Elena N
Тренинг с элементами арт-терапии «Мы особенные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг с элементами арт-терапии
«Мы особенные»
Цель: формирование доброго отношения в семье.
Задачи:
- создание в семьях доверительных отношений между родителями и ребенком;
- обучение родителей позитивным способам общения с ребенком;
- выработка навыков сотрудничества с ребенком.
- создание «герба Семьи».
Оборудование: макет сердца из бумаги, ручки, цветная бумага, вырезки из журналов, фотографии, листы бумаги А3 клей, ножницы, музыка, проектор, анкеты.
Ход
Вводная часть.
Публикация «Тренинг с элементами арт-терапии „Мы особенные“» размещена в разделах
Сегодня мы с вами должны поработать эффективно, поэтому я предлагаю следующие правила работы:
1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.
2. У нас нет зрителей, работают все.
Уважаемые родители! Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они умели радоваться окружающему миру и успешно прожитому дню, чтобы они были уверенны в своих силах и умели бороться с трудностями, спокойно переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.
Взаимоотношения родителей с ребёнком (и другими людьми, их поступки и эмоциональные проявления -важнейший источник формирования чувств ребёнка (радости, нежности, сопереживания и т. д., его поведения, отношения к людям и миру. Эмоциональному воспитанию ребёнка нужно уделять внимание не меньше, чем интеллектуальному и нравственному, а то и больше.
- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любить, заботиться и уважать других людей. Сегодня я предлагаю вам сделать один шаг к познанию своего ребенка.
Существует китайская поговорка: «Расскажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Основная часть.
Упражнение «Ласковое имя»
Участники встают в круг. Ведущий, держа в руках клубок, представляется и передает клубок следующему участнику. называют варианты ласкового имени ребенка. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Если слегка натянуть ниточку, то можно почувствовать, что все участники — единое целое.
Упражнение «Что любит мой ребенок?»
Давайте проверим, насколько Вы знаете своего ребенка, выясним это с помощью простого упражнения. Мамы и папы, сейчас вам предстоит ответить на вопросы представленные на слайде:
Любимое место в доме, Любимый праздник, Любимая еда, Лучший друг/подруга, Любимая игрушка.
А теперь давайте сравним с ответами детей.
(родители получают карточки с ответами детей, далее обсудить с родителями сколько ответов правильных, что их удивило)
Упражнение «Объясни мне»
Время работы 5 минут. Звучит спокойная музыка.
Подумайте и дайте объяснение этим фразам.
Добрые поступки – это …
Добро - это.
Добро ассоциируется с.
Добрый человек похож на.
Определите «помощников» и «врагов» душевных качеств человека. Составьте ассоциативный ряд.
«Помощники» - это….
«Враги» - это ….
(«Помощники» - щедрость, помощь, благодарность, понимание.
«Враги» - жадность, зависть, злость, безразличие.)
«Помощники душевных качеств» - душевная теплота, взаимопонимание, доверие – все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
«Враги» – безразличие членов семьи друг к другу, равнодушное отношение делают ребенка жестокими, агрессивными, тревожными и т. д.
Создайте несколько «Добрых советов – помощников в воспитании ребенка».
- Вести себя так, чтобы другим было приятно с вами.
- Помогать слабым, больным, старым, а также тем, кто попал в беду и т. д.
Вывод: в каждой семье ребенок должен видеть тепло, любовь и уважение.
Что же делает ребенка добрым, душевным, благородным, щедрым мы узнаем от 3 группы, которые создавали «Добрые советы – помощники в воспитании ребенка»
Вывод: Мы служим примером для детей. Делая добрые поступки сами, мы этому учим детей. Делайте хорошие поступки вместе. Пусть ребенок увидит, что кому-то помогать – это здорово, это приятно, это поднимает настроение.
Упражнение «Цветок»
Нам всем известно выражение «Дети — цветы жизни».
Предлагаю вам нарисовать рисунок на тему «Мой ребенок — мой цветок». Рисуя, подумайте о том:
какой он цветок;
как он появился;
в каком климате растет;
что помогает ему справляться с неблагоприятными условиями.
Вопросы для беседы:
1. Почему выбран именно этот цветок?
2. Мы знаем, что цветок, который вы нарисовали, символизирует вашего ребенка. Есть ли у вас ощущение (понимание, какие черты характера или сферы жизни ребенка отражает этот рисунок?
3. Вы нарисовали пышную головку цветка и очень тонкий стебель. Настолько тонкий, что в природе такой цветок вряд ли удержался бы на таком стебле. Что это может значить?
4. Ваш цветок как будто срезан. Он не находится ни в почве, ни в воде. Если бы вы увидели такой цветок, не помещенный ни в почву, ни в воду, что бы вы подумали?
5. Что значит отсутствие окружения? Если бы вы представили себе настоящий цветок в таких условиях, что бы вы чувствовали?
6. Что для вас значит тот факт, что бутон цветка еще не развернут? ( Варианты ответов: сворачивается при неблагоприятных условиях, спит, еще очень юный цветок, не распустился.)
7. Что означает цвет вашего цветка? (В природе нет голубых роз. Это — результат селекции. О чем это может говорить)
8. Что может означать тот факт, что в природе не существует цветов, подобных тому, который вы нарисовали и описали?
9. Ваш цветок схематичен, выполнен в одном цвете. В природе вы не встретите такого цветка. Что это для вас значит?
10. Вы нарисовали цветок, исполняющий желания. Как вам кажется, какие черты вашего ребенка соответствуют этому образу? Как это иллюстрирует ваши отношения?
11. Ваш цветок «свесил голову». Что это означает? (Если клиент говорит, что это колокольчик и что все колокольчики такие, можно заметить, что среди колокольчиков встречаются разные виды. Есть вид луговых колокольчиков с цветками, прямо держащимися на стебле или имеющими небольшой наклон.) 12. Вы заштриховали рисунок так сильно, что линии штриховки практически перечеркивают сам цветок. О чем это может говорить?
13. На вашем рисунке мы видим только часть цветка — его чашу, но не имеем представления ни о его стебле, ни о листьях, ни о том, где он растет. Как вам кажется, какие части личности вашего ребенка вы выделяете, а какие не замечаете, игнорируете?
Заключительная часть.
Коллективная работа родителей и детей «Герб моей семьи»
- А сейчас мы с вами вместе будем создавать герб семьи.
Разделите лист на 4 части. В центре герба будет находиться сердце, как символ мира и любви в семье. Вокруг него в каждом пустом окошке изобразите то, что отличает вас от других семей.
В центре сердца напишите ответ на вопрос:
«Что Я делаю для того, чтобы моя семья стала счастливой?»
- Давайте взглянем на наши результаты!
Обсуждение. Каждая семья рассказывает, что изобразила на своем гербе.