Ирина Ващенко
Тренинг для педагогов по профилактике профвыгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия с педагогами по профилактике профессиональной деформации
(практикум).
Составитель: педагог-психолог Ващенко И. С.
Совместная деятельность в детском доме требует от ее членов проявления терпения, то-лерантности и взаимного уважения, соблюдения определенных правил, моральных и пра-вовых норм, т. е. определенного организационного поведения. При этом, к сожалению, не все согласны считаться с установленными правилами и установлениями. У участников взаимодействия достаточно много различий, противоречий, несовпадений интересов и позиций, соперничества – все это может способствовать нарушению процесса социализации, проявляясь в форме конфликта. В различных справочных источниках слово «конфликт» употребляется в различных контекстах, но общее значение его не имеет значимых различий.
Публикация «Тренинг для педагогов по профилактике профвыгорания» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Цель: Обеспечение комфортных условий для реализации психолого-педагогического сопровождения ВОП в детском доме.
Задачи:
1. Обучить навыкам конструктивного межличностного взаимодействия.
2. Развить толерантность у педагогов.
3. Обучить навыкам саморегуляции и контроля психоэмоционального напряжения.
Ход занятия.
1. Упражнение с листком бумаги.
Необходимые пояснения: не оценивается выполненная работа никем, ориентация на других только помешает выполнению упражнения; выполняется только инструкция ведущего без дополнительных вопросов; кроме основного текста никаких пояснений ведущий не дает. ("Делайте так, как считаете нужным").
а) взять листок бумаги; б) сложить его вдвое; в) оторвать верхний правый угол; г) снова сложить листок вдвое; д) оторвать верхний правый угол; е) еще раз сложить листок вдвое.
Развернуть листки бумаги, обратить внимание на то, как они выглядят.
Вопросы для обсуждения:
- Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? Почему?
- Почему листы надорваны так по-разному?
- Если кто-либо надорвал бумагу не так, как вы, значит ли это, что они плохие люди?
- Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того, делает ли он что-то точно так же, как мы?
- В каком смысле, по-вашему мнению, люди из других стран (религий, этнических групп) видят мир по-другому? Чем их точка зрения отличается от вашей? Чья точка зрения правильна?
- Каким был бы мир, если бы все видели все совершенно одинаково? Почему мир интереснее, когда существует много разных точек зрения?
2. Информация Материал для обсуждения.
Стереотип предполагает, что все члены определенной группы обладают одинаковыми качествами. Человек, который мыслит стереотипами, предполагает, что никто в этой группе не отличается от других. Мы все сталкиваемся со стереотипами ежедневно.
Каково стереотипное представление о:
- хорошем ученике, глупом ученике, хорошем учителе, родителе, рок-звезде, стариках, «классной девчонке»» (мальчишке).
Вопросы для рефлексии
1. У всех ли были одинаковые стереотипы? Почему нет или да?
2. Как влияет мышление стереотипами на человека? На общество? На того, кто верит в данный стереотип?
3. Материал для обсуждения.
[/i]
Мы часто навешиваем на людей ярлыки. Как вы считаете, правильно ли это? Навешивание ярлыков может быть полезным, потому что помогает нам организовывать наш мир. Например, человек заболевает, для любого врача он становится "больным". Мы используем ярлык, чтобы быстро описать поведение и ощущения этих людей. Однако навешивание ярлыков, как средство организации мира, не вполне безопасно. Когда мы навешиваем на людей ярлыки, мы нередко карикатурно преувеличиваем их ощущения и особенности поведения. Обращаясь со своими близкими, как с больными, мы вырабатываем новую манеру отношений с ними, а у них вырабатывается новая манера от-ношений с нами. Наши отношения изменяются, и "больным" бывает потом трудно избавиться от этого ярлыка. Так же трудно бывает избавиться от ярлыка "прогульщика" или "троечника". Мышление стереотипами - это навешивание ярлыков на группы людей или отдельного человека. Мысля стереотипами, мы влияем и на собственное поведение, и на поведение других людей. Например, мы можем считать всех высоких людей хорошими спортсменами.
