Ирина Анатольевна Блынская
Тренинг развития самосознания в деятельности педагога-психолога учреждений образования
И. В. Вачков основы технологии группового тренинга М : Издательство "Ось-89", 1999
И. В. Вачков выделяет в тренинговой программе направленной на развитие профессионального самосознания три взаимосвязанных тематических блока.
Первый блок посвящен осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих переживаниях, мыслях, привычных способах поведения, на своих представлениях о самом себе. Уже в этот период начинают разрушаться привычные стереотипы неадекватного самовосприятия, ставятся под сомнение укоренившиеся системы оценок и самооценок, открываются неожиданные стороны человеческого Я.
Публикация «Тренинг развития самосознания в деятельности педагога-психолога учреждений образования» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Второй блок направлен на осознание участниками себя в системе профессионального и личностного общения и оптимизацию межличностных, отношений с коллегами, администрацией и членами семьи. Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, ее социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии. Большое значение в этом блоке придается системе приемов невербальной коммуникации, отработке навыков оптимального общения.
Третий блок ориентирован на осознание участниками себя в системе профессиональной деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этом этапе основной упор делается на закрепление новых поведенческих паттернов, отработку умений самоанализа профессиональной деятельности, а также способы высвобождения своего творческого потенциала.
На примере тренинга по программе Г. В. Резапкиной. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧИТЕЛЯ
Тренинг развития профессионального самосознания способствует общему пониманию своих профессиональных задач всеми участниками образовательного процесса. В его основе – опыт семинаров для педагогов и психологов Москвы и Московской области. Тренинг состоит из пяти трехчасовых занятий («Приоритеты и ценности», «Мотивы и потребности», «Направленность личности», «Профессионально важные качества учителя», «Профессиональные риски и пути их преодоления», содержащих упражнения, методики, элементы лекций.
Основные принципы тренинга – практическая направленность с опорой на современные научные представления, метафоричность, баланс комфорта и дискомфорта участников. Вести тренинг могут квалифицированные психологи, имеющие опыт тренинговой работы со специалистами образовательных учреждений.
1. ЗАНЯТИЕ «ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕННОСТИ»
Цели занятия: знакомство с участниками тренинга (уточнение представлений о себе и своих взглядах, убеждениях, ценностях); уточнение понятий «мировоззрение», «убеждение», «ценность»; самодиагностика приоритетных ценностей (методика «Определяем приоритеты», индивидуальные и групповые упражнения по теме занятия.
2. ЗАНЯТИЕ «МОТИВЫ И ПОТРЕБНОСТИ»
Цели занятия: знакомство с различными теориями мотивации; уточнение представлений о своих мотивах и потребностях на основе самодиагностики (методика «Актуальные потребности», индивидуальные и групповые упражнения по теме занятия.
3. ЗАНЯТИЕ «НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ»
Цели занятия: знакомство с учением о доминанте; уточнение представлений о направленности личности на основе самодиагностики (методика «Я-Другой, Карьера-Дело», индивидуальные и групповые упражнения по теме занятия.
4. ЗАНЯТИЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ»
Цели занятия: уточнение представлений о профессионально важных качествах учителя; отработка эффективных моделей педагогического общения, самодиагностика и развитие профессионально важных качеств (методики «Идеальный учитель», «Поведение в конфликтах», индивидуальные и групповые упражнения по теме занятия.
5. ЗАНЯТИЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»
Цели занятия: понятие о кризисах профессионального роста и педагогических деформациях; отработка эффективных моделей педагогического общения, самодиагностика развития профессионально важных качеств (методики «Анкета самоопределения», «Диагностика особенностей педагогического общения», «Я и моя работа», индивидуальные и групповые упражнения по теме занятия.