Евгения Соловьева
Тренинг сплочения для педагогов ДОО «Мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга – сплочение группы педагогов, построение эффективного взаимодействия.
Задачи тренинга:
1. Формировать благоприятный психологический климат в ДОУ;
2. Учиться находить сходства у участников для улучшения взаимодействия между членами коллектива;
3. Развивать умение работать в команде;
4. Способствовать сплочению группы.
- Послушайте, пожалуйста, притчу:
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
«В одном селе умирал глава большой семьи. Это был очень уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники и его сыновья. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам будут не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».
В сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе.
1. Упражнение «Ассоциации».
Каждый участник говорит какое-то слово. Задача соседа с левой стороны – быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло
ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово,
и т. д. В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть слова:
песня, дружба, команда, общение, коллеги и т. д.
Вопросы для обсуждения:
1. Может ли это упражнение служить своеобразной моделью развития
диалога в отношениях, передачи информации в обществе?
2. Имеет ли значение, с какой интонацией ассоциации произносились?
2. Упражнение «Визитная карточка».
Цель: умение подать себя, ассоциирование себя с игрушкой, предметом, узнавание других, развитие коммуникативной среды, схожесть с другими.
1. Мелкие игрушки, предметы располагаются в корзинке.
2. Педагоги должны внимательно рассмотреть их в течение 1 минуты.
3. «Выбери такую игрушку, предмет, который поможет тебе рассказать о себе».
4. Каждый член группы показывает и комментирует свой выбор.
Его не должны прерывать вопросы и комментарии других участников.
Каждый лишь по очереди рассказывает.
6. После того, как все расскажут про выбранные вещи, ведущий и участники группы могут перейти к вопросам и комментариям, связанным с предметами друг друга.
3. Упражнение «Фигура».
Участники стоят в кругу и держатся за руки. Ведущий называет любую фигуру (квадрат, круг, треугольник). Задача участников – не разрывая рук, без слов сделать эту фигуру. После выполнения упражнения обсуждение. Можно усложнить упражнение, выполнив его с закрытыми глазами.
4. Упражнение «Скала».
Все выстраиваются в одну линию, ноги плотно приставляя к стоящим соседям, справа и слева, ухватившись за локти соседей. Но, при этом необходимо, чтобы у каждого было расстояние между собственными ногами около 10 – 15 см. Это и есть скала. Задача каждого участника – пройти по очереди по «скале» так, чтобы не сорваться. Необходимо, обнимая каждого и ставя свои ноги в оставленные промежутки, медленно и осторожно пробраться к краю «скалы». Первый участник, который пройдет «скалу», должен встать в конец линии и продолжить «скалу».
После выполнения упражнения обсудить, что помогло им достичь результата, и какие трудности испытывали во время выполнения упражнения.
5. Упражнение «Автобус».
Все участники группы встают в маленький круг, начерченный на полу (это может быть обруч) – это салон автобуса. На кругу две метки: вход и выход из автобуса. Задача каждого участника – пробраться от входа к выходу. Главное, чтобы ни один участник не «выпал» из «автобуса». После выполнения упражнения обсуждение.
6. «Два зеркала»
Все выстраиваются в линию (можно сидеть на стульях, напротив, лицом к педагогам встает один из участников – «немое зеркало». Перед всеми участниками, лицом к немому зеркалу встает «говорящее зеркало». Очень тихо, по одному каждый из членов группы подходит к спиной стоящему «говорящему зеркалу», а «немое зеркало» должно объяснить жестами и мимикой этого человека. «Говорящему зеркалу» необходимо отгадать, кто подошел. Постепенно участники упражнения меняются местами, так чтобы каждый участник попробовал себя в главных ролях. Затем упражнение анализируется, узнал ли кто-то что-то новое о себе, кто что чувствовал.
7. «Маленькие зелененькие человечки».
"Представьте, что вы выехали отдохнуть коллективом на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг зеленая травка, цветочки, летают бабочки. Чуть дальше прозрачное озеро, в котором так и хочется искупаться. Пригревает солнышко. И самое приятное, что здесь весь наш коллектив! Представили? Сейчас, вы пойдете гулять по этому замечательному лугу. А когда я скажу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!" В зависимости от того, будет выглядеть группа, как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение членов группы.
8. «Карета»
Группе необходимо построить «карету» из присутствующих на тренинге людей. Посторонние предметы не могут быть использованы. Во время выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением участников: кто организовывает работу, кто какие «роли» в карете себе выбирает, к кому прислушиваются люди. Каждая выбранная «роль» говорит об определенных качествах человека:
двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);
сиденья – это люди не очень активные, спокойные;
крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.
Если кто-то выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).
седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
После того как «карета» готова, все садятся в круг и обсуждают, а затем психолог объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.
Примечание: если один человек руководит группой и распределяет роли, то значения, которые названы выше, не будут отражать качеств данных людей.
9. «Маятник»
Группа стоит в очень тесном, плотном кругу. В центре стоит один из членов группы, в расслабленном состоянии и начинает падать в какую-либо сторо-ну, не сгибая колен. Группа ловит его и передает в другую сторону. Важно, чтобы стоящие в кругу занимали удобное положение, чтобы поддерживать «маятник»: правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки ладонями вперед. От группы требуется большое внимание и аккуратность, необходимо
помогать другу, ловить и передавать стоящего внутри круга. Группа должна работать совместно так, чтобы «маятнику» было комфортно и безопасно.
10. Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Описание упражнения:
Психолог: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить группе, нашему коллективу, чтобы взаимодействие в нем стало еще эффективнее, а отношения – более сплоченными? Каждый из вас скажет, он дарит группе. Я, например, вам дарю взаимное доверие и оптимизм». Далее каждый из участников говорит, что он хотел бы подарить группе.
Психологический смысл упражнения:
Это ритуал, позволяющий завершить тренинг на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение:
«Подошел к завершению наш тренинг. Что нового вы сегодня узнали? Что интересного, полезного вынесли для себя, для коллектива?
Все игры пройдены, слова сказаны, подарки подарены. Все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»