4. Упражнение "Ярлыки".
Каждому учащемуся прикрепляется на голове ободок с надписью.
- Улыбайся мне. - Хмурься мне. - Строй гримасу и говори мне, что я ничего не знаю. - Слушай все, что я говорю. - Делай все, что я говорю. - Все время меняй тему разговора. - Не слушай ничего, что я говорю. - Разговаривай со мной так, как будто мне 5 лет.
Предложите участникам обсудить какую-либо близкую всем проблему. В процессе обсуждения необходимо придерживаться по отношению к каждому участнику указания на его ободке. Каждый ученик должен обращаться с другими членами своей группы в соответствии с надписями на их ободках.
Вопросы для обсуждения:
1. Понравилось ли вам, когда с вами обращаются определенным образом?
2. Попросите участников предположить, что за надпись была у них?
З. Как они об этом догадались?
4. Как мог бы состояться разговор без ярлыков? Были бы изменения, если да, то почему?
5. Навешивают ли люди ярлыки в реальной жизни? Бывает ли это тогда, когда люди друг друга плохо знают?
6. Что плохого в навешивании ярлыков?
7. Кто мог бы поделиться опытом переживаемых чувств, когда сам носил какой-либо ярлык?
8. Предположим, что кто-то думает, что вЫ необязательный человек. Как можно изменить мнение людей о вас?
9. Откуда мы чаще всего берем наши представления и мнения о других?
10. Легко ли избавиться от ярлыка, если он уже «прилип» к вам? Как это можно сделать?
5. Сказка
В этом упражнении педагогам читается сказка. Им нужно определить, какая воспитательная идея в ней содержится. Затем подумать, встретились ли в сказке персонажи, напоминающие учащихся их группы.
Сказка про телефончик:
«Учился в одном лицее сотовый телефончик. Вернее, конечно, не телефончик, а его хозяин. Но это не столь важно. Потому что телефончик каждый день ходил в лицей в кармане своего хозяина и оттуда слушал все уроки. Больше всего он любил историю. А меньше всего, как ни странно, перемены, потому что в это время все ребята дружно доставали свои телефоны. И те, промолчавшие весь урок, начинали громко хвастаться друг перед другом: «Посмотрите, какой я крутой, сколько функций я имею!» «А я круче, посмотрите, какой у меня корпус». «А я.» А наш телефончик во время этих разговоров только грустил, потому что корпус у него был самый обычный, голос тоже. Правда, он умел хорошо делать свое дело – громко звонил. Но это никого не интересовало. Все только смеялись над ним, дразнили и предлагали не позорить их и отойти в сторону.
Погрустил наш телефончик и решил потеряться. Тихо выпал он из кармана хозяина, когда тот проходил по улице, и спрятался в кустах.
То ли спал он, то ли дремал, когда услышал голос своего хозяина: «Телефон, где мой телефон? Я потерял его». Наверное, хозяин был с другом, потому что послышался другой голос: «Не грусти, может быть, тебе купят новый, с разными наворотами». Но хозяин не согласился с ним: «Но я хочу найти свой. Посмотри, как легко потерять то, что имеешь. И как трудно найти».
Телефончик задумался: «Правда, как легко потерять то, к чему привык и на что обычно не обращаешь внимания. Я привык к тому, что меня любят и обо мне заботятся. Перестал радоваться теплоте знакомых рук. Видел только короткие перемены, наполненные насмешками. И эти небольшие отрезки времени стали для меня всем».
А в это время солнце осветило кусты и сам телефон. Мальчик радостно вскрикнул: «Ты здесь!» «Я здесь, – ответил телефон. – Я теперь рядом с тобой. И я буду помнить, что мир прекрасен и разнообразен. И пусть он иногда будет колючим и острым, но это дает возможность по-новому увидеть его яркость.»
Ведущий говорит о том, что фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия, то есть первым шагом – умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.
