Пашкевич Светлана (Каптюхина)
Тренинговое занятие «Копинг-поведение»
▼ Скачать + Заказать документы
- В рамках психологической подготовки к экзаменам,
- в рамках адаптации вновь сформированного класса,
- в рамках психологической помощи в стрессовых ситуациях и т. д.
в своей работе я использую тренинговое занятие "Копинг-поведение".
Цель его направлена на формирование у ребенка способности решать жизненные проблемы.
Копинг-поведение (от англ. сoping – совладение собой).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
В разных обстоятельствах жизни, которые воспринимаются человеком как стрессовые, человек реагирует разными способами. Ученые, которые занимаются изучением поведения человека в трудных ситуациях жизни (копинг-поведением) выделили следующие типы копинг-поведения:
1) Копинг, направленный на решение проблем или задач (копинг-ориентированный).
2) Копинг, направленный на эмоции (эмоционально-ориентированный копинг).
3) Копинг, ориентированный на избегание. В нем выделяют отвлечение и социальное отвлечение.
В различных обстоятельствах человек использует разные типы копинга. Но наиболее эффективным считается копинг, ориентированный на решение проблем. Нормальное соотношение разных типов копинг-поведения, когда все типы находятся на высоком уровне.
1). Разрешение проблем – включает в себя:
1)предварительный анализ проблем, 2) выбор личных приоритетов, 3)обращение к собственному опыту решения аналогичных проблем, 4) стремление контролировать ситуацию, 5)ориентацию на необходимость решения проблемы и 6) практическую реализацию своих планов.
Копинг, направленный на решение задач включает в себя:
достижение цели своими силами,
обращение за помощью к другим людям, включенным в данную ситуацию или обладающими опытом решения подобных проблем (родители, близкие, друзья,
переосмысливание проблемной ситуации,
изменения в себе самом,
поиск информации для решения в литературе, интернете, обсуждение со специалистом,
поиск различных путей ее решения.
2). Эмоционально-ориентированный копинг. К копингу, ориентированному на эмоции относятся:
- внешняя и внутренняя агрессия,
- фиксация на переживании своей беспомощности,
- сосредоточенность на собственных недостатках,
- раздражение или апатия,
- переживание сильного нервного напряжения.
3). Избегание. Копинг, ориентированный на избегание включает в себя отвлечение и социальное отвлечение.
3а). Отвлечение – стремление отвлечься от ситуации с помощью прогулки, еды, чтения книг, просмотра телевизора, стремление побыть в одиночестве, отдалиться от тревожащей ситуации, послушать музыку, погрузиться в сон, заняться спортом.
3б). Социальное отвлечение – выговориться, обращение за помощью, поделиться своими переживаниями с окружающими людьми, включить близких или друзей в обсуждение того, как «это ужасно», пойти с компанией за пивом и т. п.
В разработке тренинга я использовала литературу:
Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс, М. И. Паркер; адаптированный вариант Т. А. Крюковой) / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002