Ирина Маяцкая
Консультация «Проблема социальной адаптации детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проблема социальной адаптации детей раннего возраста».
Изменения, происходящие в современном мире, увеличение скорости передачи и усвоения информации, увеличивающийся темп жизни, актуализируют проблему социальной адаптации детей раннего возраста. Дети, рожденные в современном мире, вступают в многочисленные социальные отношения гораздо раньше, чем это делали их родители. В данном контексте следует говорить о необходимости поиска путей и условий решения проблемы социальной адаптации детей раннего возраста как начальном этапе интеграции в новую систему отношений с окружающим миром. Данная проблема является одной из ключевых для современной педагогической науки, общества и государства, образовательной практики и личности.
Публикация «Консультация „Проблема социальной адаптации детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию личностных качеств у подрастающего поколения. Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом ДОУ необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей : предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать личные отношения с окружающими.
Социальная адаптация – «это вхождение ребенка в коллектив сверстников (социальную группу, принятие норм, правил поведения существующие в обществе, приспособление к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознание и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими»[4]. Социальная адаптация ребенка раннего возраста, по мнению А. М. Щетининой - это «взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного «Я» ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека» [5].
Социальная адаптация является условием формирования более широкого и значимого понятия «социализация».
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ориентирует образовательные учреждения на «создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей» [3]. Создание таких условий возможно только в процессе социальной адаптации, как компонента социализации и именно в дошкольной образовательной организации (ДОО). В связи с этим уже в ДОО необходимо организовывать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями, психическим и физическим развитием воспитанников.
Основой социальной адаптации и формирования взаимоотношений со сверстниками является ранний детский возраст. От того, как будет проходить адаптация детей в этом возрасте к ДОО, будет зависеть и дальнейшая адаптация детей к среднему образовательному учреждению и выстраиванию взаимоотношений на последующих этапах обучения [1]. Основой ФГОС ДО является социализация детей с раннего возраста. Приход детей раннего возраста в ДОО требует социальной адаптации детей раннего возраста как условия предупреждения возможных психологических и коммуникативных проблем ребенка, отклонений в физическом развитии и здоровье ребенка.
Однако, при всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач педагогов детского сада является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители” [1]. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [3]. В Законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть на взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья- детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.
Список литературы:
1. Синяпкина Е. И., Звягина О. Н. Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 63-65. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1672/ ( дата обращения: 17.06.2019).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
3. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
4. Чернявская В. С., Ахмадуллина О. В. Опыт исследования сюжетно- ролевой игры у дошкольников //Концепт
5. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 156 с.