Задание:
Педагогам предлагается выбрать и назвать одного из учащихся своей группы, которого они считают трудным. Затем быстро найти и назвать пять его хороших качеств.
6. Тренинговое упражнение «… зато ты»
Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.
Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.
Ход упражнения:
Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
7. Информация.
По мнению американского психолога Бэрна в нас живут 3 человека, по своему воспринимающих мир:
1. Родитель.
2. Взрослый.
3. Ребенок. Родитель — система жизненных стереотипов, сформированных в результате воспитания, знания того, как необходимо вести себя в той или иной ситуации.
Это область — надо.
Ребенок — сфера эмоций, юмора, творчества, любви, чувства собственного достоинства.
Это область — хочу.
Взрослый — сфера знаний, информации, трезвого анализа. Он выступает своеобразным «весовщиком» между надо — хочу.
Взрослый — область «разумно».
Отсюда — основной закон искусства нравиться людям: делать подарки ребенку и не дразнить родителя своего собеседника.
Есть еще одно правило: «Правило 15 секунд».
Оно гласит, что основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с нами.
Чтобы благополучно пройти через «минное поле» 15 секунд, необходимо использовать правило 3 плюсов.
Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства расположить к себе собеседника, надо дать ему, как минимум, 3 психологических плюса, т. е. сделать приятные подарки его ребенку.
Наиболее универсальные:
1. Комплимент.
2. Улыбка.
3. Имя собеседника и поднятие его статуса. Комплимент — бывает косвенный, «минус-плюс», сравнение с чем-то очень близким для делающего комплимент.
Косвенный — мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику-ружье, родителю-ребенка.
«Минус-плюс» — мы сначала делаем маленький минус, а потом большой плюс. («Я не могу сказать, что вы хороший работник, вы — просто незаменимый специалист»). Но здесь следует придерживаться одного правила: «минус» не должен перевесить «плюс».
Сравнение с чем-то очень близким для делающего комплимент. («Я хотел бы иметь такого же сына, как вы»).
8. Информация.
Сегодня мы поговорим об особенностях педагогического общения, которое имеет определенную структуру. Общаясь с учащимися, их родителями, коллегами по работе, руководством школы, членами своих семей, а также в зависимости от условий складывающейся ситуации, учитель занимает определенные коммуникативные позиции:
1. позиция «над»;
2. позиция «сообща»;
3. позиция «под». Позиция «над» характеризуется тем, что активным субъектом
общения выступает учитель. Он проявляет инициативу, осуществляет планирование, контроль, управление ситуацией, реализует свои цели. Партнер по коммуникации является зависимым от учителя как ведущего объекта общению.
Позиция «сообща» реализуется в общении двух равных партнеров, при котором они оба проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга.
В позиции «под» учитель занимает подчиненное положение относительно партнера по общении.
Для более успешного выполнения педагогической деятельности учитель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт [3].
Задание. Участникам предлагается подумать и решить, какие из перечисленных позиций или типов коммуникации характерны при взаимодействии в следующих моделях:
1. «учитель — ученик»;
2. «учитель — учитель»;
3. «учитель — администратор»;
4. «учитель — супруг».
Вывод: в первом случае монопольное владение учителем позицией «над» ведет к подавлению личности учащегося, снижению интереса к учению. Но и во втором случае полное равноправие преподавателей со школьниками может обернуться анархией в школе и увеличением числа асоциальных поступков.
Другим словом, необходимо дифференцированно подходить к выбору средств общения в зависимости от ситуации и возраста школьника, с которым общается педагог.
9. Упражнение.
Участники разбиваются на 2 команды. Каждой команде дается задание.
№ 1: придумать и озвучить ситуации, в которых было бы уместно общение по типу «над».
№ 2: придумать и озвучить ситуации, в которых было бы уместно общение по типу «сообща».
