Валентина Войко
Детские страхи и их преодоление
▼ Скачать + Заказать документы
Детские страхи и их преодоление.
Классической работой З. Фрейда по проблемам страха считается книга «Торможение. Симптом. Тревожность» (1926г, которая была переведена на русский язык и издана под названием «Страх» (1927г). З. Фрейд определял страх как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом опасности. Содержание страха – переживание неопределенности и чувство беспомощности. Страх характеризуется тремя основными признаками: 1) специфическим чувством неприятного; 2) соответствующими соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения; 3) осознанием этого переживания.
Публикация «Детские страхи и их преодоление» размещена в разделах
Ведущим страхом у детей старшего дошкольного возраста является страх смерти, как родителей (86,6%, так и своей (83,3%). Причём, у девочек страх смерти встречается чаще, чем у мальчиков (соответственно 64% и 36%). Незначительное количество детей (6,6%) испытывают страх перед тем, как заснуть и страх больших улиц. В основном этот страх испытывают девочки. У девочек 6 лет также наиболее ярко по сравнению с мальчиками этого же возраста представлены страхи первой группы (страхи крови, уколов, боли, войны, нападения, воды, врачей, высоты, болезней, пожаров, животных). Из страхов второй группы девочкам наиболее свойственны страхи одиночества, темноты, а из страхов третьей группы – страх родителей, опоздания в школу, наказания. У мальчиков по сравнению с девочками в большей мере выражены следующие страхи : страх глубины (50%, некоторых людей (46,7%, огня (42,9%, замкнутого пространства (40%). В целом, девочки гораздо более трусихи, чем мальчики, однако едва ли это задано генетически: большей частью это следствие того, что девочкам бояться разрешают и в девочек в их страхах мамы вполне поддерживают.
Малая общительность, неуверенность, застенчивость – черты характера, которые могут стать тормозом в развитии активности ребенка, инициативности, а в дальнейшем закрепиться в таких нежелательных качествах, как чрезмерная робость, нерешительность, безынициативность. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. И такие дети не правило, а исключение. Психологи и педагоги Л. А. Венгер, В. С. Мухина, А. И. Захаров сходятся во мнении, что тревожность у детей дошкольного возраста является результатом неудовлетворения важных потребностей ребенка. Среди причин, вызывающих детский страх, на первом месте неблагоприятные отношения с родителями, особенно с матерью и как следствие неправильного воспитания. Страх у ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия между воспитателем и ребенком: преобладанием авторитетной модели общения или непоследовательностью требований и оценок. И в первом, и во втором случае ребенок находится в постоянном состоянии напряжения из-за страха не выполнять требований взрослых, переступить жесткие рамки. Дисциплинарные меры, применяемые таким педагогом, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, запретам, наказаниям. Непоследовательный воспитатель вызывает страх тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянное изменение требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, не дают возможности ему понять, как следует поступать в том ил ином случае. Главным в работе воспитателя являются желания, потребности ребенка, его интересы, настроение, психическое состояние, как субъекта.
Предположительно, что у детей 5-6 лет с разным уровнем развития воображения наблюдаются различия в страхах : у детей с низким уровнем воображения преобладают страхи реалистического характера; у детей с высоким уровнем развития воображения преобладают фантазийные страхи. Развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.
Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а так же если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.
Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.
Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.