Елена Королёва
Реализация воспитательной программы по сплочению коллектива «Связующая нить» для обучающихся 5–9 классов
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА воспитательной работы на для обучающихся 5-9 классов
Паспорт программы
Название программы : «Связующая нить»
Автор программы : Королёва Елена Олеговна
Генеральная цель программы : Создание образовательной среды, способствующей формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.
Цели на каждый год уточняются и конкретизируются исходя из итогов диагностики.
Публикация «Реализация воспитательной программы по сплочению коллектива „Связующая нить“ для обучающихся 5–9 классов» размещена в разделах
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Ключевая идея: Социально-педагогическая поддержка становления и развития нравственного, компетентного, ответственного, творчески активного гражданина России.
Программа направлена на достижение личностных и метапредметных результатов воспитанников на ступени основного общего образования и включает:
- программу развития универсальных учебных действий, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- программу воспитания и социализации;
- программу коррекционной работы.
Перечень основных направлений:
1. Гражданско-патриотическое - «Я и моя Родина»
2. Духовно -нравственное - «Я и окружающие люди»
3. Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний»
4. Экологическое и трудовое - «Я и моя планета»
5. Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»
6. Эстетическое - «Я и красота вокруг»
Направленность программы :
Данная программа может быть использована на ступени основного общего образования в общеобразовательных учреждениях (основной общеобразовательной школе).
В воспитательной программе используются следующие принципы:
1. Личностно ориентированный: Принцип целостного развития личности; Принцип адаптированности; Принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов; создание ситуации успешности, достижения поставленной цели).
2. Культурно ориентированный: Принцип смыслового отношения к миру (мир вокруг меня – это мир, частью которого являюсь Я, опора на культуру как мировоззрение.
3. Деятельно ориентированный: Принцип обучения деятельности (учимся ставить цели, контролировать и ориентировать свои и чужие действия);
4. Принцип успешности: В процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.
Формы работы: Разнообразные формы работы в клубах дают возможность максимально проявлять свою активность и изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал, развивают эмоциональное восприятие :
- Досуговое общение, беседы, дискуссии, Игры; Тестирование, анкетирование;
- КТД – основная форма работы, так как дает возможность каждому: внести свой личный вклад в общую работу клуба, проявить свои личностные качества (творческие, спортивные, организаторские, практические, интеллектуальные); обеспечивает активную реализацию и обогащение личного опыта; способствует укреплению коллектива, его структуры, содействует мобильности связей и отношений в клубах.
Методы работы:
- Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа членов клубов с выполнением различных заданий и дальнейшим оформлением проектов и их защитой).
- Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела в клубах, участие в соревнованиях, тематических мероприятиях, направленных на укрепление и сохранения здоровья учащихся.
Содержание опыта, ориентированного на формирование базовых национальных ценностей.
Для реализации программы, на основании изучения инновационного опыта отечественной и зарубежной педагогики, я остановилась на личностно-деятельностном подходе.
По всем параметрам для реализации выбранной мною модели воспитания идеально подходит Технология личностно-деятельностного подхода и Технология развития мотивации и креативности мышления, которые включают в себя следующие подструктуры:
1. Технология метода проекта: обучение на активной основе, через деятельность ученика, на основе личной заинтересованности. ( Основа: Концепция компетентностно-ориентированного образования в Самарской области; Учебно-методическое пособие Пахомовой Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении»; Экспериментальные исследования Рыбакиной Н. А., зав. Кафедрой педагогики и психологии ГОУ СИПКРО, «Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды»).
2. Технология формирования команд в учебно-воспитательном процессе, меняющая в корне стиль поведения во взаимодействии и стимулирующая создание ситуации успеха, как метода педагогического воздействия и средства обучения. (Учебно-методическое пособие Солововой Н. А. «Современные подходы к формированию педагогических команд в условиях образовательного учреждения. – Самара: ГОУ СИПКРО)
3. Диалоговые технологии обучения, формирующие толерантность и правовую культуру учащихся, стимулирующие выработку социальных норм поведения и способствующие повышению уровня психологической комфортности. (Разработчики программы : Полушкин И. А., к. п. н., директор регионального лингвистического центра (РЛЦ) «Диалог культур», МОУ Гимназия № 11 г. Самары; Михелькевич В. Н., д. п. н., профессор)
4. Технология здоровьесбережения, без реализации которой теряет смысл вся модель обучения. (На основе программы Рыбакиной Н. А. и методического обеспечения курса «Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства», Самара: ГОУ СИПКРО)
Формы организации деятельности учащихся: уроки мужества, уроки творчества, уроки нравственности, социально-значимые учебные проекты, создание совета КТД, поисковых групп, коллективные формы работы, необходимые для создания условий для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции учащихся.
