Елена Белоусова
Тренинг по снятию психоэмоционального напряжения
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг по снятию психоэмоционального напряжения
Ведущий: педагог-психолог МАДОУ «Детский сад «Гусельки» Белоусова Е. С.
Участники: педагоги и специалисты ДОУ
Дата проведения: 6.02.2018г.
Место проведения: МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки», г. Югорск
При регистрации участники Городской Педагогической Мастерской выбирают цветок того цвета, которое соответствует их настроению на данный момент.
- Здравствуйте, дорогие педагоги, я рада сегодня вас видеть на нашей встрече.
Темочки:
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
«Шерстяной тимбилдинг»
Цель: включение в работу, снятие напряжения, создание положительного эмоционального настроя на дальнейшую работу.
Для начала давайте познакомимся друг с другом. А сделаем мы это необычным способом: я предлагаю вам сделать круг, мы будем перекидывать друг другу клубок ниток, называя при этом свое имя и то, чем вы любите заниматься в свободное от работы время, то есть свое хобби! При этом ниточка должна остаться в руках того, кто получил клубок. В конце мы посмотрим, что из этого получится! Ну что, начинаем?.
-Отлично! Молодцы!
Музыка. Психолог запускает клубки ниток разного цвета, при этом проговаривая, что каждый цветной клубок символизирует:
- Я запускаю в ваши сердца любовь (розовый клубок)
Успех (синий клубок)
Здоровье (зеленый клубок)
Хорошее настроение (оранжевый клубок)
В итоге получается большая разноцветная паутина!
- Спасибо! Предлагаю вам присесть на стулья!
Игра «Меняются местами все те, кто…»
Цель: снятие напряжения, сплочение участников группы.
«Поменяйтесь местами те, кто.». Все стоят в кругу. Ведущий (без стула, в центре круга) говорит: Поменяйтесь местами те, кто:
любит болтать по телефону;
кто любит красный цвет;
кто любит мороженое;
у кого есть дома собака (кошка);
кто любит ходить в кино;
кто любит танцевать;
кто первый раз участвует в тренинге;
любит ли смотреть телесериалы;
кто любит детей.
- Спасибо! Занимайте свои места.
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам небольшой опросник. В нем описаны некоторые эмоциональные состояния, если какое-либо состояние характерно для вас в настоящем, то отметьте его «+».
· истощение, усталость;
· бессонница;
· негативные установки;
· пренебрежение исполнением своих обязанностей;
· увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
· уменьшение аппетита или переедание;
· усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность);
· усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
· чувство вины;
· переживание несправедливости.
Если из этого перечня хотя бы на одно утверждение вы ответили положительно, то стоит уже сейчас задуматься о том, а не наступает ли у меня нервно-психическое истощение?
Мини-лекция «Эмоциональное выгорание педагога»
Цель: осознание и принятие своих чувств, развитие чувства собственной значимости.
В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени.
Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания.
Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки:
Симптомы профессионального “выгорания”
Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):
· истощение, усталость;
· бессонница;
· негативные установки;
· пренебрежение исполнением своих обязанностей;
· увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
· уменьшение аппетита или переедание;
· усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность);
· усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
· чувство вины;
· переживание несправедливости.
Все игры и упражнения, которые мы с вами сегодня проиграем, можно применять в работе с детьми.
Упражнения на снятие головной боли.
«Головной убор»
Профессия педагога – стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные эмоции, контролировать действия и поступки, так как должен являть собой пример для детей. Поэтому педагоги часто жалуются на головную боль. Предлагаемое упражнение поможет снять неприятные ощущения.
Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на голову надет тяжелый неудобный головной убор. Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой, погладьте ее руками, резким движением «бросьте» руки вниз.
«Буква»
Повышение работоспособности мозга.
Попробуйте написать первую букву своего имени головой в воздухе.
Упражнение «Комплименты друг другу»
Цель: развитие эмпатии, снижение психо-эмоционального напряжения.
Участники встают в 2 круга - внешний и внутренний. Причем, внутренний круг стоит лицом к внешнему кругу. Под музыку оба круга начинают движение в противоположные стороны. Когда музыка останавливается, участники, которые оказались друг напротив друга, делают друг другу комплимент или говорят приятные слова, пожелания, можно даже обнять человека
Упражнение «Рисунки на спине»
Цель: развитие тактильной чувствительности, способствовать позитивным взаимоотношениям между членами группы.
Материал: цветные картонные карточки и фломастеры.
Психолог делит участников на подгруппы по 3-4 человека (раздает цветные карточки, каждому участнику выдается карточка и фломастер.
Инструкция:
Предлагаю вам построиться в колонну, последнему человеку в колонне я выдаю карточку с заданием. Его задача - нарисовать на спине впереди стоящего то изображение, которое ему было выдано. Тот человек, в свою очередь, сначала зарисовывает почувствованное на своей карточке, а затем на спине впереди стоящего. И так далее…
В конце мы сравним то, что получилось в итоге с исходным изображением.
Под музыку участники выполняют упражнение. Каждая подгруппа по очереди выполняет данное упражнение.
- Спасибо! Все молодцы!
- Помните, в самом начале нашего мероприятия, мы вам предложили выбрать цветок того цвета, с каким настроением вы пришли к нам. Предлагаю вам еще раз сделать свой выбор!
Педагоги выбирают цветы…
- Ну что же, те, кто выбрал цветок уже другого цвета, уходят от нас с хорошим, приподнятым настроением.
-Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и применять на работе.
Всем спасибо за участие!
Список литературы
1. Дедулевич М. Н. Играй – не зевай: подвижные игры с дошкольниками: пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2007. – 64с. – (Дошкольный мир).
2. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями / авт. -сост. О. В. Москалюк, Л. В. Погонцева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 123с.
3. Рамендик Д. М. Тренинг личностного роста: Учебное пособие. – М. : ФОРУМ: ИНФА – М, 2007. – 176с. – (Профессиональное образование).
4. Спирева Е. Н. Коррекционно – развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду – Москва, 2014. – Вып. 2. – С. 98 – 105.
Приложение
Опросник для педагогов
• Истощение, усталость;
• бессонница;
• негативные установки;
• пренебрежение исполнением своих обязанностей;
• увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);
• уменьшение аппетита или переедание;
• усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность);
• усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);
• чувство вины;
• переживание несправедливости.