Бабошина Елена
Решение проблемы социальной адаптации детей в коллективе сверстников в условиях комбинированной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Решение проблемы социальной адаптации детей в коллективе сверстников в условиях комбинированной группы
Учитель-логопед
Бабошина Елена Николаевна
МБДОУ «ЦРР – детский сад №9»
г. Чернушка, Пермский край
В процессе становления личности ребенка и его социализации большое значение имеет то, как он в первые годы жизни адаптируется в мире людей (взрослых и сверстников) в образовательных детских дошкольных учреждениях, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Публикация «Решение проблемы социальной адаптации детей в коллективе сверстников в условиях комбинированной группы» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019
Проблема социальной адаптации детей и педагогических условий ее успешного протекания в ДОУ в настоящее время вызывает большой интерес, т. к. дошкольное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом.
Прежде чем говорить о социальной адаптации дошкольников, надоправильно понимать, что же такое адаптация и социальная адаптация в целом.
Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке.
Социальная адаптация – это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения, существующих в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.
Как известно, процесс адаптации детей в дошкольном возрасте протекает с теми или иными осложнениями, тем более данный процесс приспособления к новым условиям детского социума протекает сложней и гораздо проблематичней для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Поделимся опытом работы по организации работы по созданию условий для успешной адаптации детей в нашей группе.
В нашем детском саду группы комбинированной направленности организуются для детей с разным уровнем речевого и интеллектуального недоразвития.
В настоящее время в нашей старшей группе воспитываются :
- 39% детей с ФФН;
- 54% детей с ТНР;
- 9% детей с ЗПР;
- 7% детей с нормой развития.
Дети поступили к нам из разных групп нашего ДОУ, других детских садов.
Так как дошкольники с ТНР (общим недоразвитием речи) и с ЗПР, а нередко и с ФФН – это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности, мы заметили, они встречают большие трудности при адаптации в новом для них детском социуме. Наблюдения показали, что:
• 36% детей застенчивы, обидчивы, неуверенные в себе.
• 7% замкнуты.
• 18% раздражительны, двигательно беспокойны, проявляют грубость, непослушание.
• 7% недостаточно развито чувство дистанции.
• И только у 32% детейэмоционально - волевая сфера сохранена.
Но чаще всего причиной нарушения социальной адаптации является несформированность коммуникативных умений, трудности в общении со взрослыми и сверстниками (41%).
Исследования (М. И. Лисиной, Р. С. Буре, Л. С. Коломинского, Т. А. Репиной, В. А. Деркунской и др.) свидетельствуют, что результатом успешной социальной адаптации старших дошкольников является их эмоциональное благополучие и активное участие в жизни группы ДОУ.
Таким образом, перед нами возникла необходимость создания благоприятных условий социальной адаптации детей в группе, поиска наиболее эффективных педагогических и психологических методов.
Первоначально определили основные задачи:
• создание уютного, комфортного пространства для всех детей;
• созданиеединого образовательного пространства (дети, родители, педагоги);
• развитие индивидуальных интересов и способностей детей;
• обеспечение развития навыков взаимодействия детей с педагогами, друг с другом;
• развитие самоконтроля и саморегуляции поведения.
Совместно с педагогами группы продумали мероприятия, направленные на облегчение адаптации.
Организация развивающей предметно-пространственной средыс учетом принципов вариативности и индивидуализации:
- Стенд «Календарь событий». Направлен на формирование временных представлений (год, неделя, сутки) и планирующей функции деятельности и речи у детей старшего дошкольного возраста. Позволяет наглядно демонстрировать последовательность событий в детском коллективе в течение дня, месяца, помогает качественно провести с детьми «утро радостных встреч» и «итог дня».
- Стенд «Палитра интересов» нужен для того, чтобы ребенок смог самостоятельно запланировать свою деятельность на день, развивает способность анализировать.
- Стенд «Наши достижения» направлен на формирование умения оценивать свои достижения и достижения сверстников, развитие чувства соперничества, соревновательности и «здоровой» конкуренции в детском коллективе.
