Екатерина
Тренинг «Провоцирующее поведение ребенка с травматическим опытом» как инструмент профилактики проф. выгорания педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Провоцирующее поведение ребенка с травматическим опытом
По данным на 1 сентября 2021 года на учете в региональном государственном банке данных состоит 1166 детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых 993 ребенка школьного возраста [5].
Каждый ребенок, поступающий в детский дом, имеет травматический опыт, поскольку разлучение с семьей, даже неблагополучной, всегда является сильнейшим стрессом для ребенка. За последние десятилетия было проведено достаточно много исследований, демонстрирующих отличие детей, воспитывающихся в домах ребенка от их сверстников, воспитывающихся в семьях по показателям психического развития и физиологическим показателям роста, веса, уровня кортизола. Данные сравнения детей с опытом социально-эмоциональной депривации с нормативной выборкой с использованием опросника Ахенбаха свидетельствуют о том, что дети с опытом институализации имеют больше проблем во взаимоотношениях со сверстниками, чаще проявляют агрессивное поведение [1]. Потеря объекта привязанности - большая утрата в жизни ребенка любого возраста [2].
Публикация «Тренинг „Провоцирующее поведение ребенка с травматическим опытом“ как инструмент профилактики проф, выгорания педагогов» размещена в разделах
Дети до поступления в учреждение сталкиваются со значительными жизненными трудностями: вторичные возвраты, ранняя криминализация, вовлечение детей в деструктивное, девиантное поведение, физическое, сексуальное и эмоциональное насилие. Среди самых распространнённых особенностей детей, оставшихся без попечения родителей, выделяют тревожность, стремление привлечь внимание любой ценой, безразличие, негативный образ себя, нарушение саморегуляции. Такой опыт детей в значительной степени осложняет работу с ними, их адаптацию к «нормальной жизни». Предшествующий опыт формирует в детях сложности с выстраиванием доверительных отношений со взрослыми, с необходимостью соблюдать социальные нормы, отказаться от «девиантного прошлого». Таким образом, взрослый, находящийся рядом с ребенком, должен не только виртуозно владеть педагогическими приемами, но и быть стрессоустойчивым, надежным, последовательным, принимающим.
В данный момент в России нет государственной программы подготовки к работе с детьми с опытом институционализации. Зачастую воспитатели детских домов, детских садов и школьные педагоги, не имея достаточных знаний, сталкиваются с большими трудностями в налаживании контакта с этими детьми, реагировании на агрессивное и провокационное поведение. Все эти факторы способствуют нарастанию тревожности и выступают предикторами профессионального выгорания педагогов.
В 2018 году было проведено исследование психологических характеристик воспитателей ЦССВ (Центр содействия семейному воспитанию).
Методы исследования: социально-биографическая анкета, шкала самооценки личностной и ситуативной тревожности Спилбергера, Торонтская алекситимическая шкала.
Было обнаружено, что в целом воспитателей больше всего беспокоит необходимость заниматься со сложными детьми и детьми, которые не становятся лучше. Помимо этого, возникла острая потребность в информации о развитии, поведении, эмоциональном состоянии детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, а также информации о способах взаимодействия с детьми, переживших вторичный отказ и возврат в сиротское учреждение. Так же сотрудники были обеспокоены работой в стрессовых условиях переживаниями в связи с провоцирующим поведением детей [3].
В 2020 году было проведено повторное исследование. Большая часть респондентов – воспитателей детских домов были обеспокоены в связи осознанием тяжелого травматического опыта детей, необходимостью решать конфликтные ситуации и справляться с ненормативным поведением детей.
На основе исследований 2018 и 2020 года и их сравнительного анализа была разработана программа тренинга «Провоцирующее поведение ребенка с травматическим опытом» в объеме 24 академических часа, направленного на практическую помощь педагогам в ситуациях трудного и провоцирующего поведения детей [4].
Цели и задачи тренинга :
Цель: повышение компетенции сотрудников и родителей в области сопровождения детей с вызывающим, провоцирующим поведением.
Задача 1: предоставить информацию об особенностях вызывающего поведения у подростков;
Задача 2: предоставить информацию о причинах, особенностях и направленности провоцирующего поведения у подростков с опытом пребывания в сиротских учреждениях;
Задача 3: познакомить слушателей с критериями и отработать навыки наблюдения за эмоциональным состоянием и провоцирующим поведением ребенка;
Задача 4: познакомить слушателей с приемами саморегуляции и осознанного взаимодействия с детьми с использованием активного слушания и принципов ведения партнерской беседы;
Задача 5: представить стратегии и алгоритмы конструктивного реагирования на провоцирующее поведение ребенка и отработать их использование в тренинговых упражнениях и ролевых играх;
Задача 6: подготовить слушателей к самостоятельной оценке вызывающего поведения, использованию алгоритмов конструктивного взаимодействия с подростками.
