Ася Кузьмина
Тренинг по стабилизации эмоционального состояния (профилактика СЭВ у педагогов)
▼ Скачать + Заказать документы
Данный тренинг проводится в рамках программы "Профилактика синдрома эмоционального выгорания и коррекция деструктивных новообразований личности воспитателя".
Цель тренинга: ознакомление с дыхательной психотехникой и освоение ее элементов под руководством психолога.
Тренинг состоит из трех частей: теоретической, практической, обратной связи.
Публикация «Тренинг по стабилизации эмоционального состояния (профилактика СЭВ у педагогов)» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Теоретическая часть: сегодня будет проведен тренинг по стабилизации эмоционального состояния, на котором вам будет предложена дыхательная психотехника. Она проста в применении и поможет эффективно справиться с негативными проявлениями СЭВ. Но как психотехника может повлиять на стабилизацию эмоционального состояния? И возможно ли с помощью дыхательных упражнений влиять на эмоции? Эти вопросы закономерны и важны для понимания механизма влияния психотехники на наш организм.
В психологических исследованиях было доказано, что эмоции всегда имеют физические проявления. Например, злясь, мы сжимаем кулаки, а от страха перехватывает дыхание, грусть вызывает слезы… Эмоции не только меняют сердечный ритм, но и температуру тела, артериальное давление, мозговую активность. Поэтому психическое состояние человека зависит от многих факторов, в частности от умения противостоять длительным нервным перегрузкам (в т. ч. и негативным эмоциям).
Релаксационные упражнения - это эффективное средство для нормализации общего состояния человека. Упрощенная схема «работы» психотехники такова: стресс и негативные эмоции приводят мышцы в состояние готовности к нагрузке, повышает их тонус (напряжение в покое), а при их расслаблении в мозг идет сигнал о том, что обстановка разрядилась и, таким образом, снимается нервное напряжение.
Практическая часть:
Для выполнения упражнения необходимо лечь на спину. Под голову положите валик (плед).
Перед началом упражнения максимально выдохните.
Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. Дышите медленно и спокойно, сосредоточитесь на счете.
Во время практической части психолог проверяет освоение алгоритма дыхания, темп дыхания.
Обратная связь. Комфортно ли было выполнять упражнение? Чувствовались ли зоны напряжения мышц (часто ощущаются в области диафрагмы)? Принесло ли упражнение ощущение расслабления, отдыха? Что было трудным в выполнении упражнения?
Психолог отвечает на вопросы педагогов и озвучивает рекомендации для дальнейшего самостоятельного применения психотехники (желательно раздать в печатном виде педагогам для соблюдения алгоритма выполнения).
Рекомендации для самостоятельного применения психотехники:
1. Для сеанса релаксации, как меры борьбы со стрессом, нужна теплая, хорошо знакомая вам комната, где вас никто не потревожит около 10-20 минут. Во время сеанса дыхательного релаксационного упражнения можно сидеть в кресле, а лучше лечь на кровать или на пол, обязательно подложив под голову подушку или валик.
2. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. Дышите медленно и спокойно, сосредоточитесь на счете. Выдох должен быть заметно длительнее вдоха (в 2-3 раза). Дышите медленно и спокойно, не думая о всевозможных волнениях (сосредоточитесь на счете, дыхании). Дышите в максимально комфортном для вас ритме. Ваше дыхание должно быть ровным, глубоким, и вы почувствуете расслабляющую волну, идущую по вашему телу.
3. Через неделю начинайте считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 до 1.
4. Далее продолжайте ежедневно практиковать данное упражнение (от 30 до 1).
Важно помнить, что для эффективности этого упражнения важна регулярная (ежедневная) практика.