Опираясь на календарно-тематический план, разработали ежемесячное проектирование РППС по всем образовательным областям. Изготовили дидактические игры, пособия, поэтапные схемы для продуктивных видов деятельности, направленные как на организацию совместной деятельности педагога с детьми, так и на развитие самостоятельности детей.
Маркеры пространства помогают ….
Важным моментом положительной социализации в группе считаем проведение экскурсий, основной целью которых является ориентировка в пространстве групповой комнаты.
Особое внимание уделяем правильной организации игр с правилами, так как они регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Коммуникативный характер многих игр дает возможность взаимодействовать в коллективе играющих.
Первоначально определили задачи:
• учить обсуждать перед игрой игровые правила и правила совместной деятельности;
• развивать умение общаться по поводу игры: слушать друг друга, не перебивать, проявлять терпение, выходить во время игры нельзя, когда один говорит, остальные его внимательно слушают, если хочешь сказать – подними руку радоваться удаче (победе) товарища;
• побуждать детей сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, мнениями, суждениями по поводу игры;
• учить справедливо оценивать результат индивидуальной и совместной деятельности.
В соответствии со структурой, игра начинается и заканчивается беседой. Дети объясняют, как они будут играть, отвечая на вопросы педагога, например:
• Расскажите, как мы сегодня будем играть.
• В какую игру мы будем играть?
• Как будем выбирать ведущего?
• Что делает ведущий?
• Зачем нужны карточки-схемы?
• Что делают остальные дети?
• За что получаете фишку?
• Кто считается победителем?
Заканчивается игра коллективной и индивидуальными беседами, в ходе которых обсуждаются результаты игры и взаимодействие между играющими, Вопросы: «Почему тебе понравилась (не понравилась) игра?» - способствовали тому, что дети начали анализировать свои действия и действия товарищей. Например: «Было интересно, потому что играли быстро и по новым правилам, а неинтересно – потому что некоторые не соблюдали очередность, перебивали».
Педагог так же участвует в беседе как равноправный партнер: поощряет игру по правилам, дает оценку организации взаимодействия детей, оказывает моральную поддержку. Похвала помогает вовлечь в совместную деятельность робких, нерешительных детей.
Хочу представить вам вариант игры «Хорошо – плохо» в ходе которой обсуждаются нехорошие поступки.
Планирование дня утром, подведение итогов перед обедом и вечером: организация обсуждения с детьми предстоящей и прошедшей деятельности позволяет обменяться мнениями по поводу «хороших» и «плохих» поступков,побуждает детей сообщать о своих впечатлениях, делиться чувствами, справедливо оценивать результаты индивидуальной и совместной деятельности. Это повышает самооценку, улучшает настроение, налаживает коммуникацию.
Дифференцированный подход к организации не только коррекционно-развивающей, но и всей жизни группы исключает уравниловку и усреднение детей. При организации НОД деление детей на группы с равными способностямиу педагога появляется возможность более эффективно работать с детьми с трудностями освоения программы. Выбор водящего в подвижной игре самого быстрого и ловкого ребенка позволяет проявить ему лидерские качества. Первоначальное знакомство «слабых» детей с дидактической игрой, а затем и всех остальных, повышает их уверенность и познавательный интерес. Организация КОПов так же направлена на развитиеиндивидуальных интересов и способностей детей.
Адаптация ребенка будет более успешна, если активно будет вовлечена его семья. Поэтому для родителей организовываются экскурсии в группу и в логопедический кабинет, родительское собрание, на котором подробно рассказывается об организации коррекционной и воспитательной работы в группе, открывается группа ВКонтакте, где выкладываются фотографии детей в разные режимные моменты, индивидуальные беседы.
Накопленный нами опыт по организации адаптационного периода будет использоваться и в дальнейшей работе, так как дети быстрее привыкают к новой группе, в коллективе складываются доброжелательные отношения, что способствует началу более эффективной коррекционно-развивающей работы.