Перечень результатов обучения:
1. Знание теоретических аспектов и экспериментальных данных о последствиях травматического опыта у детей в семьях и сиротских учреждениях. 2. Освоение навыков наблюдения и безоценочного описания эмоционального состояния и поведения ребенка и взрослого. 3. Понимание причин, целей и характеристик провоцирующего поведения младших школьников и подростков. 4. Освоение навыков поддержки ребенка, саморегуляции и использования алгоритмов действий при провоцирующем поведении ребенка. 5. Знание организационных основ для междисциплинарной командной оценки и сопровождения ребенка с выраженным вызывающим поведением.
Структура и содержание учебных занятий:
Тема 1. Теоретические и экспериментальные основы реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и за рубежом. Концепция психического здоровья, как основа для реформирования. Роль близкого взрослого в контексте создания «семейных групп» в учреждениях. Командная работа. Новые компетенции воспитателей (близких взрослых) и специалистов, сопровождающих детей с травматическим опытом. Наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка и взрослого как базовая компетенция сотрудников. Критерии определения эмоций на лице. Практикум.
Тема 2. Взаимодействие с ребенком, имеющим травматический опыт. Безоценочность в поведении взрослого и описании наблюдаемого поведения ребенка : критерии и практикум. Модель уважительной заботы Э. Пиклер. Модель улучшения отношений в паре «родитель – ребенок» М. Дожер. Навыки активного слушания и ведения партнерской беседы: определение и практикум.
Тема 3. Провокационное поведение, как следствие травматического опыта. Психологический портрет ребенка, воспитывающегося в учреждении. Травма и хронический стресс в детском возрасте и их психофизиологические последствия. Экспериментальные исследования влияния стресса и депривации на развитие мозга и функционирование ребенка. Оппозиционно-вызывающее расстройство у детей. Профиль развития детей с опытом неблагополучия в семье и пребывания в учреждении. Поведение привязанности у детей из небезопасного социального окружения.
Тема 4. Категории и функции провоцирующего поведения. Чувства ребенка, чувства взрослого, назначение (функция) поведения, действия взрослого. Естественные реакции взрослых на провоцирующее поведение детей. эффективные и не эффективные способы реагирования. Ресурсы для поддержания психического здоровья взрослых. Работа с видео: выделение функции вызывающего поведения и чувств участников. Оценка стратегии взрослого.
Тема 5. Стратегии совладания с провокационным поведением детей. Осознанность в поведении взрослого. Осознавание взрослым главной цели своего поведения. Принципы саморегуляции. Алгоритм действий в ситуации вызывающего поведения ребенка.
Тема 6. Закрепление алгоритма и его варианты. Критерии оценки выбранной стратегии для взрослого и для ребенка. Профилактика следующих вспышек вызывающего поведения ребенка. Командная работа: Выбор стратегии долгосрочной помощи ребенку и взрослому.
Тема 7. Выбор стратегии помощи ребенку и взрослому. Анализ случаев от участников. Отработка алгоритмов. Обращение к приобретенным компетенциям участников.
На данный момент в тренинге приняли участие воспитатели семи ЦССВ (Центр содействия семейному воспитанию) г. Санкт-Петербурга. В результате обучения педагоги отмечали улучшение самочувствия, снижение тревожности, повышение эмоциональной устойчивости. Воспитатели научились быстрее и увереннее ориентироваться в конфликтных ситуациях, опираясь на новые компетенции.
Литература:
1. Агаркова В. В., Мухамедрахимов Р. Ж. Характеристики поведения детей с ранним опытом институционализации после помещения в семьи России и США //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Социология. – 2015. – №. 3.
2. Петрановская Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка. – Litres, 2017.
3. Селина Н. А., Пальмов О. И. Психологические особенности воспитателей семейных групп воспитателей детского дома. // Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. — 2019. — Том 7.
4. Пальмов О. И., Ярыгина О. Ю., Бондарева Е. И. Потребности и психологические характеристики воспитателей детских домов как фокус программы сопровождения персонала. // Материалы международной научной конференции Ананьевские чтения. — 2020.
5. дети-ждут. рф