Вывод: тип «над» может быть эффективным в коммуникативных контактах с учащимися младших классов, стремящихся к опеке старшего, в учебной деятельности которых необходимы управление и контроль учителя. Она сохраняет свое значение в контактах учителя с учащимися средних и старших классов, но только в ситуации обучения (на уроке). Учитель должен держать дисциплину на уроке, давать знания, выполнять учебную программу. Его строгость и требовательность, самодисциплина и высокий профессионализм выступают образцом для старшеклассников.
Но вот урок закончился, и ситуация изменилась. Во внеурочном общении со школьниками учитель должен уметь гибко перестраиваться и занимать коммуникативную позицию «наравне», знать интересы и желания учеников, понимать их личные проблемы
10. Конфликт
«Что такое, по-вашему, конфликт?» Варианты ответов записываются на доске.
После коллективного описания «портрета» конфликта проводится анализ данного материала. В ходе анализа необходимо обратить внимание на бытовое определение конфликта: «Конфликт — это ссора…», разделив при этом поведенческие, содержательные и эмоциональные компоненты конфликта.
Пример: «Вы идете по коридору школы, видите двух ваших знакомых, которые разговаривают между собой. При вашем приближении они замолкают, обмениваются многозначительными взглядами и понимающе улыбаются друг другу. Пройдя мимо, вы невольно оборачиваетесь и видите, они быстро отводят глаза и начинают что-то говорить друг другу. Между вами не произнесено ни единого слова, но вы уверены, что это — «конфликт».
Вопрос: «Есть ли в этой ситуации то, что характеризует ссору : громкие крики, взаимные оскорбления?» [4]
Вывод, который делает группа, резюмируется ведущим: «Да, конфликт — это не всегда ссора. Ссора может сопутствовать конфликту, но это всего лишь неконструктивный способ выражения накопившихся эмоций. Так что же такое конфликт?»
Далее ведущий знакомит участников группы с остальными видами поведения в ситуации конфликта:
1. Конкуренция (акула). Стратегия хищника.
2. Компромисс (лиса). Взаимные уступки.
3. Приспособление (плюшевый медвежонок). Сглаживание острых углов.
4. Сотрудничество (сова). Широко открытые глаза, не скрывающие своих интересов. Видит ситуацию в целом «с высоты птичьего полета».
Вопросы:
1. В каком виде поведения в конфликте партнер «давит»?
2. В каком виде поведения в конфликте партнер может почувствовать себя «задавленным».
Работа с таблицей.
Участникам предлагается заполнить таблицу «Как я обычно реагирую на конфликтную ситуацию».
Упражнение 11. «Я — высказывание»
как один из способов общения в конфликтной ситуации.
Признаки «Я — высказывания».
1. Это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженной ситуации.
2. Это конструктивная альтернатива «Ты — высказыванию», которое традиционно применяется для решения конфликта через высказывание негативной оценки в адрес другого, таким образом, ответственность перекладывается на другого.
3. Позволяет обозначить проблему и при этом взять ответственность на себя.
Схема «Я — высказывания».
«Я — высказывание» включает в себя не только название чувств, но и указание на те условия и причины, которые их вызвали. Схема такова:
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:
«Когда я вижу, что ты…».
«Когда это происходит…».
«Когда я сталкиваюсь с тем, что…».
2. Точное название своего чувства в этой ситуации:
«Я чувствую….(раздражение, беспомощность, горечь, боль, не
доумение и т. д.)».
«Я не знаю, как реагировать…».
«У меня возникает проблема…».
3. Название причин этого чувства:
«Потому что…».
«В связи с тем, что…».
«Ведь я…».
12. Упражнение «Конфликты».
Участники делятся по парам. Первый партнер обвиняет в чем-то другого, создавая конфликтную ситуацию, типичную для школы. Второй партнер реагирует 3-мя разными способами:
1. Оправдывается и извиняется (с позиции жертвы).
2. Использует «Ты — высказывание» для ответных обвинений.
• Использует «Я — высказывание» (по схеме).
Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию.
Рефлексия: Что было трудно, какие чувства испытывали при вы
полнении упражнения?
