ об объекте, еще более трудно дается им составление творческих рассказов.
Т. к. развитие связной речи - достаточно обширная и сложная задача, требующая поэтапного решения, стоит остановиться лишь на некоторых приемах обучения творческим рассказам.
Игра «Сказка о самом себе»
Суть игры заключается в том, чтобы ребенок составил сказку о самом себе, наделив себя каким-либо волшебными свойствами и умениями. Это позволяет ребенку раскрепоститься и перенести на себя умения уже известных из привычных сказок героев и предметов, которые им наиболее интересны и которыми им хочется владеть.
Игра «Коллаж из сказок»
Группе детей раздаются 5 карточек с героями сказок. Задача команды: придумать новую сказку с этими героями. Возможно, в сказке изменятся не только истории героев, но и их характеры. Придумывая сюжет новой сказки, дети самостоятельно продумывают весь ход истории и диалоги героев, что позволяет развить связную диалогическую и монологическую речь.
Игра «А что потом?»
Дети прослушивают начало какой-либо новой сказки, с обрыванием сюжета на каком-то интересном месте. А затем им предлагается придумать свое продолжение истории.
Кольца Луллия.
Обогащение и активизация словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах через признаки и их проявления – вот далеко не полный перечень возможностей игр и кругами Луллия.
Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия, получившая название «Круги Луллия". Пособие представляет собой круги разного диаметра, нанизанные на стержень. Сверху установлена стрелка. Все круги разделены на одинаковое число секторов. На них располагаются картинки, объединенных общим признаком (цвет, величина, части предмета и т. д.). Круги и стрелка имеют свободное движение. Ребенок может получить разные комбинации картинок. Комбинации могут показаться на первый взгляд несовместимые. Ребенок находится в поиске причин или ситуаций, которые могут объяснить возможность данного набора картинок.
Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Оно позволяет сформировать у детей понятия «объект» - «признак» - «проявление признака»; развивать воображение, гибкость мышления; формировать способность увидеть суть проблемы и способность к поиску ее разрешения.
По своему желанию педагог может создать систему игровых упражнений для индивидуальных логопедических занятий с использованием кругов Луллия. С помощью этого пособия удобно закреплять произношение поставленных звуков в речи, а также развивать фонематические процессы (восприятие, представления, анализ и синтез). Например: Ребенку дается задание: 1)«Найди место звука в слове» (ребенок подбирает к выпавшей картинке соответствующую схему; 2)«Объедини картинки, сходные по звучанию» (почка-бочка, мишка-миска); 3) «Придумай предложение с получившейся парой слов».
«Волшебный поясок»
Это версия известной во всем мире игры «ДА-НЕТКА». Маленькие дети еще не умеют правильно строить предложения и задавать вопросы. Помочь справиться с этим сможет игра "Волшебный поясок", созданная для детей в возрасте от 4 до 8 лет. В игровой комплект входит поясок с десятью кармашками, 50 тематических карточек и методические рекомендации, которые научат правильно работать с этим игровым пособием.
Данное пособие используется для обучения детей связным высказываниям, загадыванию несложных загадок, так и для развития фонематических процессов и закрепления правильного звукопроизношения, добавляя в комплект картинки на необходимый звук, а также изображения букв. (Например, ребенок загадывает какое-либо слово-картинку и дает другим участникам игры задание: «Отгадайте слово, которое начинается на звук «ш» (в поясок выставляется буква ш, оно легкое, как облако (на пояске выставляется картинка облака, круглое, как мяч и имеет хвостик, как кошка» (воздушный шар).
Использование в логопедии элементы ТРИЗ дает возможность достичь таких результатов как:
-развитие детской фантазии
- поиска детьми новых нетрадиционных решений поставленных задач,
- дети не боятся ошибок и нестандартных решений;
- эффективной автоматизации звуков в речи;
- существенно пополнить активный словарь и повысить содержательность, логичность, точность и оригинальность высказывания детей;
- совершенствование таких ценных для ребёнка психических процессов, как мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству;
- развитие творчества каждого ребёнка,
- проявление интеллектуальной инициативы.
- повышенный интерес к предлагаемым заданиям, что делает работу по закреплению каких-либо навыков более эффективной;
Использование пособий ТРИЗ - технологии позволяет более точно выявить уровень знаний и возможностей каждого ребенка и, соответственно, спланировать дальнейшую коррекционную работу.