Лариса Сидоркина
Тренинг по развитию межличностных отношений и сплочению детского коллектива
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать коллективистскую направленность (интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, ответственности перед группой сверстников)
Задачи:
1. Создание доверительной обстановки и сплочение группы.
2. Формирование понятия «дружба».
3. Материализовать свою неуверенность.
4. Развитие умений детей слышать и слушать друг друга.
6. Обучение детей осознавать и вербализовать свои чувства и ощущения, свое настроение.
7. Способствование формированию навыков конструктивного общения;
Публикация «Тренинг по развитию межличностных отношений и сплочению детского коллектива» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тренинг на сплочение коллектива
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Материалы: пронумерованные по количеству этапов воздушные шары с заданиями внутри, разрезные буквы для составления слова «ДРУЖБА», картинки со сказочными героями выражающими различные настроения, наклейки-смайлы, веревки для фиксации ног при игре «сиамские близнецы», цветик-семицветик для игры, конверты с надписями «радость», «грусть», «гнев»; парашют для укрытия.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Минута встречи ( Цель: создание дружественной обстановки).
Дети встают в круг.
Психолог: - Здравствуйте ребята! Я рада вас снова здесь видеть. Давайте мы поприветствуем друг друга так, как мы всегда это делаем на наших занятиях:
- Добрый день! Добрый день!
Солнце, свет, земля!
Очень рады видеть вас
Мои друзья и я!
Здравствуй друг! Здравствуй наш теплый и добрый круг!
Мы одна команда!
Давайте вспомним правила нашей команды:
- не ссорится
- всегда приходить на помощь друг другу в трудную минуту
- уважать друг друга
- быть внимательным друг к другу
- действовать вместе, сообща
- один говорит, другие слушают
- будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе
- правило поднятой руки
- в группе все равны
Сегодня перед нашей командой стоит очень много трудных задач. Мы отправляемся в Форд Байяр – это крепость, которая со всех сторон окружена океаном. Там нас будут ждать различные испытания, пройти которые сможет только дружная и сплоченная команда. Вы готовы? За каждое успешно пройденное испытание вам будет вручаться буква. В конце всех испытаний их полученных букв нужно составить ключевое слово.
Упражнение «Океан» Цель: способствовать эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
Чтобы добраться до места назначения нам нужно плыть по океану. Повернитесь направо и встаньте в затылок друг другу. Представьте, что мы плывем по океану (текст сопровождается поглаживанием спины соседа). Дует легкий ветерок, волны едва заметны. Но вот подул сильный ветер и начался настоящий шторм. Ветер стих и океан вновь стал спокойным.
1 этап испытаний (нужно лопнуть шарик под цифрой 1, внутри которого находится задание)
Игра «Мир эмоций». Цель: учить детей различать эмоциональные состояния по выражению лица.
Я приготовила для вас картинки, известных вам персонажей сказок. Давайте мы их разместим по конвертам радость, грусть, гнев.
Игра «Скажи наоборот»
Веселый – грустный
Печальный – радостный
Трусливый – смелый
Ленивый – трудолюбивый
Злой – добрый
Плакать – смеяться (За успешно пройденный этап вручается буква)
2 этап
Игра «Сороконожка»
Цель: научить детей взаимодействовать со сверстниками. Способствовать сплочению детского коллектива.
Сороконожка – это насекомое, у которого есть голова и сорок маленьких ножек, которые крепко держатся друг за друга, чтобы не разорвать цепочку (а лучше, если вы держитесь за талию). Давайте встанем и изобразим сороконожку. Помните! Главная цель – не разорвать единую «цепь». Наша сороконожка красивая, веселая, задорная, радостная, у нее необыкновенное настроение. Давайте покажем, как она ходит. Слушайте меня внимательно: сороконожка шла, шла, вытянули в сторону правую руку, а теперь сороконожка идет фыркая «фыр, фыр, фыр». А теперь прыгает на одной ножке. А теперь решила поесть. Потом поспать. Молодцы, весело играли, я вижу, что смеяться и веселиться вы умеете и любите.
Упражнение «Чю-чюк-люм-бэ»
Время 3-5 минут.
Цель: снятие напряжения, вызвать положительный эмоциональный настрой, способствовать включению в совместную групповую деятельность,
Процедура проведения. Ведущий говорит «Чю-чюк-лю-мбэ» разной интонацией, темпом, громкостью. Группа же должна повторить его интонацию, темп, громкость произнеся в ответ «Ля- ляк-му-рфэ».