Обсуждение практических рекомендаций, направленных как на предупреждение конфликтов, так и на особенности общения в конфликтной ситуации.
13. Развитие творческого потенциала.
Ведущий: «Мы живем в эпоху бурных изменений. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает к ним не готов. Для того, чтобы выжить в ситуациях постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Ученые считают, что между психическим, физическим здоровьем и творческим характером нашей жизни прослеживается прямая связь.
Добавить в свою жизнь элементы творчества — это значит разрешить себе быть:
1. открытым всему новому и неожиданному;
2. гибким, т. е. быстро перестраиваться с одной идеи на другую;
3. смелым, комбинируя и соединяя, казалось бы, несоединимое;
• рискованным, т. е. небоящимся шагнуть за навязанные стереотипы».
14. Упражнение.
Участники делятся на группы. Каждой группе предлагается задание.
Инструкция: «Каждый день в нашей стране возникает множество фирм. Успех предприятия во многом зависит от вида его деятельности: чем меньше других фирм-конкурентов занимается такой же деятельностью, тем больше шансов на успех. А еще успех зависит от яркого названия, отражающего специфику фирмы. Представьте, что в одном городе появился целый ряд предприятий, предлагающий уникальные виды услуг. Вот только названий у них еще нет. Помогите начинающим предпринимателям и придумайте название фирме, если известно, что она занимается…
1. заточкой одноразовых лезвий;
2. ремонтом и обслуживанием самокатов;
3. настройкой губных гармошек;
4. ускоренным обучением языку хинди;
5. установкой скворечников».
15. Упражнение.
Инструкция: «Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож — придет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например барабан, монетка и т. д.
Тот, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению, придет, и в случае возникновения вопросов у остальных объясняет, почему это происходит. Делать это постараемся как можно быстрее».
Примечание. Все предложенные существительные можно превращать в глаголы или прилагательные, можно добавлять сколько угодно слов; главное — чтобы сообщение имело хоть какой-нибудь смысл.
16. Упражнение «Новые дорожные знаки».
Инструкция: «Трудно представить современный город без дорожных знаков: предупреждающих, предписывающих, запрещающих и т. д. Дорожные знаки помогают регулировать движение, информируют о состоянии дороги, предупреждают о возможной опасности. И, хотя дорожных знаков много, все же есть такие ситуации, такие опасности, которые не отражены в «азбуке дорог». Помогите работникам ГАИ и нарисуйте новый дорожный знак, который, возможно, скоро появится на отдельных участках дороги. Эти знаки относятся к категории «предупреждающие» и называются так:
1. «Осторожно: глухие старушки»;
2. «Осторожно: низко летящие кометы»;
3. «Осторожно: жидкий асфальт»;
4. «Осторожно: злые террористы»;
5. «Осторожно: неприятные запахи».
17. Упражнение «Частушка».
Частушка — уникальное явление в народном творчестве. С одной стороны, частушка исключительно проста по форме — всего 4 рифмованные строчки. Но, с другой стороны, сочинить частушку не просто. Ведь в 4 строчках надо рассказать целую историю, случай из жизни, причем рассказать с юмором, используя намеки, умолчания, аллегории и ассоциации. Вот пример несложной частушки:
Ходит Ванька по деревне, Девкам улыбается — У него вставная челюсть, Рот не закрывается.
Попробуйте придумать рассказ — частушку, которая оканчивалась бы такими словами:
1.. глаз не открывается;
2.. брови осыпаются;
3.. зуб давно качается;
4.. уши развеваются;
5.. нос не помещается».
18. Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?
Во-первых, при стрессах обычно расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!
Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.
В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.
В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание близким людям, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.
Игра «Стряхни».
Инструкция: «Я хочу показать вам, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил.
Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните стряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, что как все неприятное — плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе — слетает с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если при этом вы будете издавать какие-нибудь звуки… Теперь отряхни-33
те лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились».
Рефлексия занятия. Обсуждение в кругу своего актуального состояния.