БИЙМУРЗАЕВА МАДИНА
Проект «Эмоциональное благополучие как основа успешной социальной адаптации дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешной адаптации к условиям ДУ проводились мероприятия по реализации инновационного проекта «Эмоциональное благополучие как основа успешной социальной адаптации дошкольника».
Публикация «Проект „Эмоциональное благополучие как основа успешной социальной адаптации дошкольника“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Темочки
Цель: создание условий для эмоционального благополучия воспитанников в группе для эффективного прохождения периода адаптации к условиям дошкольной образовательной организации.
Общие задачи:
создание условий в группе для охраны жизни и здоровья детей;
формирование предметно-развивающей среды в группе с учетом возрастных особенностей развития воспитанников;
организация и проведение режимных процессов с учетом индивидуальных особенностей развития детей;
использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе;
обеспечение оптимального двигательного режима детей в группе, на участке;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития, охраны и укрепления здоровья детей.
Индивидуальные задачи по работе с каждым вновь поступившим ребенком:
установление близких и доверительных отношений;
помощь в привыкании к новой обстановке, ориентировке в помещениях группы;
помощь в привыкании к организации режима дня в детском саду;
помощь в установлении правильных, доброжелательных взаимоотношений со сверстниками
Создание психологически комфортной предметно-пространственной развивающей среды с учетом психологических и физиологических особенностей развития детей. Это наличие яркой, полифункциональной игровой мебели в соответствии с ростом детей; гибкое зонирование группового пространства с учетом не только возрастных особенностей психического и физиологического развития, но и гендерного подхода для проявления своих склонностей в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Оборудование группового пространства всевозможными игровыми и дидактическими материалами, составными и динамичными игрушками, игрушками для развития крупной и мелкой моторики, развития тактильных ощущений, музыкальных игрушек для развития слухового восприятия и внимания, спортивного оборудования для обеспечения двигательной активности воспитанников в течение дня, художественной литературой по возрасту детей.
Особенности работы с родителями воспитанников в адаптационный период :
проведение организационного родительского собрания «Адаптация : проблемы и пути решения», были предложены анкеты-знакомства, информация из которых использовалась только для обеспечения безболезненного периода адаптации детей с учетом индивидуальных особенностей и желаний детей;
информационное обеспечение взаимодействия с родителями в вопросах: «Значение эмоционального благополучия в семье для сохранения и укрепления здоровья ребенка», «Воспитание навыков самообслуживания: за ребенка или вместе с ним?», «Правильный выбор игрушки – залог психоэмоционального благополучия ребенка» и др. ;
ежедневное информирование родителей о достижениях ребенка, о проводимых совместно с ребенком мероприятиях в детском саду с целью привлечения их внимания к жизни ребенка в ДОО;
индивидуальные консультации по особенностям организации режимных моментов в ДОО с целью устранения рассогласованности в действиях родителей и воспитателей.
Индивидуальная работа с детьми в режимных моментах проводится воспитателем с «любимцем группы» - Мышонком:
встреча воспитанников во время приема утром («Доброе утро, солнышко мое! Мы рады тебя видеть!» и т. п.)
психологическое сопровождение ребенка: спокойный тон и доброжелательная улыбка воспитателей, тактильный контакт с игрушкой, предоставление возможности выбора действий и др. («Давай вместе с Мышонком ждать маму? (поиграем, почитаем и т. п.»)
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности: рисовании, лепке, конструировании, рассматривании иллюстраций в книгах, танцевально-ритмических упражнениях, подвижных играх и т. д. («Научим Мышонка красиво танцевать» и т. п.);
развитие интереса к тактильно-двигательным играм, к активному использованию окружающих предметов («Построим поезд для Мышонка и поедем в гости» и т. п.);
воспитание культурно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания с проговариваем и одновременным показом действия («Покажем Мышонку как правильно выворачивать с изнанки налицо» и т. п.);
учет домашних привычек и стереотипов поведения в режимных моментах: пение колыбельных, качание на руках и др. («Уложим Мышонка спать» и т. п.)
Например:
«Детки, смотрите, эта кроватка ждет кого-то, и подушечка приготовилась, и одеялко распахнулось. Мышонок (обращаясь к игрушке, что-то ты не веселый, уставший, наверное, спать захотел? Ложись, мы тебе песенку споем (воспитатель укладывает игрушку, поет колыбельную песню тихим, ласковым голосом)».
Мы предлагаем детям ложиться в кроватки и уложить свои игрушки. Ласково поглаживаем ребенка (если ребенок позволяет) и рассказываем сказки. По мере засыпания детей мы подсаживаемся к разным детям, продолжаем рассказывать другие сказки и напевать колыбельные.
Здоровье-сберегающие технологии, используемые в воспитательно-образовательном процессе: эмоционально-стимулирующая гимнастика, релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, динамические паузы и физкультурные минутки, бодрящая гимнастика после сна, хождение по массажным дорожкам, облегченная форма одежды и др.
Воспитательно-организационная работа в режимных моментах также проводилась с использованием игрушки Мышонок:
помощь в формировании способности к коммуникативной деятельности: общению и взаимодействию со сверстниками и со взрослыми, правил поведения («Научим Мышонка правильно здороваться» и т. п.);
знакомство с назначениями бытовых предметов и их правильным использованием («Покажем Мышонку как правильно держать ложку» и т. п.);
формирование представлений о названиях окружающих предметов и игрушек, умений и навыков активно использовать их в речи («Давай вместе послушаем и поиграем» и т. п.);
формирование готовности обращаться ко взрослым и сверстникам с вопросами и с просьбами («А Мышонок не умеет правильно просить, поможем ему?» и т. п.) ;
Активно в режимных моментах использовались различные произведения музыкальной культуры и искусства с целью получения эмоционального отклика воспитанников: релаксационные минутки для психоэмоциональной разрядки детей в конце дня, веселая и бодрящая музыка для привлечения внимания, повышения уровня сплоченности ребят, развития ритмических танцевальных движений и т. д.
Для обеспечения двигательной активности воспитанников в течение всего адаптационного периода проводились помимо образовательной физической и музыкальной деятельности:
игровые занятия, основными задачами которых было преодоление стрессовых состояний, снижение излишней двигательной активности – «Уложим куклу Таню спать», «Построим дом из кубиков», «Споем колыбельную перед сном», «Соберем разноцветную пирамиду» и др. ;
игры-забавы с мыльными пузырями, водой и песком (на улице – в теплый период времени);
музыкальный и физкультурный досуги, театрализованные представления;
подвижные игры во время прогулки с использованием элементов хороводных, народных игр, в чередовании с малоподвижными играми для оптимизации двигательной активности, наблюдениями в окружающем мире;
посещение детей других групп на участке и др.