Елена Камышова
Конспект тренинга по содействию социальной адаптации родителей детей-инвалидов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействие социальной адаптации родителей детей-инвалидов, снятие у них психологических барьеров.
Задачи:
1. формирование группы для проведения тренинга;
2. проведение социально-психологических упражнений;
3. итоговая рефлексия достигнутых результатов.
Ход тренинга:
I Упражнение"Знакомство"
Цель упражнения: сплочение группы, развитие коммуникативных навыков
Задачи:
Публикация «Конспект тренинга по содействию социальной адаптации родителей детей-инвалидов» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
1. снятие психологических барьеров, проявляющихся в общении
2. развитие навыков вступления в диалог с партнером, позволяющих познакомиться с ним
3. выявление эмоциональных привязанностей в группе
Используемый материал: мяч
Задание: Сесть в круг. Одному из участников дается мяч, с помощью которого он может "познакомиться" с любым из круга. На первом этапе участники передают друг другу мяч, называя свое имя. На втором этапе участники, передавая мяч, называют имя того, кому попадает мяч.
Данная игра проводиться в начале формирования группы, и позволяет преодолевать "дистанцию" между участниками тренинга, помогая им быстрее узнать друг друга, вступить в общение.
II Упражнения по выражению основных эмоций
Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения
Задачи упражнения:
1. развитие и коррекция психики
2. формирование эмоциональной выразительности
3. развитие умения понимать жесты, мимику других и себя
Задание: Изобразить этюды на выражение эмоций и основных черт характера, присущих следующим персонажам:
• хитрой лисе
• злой собаке
• ласковому котенку
• капитану
• художнику
Данное упражнение применяется в рамках метода психогимнастики для профилактики возникновения эмоциональных расстройств, позволяя сбалансировать положительные и отрицательные эмоции участников тренинга.
III Упражнение «Слепой и поводырь»
Цель упражнения: установление доверительных отношений к людям и самим себе
Задачи:
1. установление доверительных отношений в группе
2. осознание того, как чувствует себя человек, нуждающийся в помощи
3. развитие бережных чувств и эмоций
Используемый материал: магнитофон и кассета с релаксационной музыкой
Задание: Каждый участник тренинга выбирает себе пару. В данных парах также выбирается первый игрок и второй. Первые игроки закрывают глаза и играют роль слепых, а вторые – будут их поводырями. Итак, первые остаются в комнате одни, слушают музыку и настраиваются на новую жизнь. Через три минуты заходят вторые игроки в комнату и пытаются помочь первым, водя их по комнате, позволяя коснуться предметов, избежать столкновений с другими парами. Потом игроки в парах меняются местами. И все упражнение повторяется еще раз.
Итоговая рефлексия: После данного упражнения проводиться итоговая рефлексия. Участники должны ответить на такие вопросы: Подумайте и скажите, кто чувствовал себя надежно, уверено, у кого было желание полностью довериться партнеру? Что вселило в вас такую уверенность? Кем, по вашему мнению, тяжелее быть «слепым» или проводником? Объясните свой ответ. Какие вы испытывали чувства будучи в первой роли и во второй.
IV Упражнение «Осознание жизненных кризисов»
Цель упражнения: осознание жизненных кризисов и путей выхода из них
Задачи:
1. восприятие кризиса как некой ситуации, которую можно решить;
2. освобождение от повседневных проблем, возможность взглянут на них с другой стороны
3. Эмоциональное раскрепощение, снятие напряжения, стресса
Используемый материал: листы бумаги и карандаши.
Задание:
А) вспомните три кризиса, пережитые Вами в жизни. Затем сделайте свободный рисунок каждого из них.
Б) положите рисунки перед собой и постарайтесь осознать, каким образом Вы встречали свои кризисы и избавлялись от них. Расскажите об этом.
V Графический тест «Болезнь моего ребенка»
Цель упражнения: помочь родителям, воспитывающим детей-инвалидов абстрагироваться и взглянуть на болезнь своего ребенка с другой стороны. Преодоление кризисной ситуации
Задачи:
1. эмоциональное раскрепощение, снятие негативных эмоций;
2. избавление от комплексов, связанных с болезнью ребенка
Используемый материал: листы бумаги и карандаши.
Задание:
Нарисуйте болезнь своего ребенка (абстрактно) и метафорически опишите ее.
Итоговая рефлексия: Обязательно после данного упражнения проводится обсуждение рисунков и тех чувств, которые вызывает данное изображение.
VI Упражнение «Автопортрет»
Цель упражнения: содействие положительному восприятию себя, своего ребенка и семьи в целом.
Задачи:
1. эмоциональное раскрепощение, снятие негативных эмоций;
2. повышение своей самооценки и своего ребенка
3. преодоление комплекса неполноценности
Используемый материал: листы бумаги и карандаши.
Задание:
А) Каждый член группы составляет свою психологическую характеристику, включающую не менее 10-12 признаков. Остальные по описанию должны узнать автора.
Б) Каждый член группы составляет психологическую характеристику своего ребенка, включающую не менее 10-12 признаков.
VII Итоговая рефлексия. Участники тренинга должны ответить на такие вопросы как:
1. Что им понравилось в данном тренинге?
2. Какие из упражнений были легкими, а какие сложными:?
3. Сравнить свои чувства и эмоции в начале тренинга и в конце.
4. Что бы они хотели изменить или предложить по окончании тренинга?
5. Описать свои чувства, выходя из комнаты, где проводился тренинг.