Активное использование: метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества.
Ожидаемые результаты
• Создание уникальной модели осуществления общедобровольческих действий;
• Реализация общественно-полезной деятельности детей и подростков;
• Создание детского добровольного объединения для реализации социальных проектов;
• Активное участие детей в общественной жизни школы, села, района, области, страны;
• Экономическая эффективность от реализации благотворительной программы.
Качественные показатели:
1. Создание в классе воспитывающей среды.
2. Формирование гуманистической культуры каждой личности.
3. Осознанный жизненный выбор.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Создание условий для гармонизации опыта отношений.
Количественные показатели:
1. Рост социальной и общественной активности детей (регулятивные УУД).
2. Повышение стремления детей к общению (коммуникативные УУД).
3. Формирование зрелой гражданской позиции, рост солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни (личностные УУД).
4. Рост компетентности (познавательные УУД).
5. Повышение рейтинга школы в посёлке, районе.
Результативность программы «Связующая нить», входящей в систему «ПОГРУЖЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВО» отслеживалась на основе результатов комплексного психологического исследования учащихся в течение 3-х лет.
Кроме того, результаты участия воспитанников моего класса в конкурсах, конференциях, соревнованиях, фестивалях детского творчества за последние 3 года показывают, что среди них много призёров школьных, окружных, областных мероприятий и участников мероприятий общероссийского и международного уровня.
Вот только некоторые наши успехи за прошлый год:
Активные участники выставки творческих работ к 220-л Аксакова;
Призовые места в окружном фестивале творчества «Парад планет»;
Участники областного конкурса «Скажи коррупции нет!», «Рисую безопасный труд»;
Победы в районных конкурсах рисунков «Радуга профессий»; «Я рисую мир, где нет наркотиков»;
Участие в окружном этапе областного конкурса «Здоровые дети – надежда России» и в окружном этапе Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»;
Участники Всероссийского благотворительного проекта «Конкурс детского креатива» «Будущее России»;
Активное участие в областном конкурсе детского творчества «160 миниатюрных книг о Самарском крае», работы победителей размещены на сайте Самарской областной детской библиотеки, выпущены памятные диски;
Наша команда - победитель в Общероссийском конкурсе социальных проектов «Наши родители» в Номинации «Уважение и поддержка»;
Есть участники и победители Международной научно-исследовательской конференции «Образование. Наука. Профессия»;
Мои воспитанники писали письма президенту, разрабатывали программу «Я глава сельского поселения»;
Есть 3 финалистов областного конкурса творческих работ «Российская государственность: страницы истории», организованного Самарской Губернской Думой.
Вместе мы осваиваем издательское дело, готовим исследовательские работы различной тематики и направленности;
Вместе мы изучаем историю России, собираем материал по теме «Степан Разин в Самарской губернии», готовим работу на областной конкурс творческих работ на тему «Личность Степана Разина и возможность народного восстания в современной России»;
Вместе мы учимся шить костюмы к спектаклям, рисовать и делать декорации;
Вместе мы любим играть, работать, читать, петь и танцевать.
Главное, что понимают все мои воспитанники : Каждый из них может быть успешным!
Главное, в чём они нуждаются – это вера в их силы.
Главное, что я пытаюсь донести до моих учеников: «Понятие «Творчество» - это не просто способность, это смысл жизни человека, движущая сила развития».
Наверное, так и должны проходить занятия,
Чтобы учитель и ученик бок о бок душевные силы тратили,
Чтобы не было границы: учитель-ученик
И вопрос о проценте успеваемости не возник.
Важнее, чтобы горели в беседе глаза.
И от понимания и счастья просилась слеза!
Это и есть высшая модель педагогики,
Когда следуешь интуиции и внутренней логике!
И тогда философия жизни тебе открывается,
И конфликтов душа твоя не пугается,
И в самых серьёзных и грустных вещах замечаешь смешное,
И психология для тебя что-то давно известное и родное!
Дети – это прошлое, настоящее и будущее…
Не спеши, загляни нам в глаза и, может, успеешь ещё
Увидеть в них Мир, Вселенную и Тишину,
И, как гладь горного озера, успокоенную свою Душу…