Можно заменить отбиванием ритма в ладоши и повторением его группой.
(За успешно пройденный этап вручается буква)
3 этап
Упражнение «Дождик» (дети хлопают по коленям во все убыстряющемся темпе). Но что это происходит, почему небо потемнело, солнце пропало? Кажется, начинается дождик. Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик усиливается, капли падают чаще, чаще… Настоящий ливень! Быстрее делаем укрытие! (делаем купол из парашюта)
Игра «Передевалки». Сейчас мы находимся в укрытии, поэтому должны сидеть тихо, чтобы нас нельзя было обнаружить. Всю информацию будем передавать с помощью мимики и пантомимики. Я буду говорить и показывать, что нужно передать друг другу. Начинаем!
- Передай соседу «улыбалку» (дети по кругу передают друг другу «улыбалку»)
- Передай соседу «удивлялку», «смешилку», «сердилку», «грустилку», «дразнилку» и т. д.
- Какой передавалкой можно передать настроение радость? (дети показывают).
(За успешно пройденный этап вручается буква)
Тух – тиби – дух
Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.
В игре «Тух – тиби – дух» заложен комический парадокс. Нужно смотреть прямо в глаза друг другу и сердито – пре сердито говорить эти слова. Долго ребята не могли «сердится» и начинали улыбаться и смеяться. Чем дальше продолжалась игра, тем громче они начинали хохотать.
4 этап
Игра «ПОЧТА»
Дети выбирают водящего и становятся полукругом. Игра начинается с переклички водящего с игроками.
- Динь, динь, динь!
– Кто там?
– Почта!
- Откуда?
– Из страны Валяй–Форси!
– А что в этой стране делают?
Водящий может сказать, что здесь танцуют, поют, прыгают, смеются и т. д. Ведущий выбирает понравившегося игрока, и тот занимает его место.
Игра «Я хочу с тобой дружить»
Цель: формировать позитивные чувства по отношению к себе и окружающим.
Сейчас по очереди мы будем говорить друг другу приятные слова – комплименты. («Я хочу с тобой дружить потому что ты …»)
(Вам понравилось говорить друг другу приятные слова? Какие слова были наиболее приятными?
(За успешно пройденный этап вручается буква)
5 этап
«Скульптор и глина» (с 6 лет)
Цель: тактильный контакт, взаимопонимание, способность к самовыражению, творчеству.
Участники упражнения делятся на «скульпторов» и «глину». Глина мягкая, податливая, послушная. Скульптор делает из глины свою статую: зверушку, цветок, рыбку, птичку, игрушку и т. д. Скульптура замирает, и все скульпторы дают ей название, Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривая творения рук своих друзей, хвалят скульптуры, отгадывают их названия. Участники меняются ролями.
( замечание: скульптуры не меняют свои позы и не умеют разговаривать)
Игра «Сиамские близнецы» (с 6 лет)
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы:2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложить им обуться, походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать, собрать игрушки.
СОBET : Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.
(За успешно пройденный этап вручается буква)
6 этап
Упражнение «Цветок» Какое время года сейчас за окном? А что происходит весной в природе? (Тепло становится, птички поют, цветы пробиваются к солнышку). А вы когда-нибудь видели, как пробиваются цветочки? Давайте с вами представим, что мы маленькие зернышки, которые лежат в земле и ждут, когда их согреют теплые лучики солнца: Лучиком волшебным трону я бутон (каждого касаюсь) И в ответ услышу мелодичный звон, Разбужу бутоны, расцветут цветы, Прикоснусь к тебе я - стань цветком и ты. Мы первые весенние цветы и тянем свои лепестки-ладошки к солнечным лучам. Наши бутоны согрелись под лучами солнца и распустились. Почувствуйте, как наполняются теплом ваши ладошки.) Закрылись бутончики: Море цветочное ветер колышет, Каждый цветочек нежностью дышит.
Еще раз к солнышку потянулись
Лучики взяли
К сердцу прижали,
Людям отдали,
И заулыбались.
Игра «ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК» (с 5 лет)
Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Детям дается задание: "У тебя в руках Цветик-семицветик, какое желание ты загадаешь?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы. (В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание) (За успешно пройденный этап вручается буква)